В статье обоснована актуальность профилактики суицидального поведения молодежи в современном мире, поскольку с каждым годом в мире наблюдается постоянный рост суицидальных проявлений среди молодежи. Изучены понятие суицида, объективные факторы, влияющие на суицидальное поведение молодежи. Охарактеризована первичная, вторичная и третичная профилактика суицидального поведения молодежи. Описаны уровни риска суицидального поведения молодых людей; методики диагностического обследования для выявления молодых людей группы риска. Дана характеристика основным элементам профилактической работы суицидального поведения молодежи; психолого-педагогической коррекции суицидальных тенденций.
Ключевые слова: суицид, самоубийство, суицидальное поведение, риск суицида, профилактика суицидального поведения, молодые люди группы риска, психолого-педагогическая коррекция суицидальных тенденций.
С каждым годом в мире наблюдается постоянный рост суицидальных проявлений среди молодежи. Самоубийство — это проблема современного общества, которая представляет собой открытое проявление саморазрушительного поведения человека. Самоубийство в юном возрасте может происходить по разным причинам: потеря близкого, любимого человека; учебные проблемы; переживания или обиды; беременность; чувство мести, протеста, угрозы; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие; уклонение от последствий плохого поступка или сложной жизненной ситуации.
Начиная с 14–15 лет, суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16–19 годам. Лишь 5 % суицидальных попыток в подростковом возрасте приходится на психозы, 20–30 % — психопатии, а все остальное — так называемые «подростковые кризисы» [8]. Молодежь требует большего внимания взрослых, ведь они только внешне производят впечатление независимых и самостоятельных, а «внутри» они очень уязвимы и болезненно реагируют на жизненные неурядицы.
Специалисты определяют суицид (от лат. «себя убивать»), самоубийство как осознаваемые, умышленные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни, которые приводят к смерти. Признаками понятия «самоубийство» выступают: цель лишить себя жизни; потерпевший и субъект суицида является одним и тем же лицом; смерть вызывается личными действиями самого человека [10].
Среди объективных факторов, влияющих на суицидальное поведение молодежи, можно выделить следующие: большинство суицидентов высказывали свои намерения лишить себя жизни близким людям, друзьям, родственникам. Большинство молодых людей, которые предпринимают суицидальные попытки или совершают истинное самоубийство, не диагностируются как психически больные, в большинстве случаев молодые люди демонстрируют свое желание уйти из жизни, однако окружающие не всегда это замечают [4].
Суицидальное поведение молодого человека является результатом многофакторного процесса дезадаптации, обусловленного социально-психологическими факторами. Выделяют следующие основные причины суицидального поведения: депрессивное расстройство; конфликты с окружающими; унижения личности в окружении его друзей; изоляция, жизнь в одиночестве, потеря поддержки со стороны семьи и близких людей; обесценивание собственной личности; экономические проблемы; проблемы на работе; проблемы с противоположным полом; стресс и стрессовые факторы; агрессия и раздражительность; физическая болезнь [3].
Первоочередным условием предупреждения самоубийств среди молодежи является тщательное психолого-педагогическое выявление молодых людей, чьи личностные характеристики создают повышенный риск суицида, индивидуальная работа с этой категорией молодежи, разработка системы профилактических мероприятий, широкая просветительская работа с семьями [2].
Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении молодых людей группы риска (имеется три и более факторов суицидального риска). Нельзя утверждать, что эти молодые люди обязательно будут реализовывать суицидальные намерения, однако, учитывая комплекс суицидальных факторов, необходимо по отношению к этой группе осуществлять профилактические действия.
В первую очередь работникам психологической службы учреждений необходимо провести комплекс мероприятий, которые будут способствовать повышению компетентности педагогов по распознаванию маркеров суицидального риска, и оказать поддержку молодым людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Вторичная профилактика суицидального поведения осуществляется по отношению к группе молодых людей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и проявляют опосредованно (через записки, записи в дневнике, рисунки, общение в социальных сетях) или прямо говорят о суицидальных намерениях. Основная ее цель — выявление и предотвращение суицидальных намерений.
В первую очередь практический психолог должен оценить риск самоубийства. Различают следующие уровни риска:
– незначительный (наличие суицидальных мыслей без конкретных планов);
– средний (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без срока реализации);
– высокий (разработан план, продуманы сроки и средства реализации) [9].
Третичная профилактика суицида предусматривает меры, которые бы снизили последствия и уменьшили вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. Осуществляется она с молодыми людьми, которые предприняли попытку суицида, так как при сохранении источника боли (фрустрации, конфликта и т. д.) человек может осуществить вторую попытку «бегства» от проблемы.
Для молодых людей группы риска необходимо провести более детальное диагностическое обследование. Рекомендуется использовать следующие методики: Патохарактерологический опросник (Личко); тест фрустрационной толерантности (Розенцвейг); опросник суицидального риска (ОСР); опросник социально-психологической адаптации (Роджерс-Даймонд); шкала самооценки уровня тревожности (Спилберга-Ханина); опросник агрессивности (Баса-Дарки).
Для молодых людей с выраженным комплексом суицидальных факторов можно предложить тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королева), «Ваши мысли о смерти», тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений (С. И. Подмазина), которые помогут выявить границы эмоционального напряжения и актуальность намерений [1].
Важным аспектом просветительской работы является проведение индивидуальных консультаций с педагогами и родителями молодых людей из группы суицидального риска и организация работы групп встреч для родителей проблемных молодых людей (при необходимости) [9].
С молодыми людьми должен проводиться цикл бесед о ценности личности и смысле жизнь; диспутов «Я — это Я», «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства», «Неуверенность в себе», «Конфликты», «Подросток и взрослый», «Общение с противоположным полом», «Стресс и депрессия» и пр.
Вторым элементом профилактической работы является создание положительного психологического климата в учебном заведении и семье — привлечение молодых людей к общественной деятельности (спортивные соревнования, клубы, общества и т. п.), культурно-воспитательным мероприятиям, способствующих формированию положительных гражданских, эстетических чувств, духовности молодежи и педагогов [7].
Психолого-педагогическая коррекция суицидальных тенденций направлена на научении техникам управления эмоциями, обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях, развитие положительной самооценки ценности личности, ее социального статуса в группе, тренинги личностного роста; консультативная работа с родителями, педагогами, молодыми людьми, направленная на снятие факторов, провоцирующих суицид.
Систематический контроль и учет динамики изменений в личности и поведении молодых людей включает в себя постоянный мониторинг признаков, тенденций, рисков суицидального поведения на всех этапах работы психолога.
Итак, в работе с молодыми людьми следует учесть следующие факторы риска суицида: высокая конфликтность общения, изоляция молодого человека в обществе, неблагоприятное семейное окружение, наследственный фактор, неадекватная самооценка, конфликтная или психотравмирующая ситуация, резкое изменение в поведении молодого человека, асоциальный образ жизни, эгоцентризм, потеря членов семьи или близких, любимых людей.
При выявлении молодых людей с суицидальными намерениями эффективными профилактическими действиями против данного поведения могут выступать такие обстоятельства, как: участие в разной общественной деятельности (спортивные соревнования, собрание клубов единомышленников), поддержка со стороны родных, доверительные и позитивные отношения со сверстниками, уравновешенные отношения со взрослыми.
Литература:
- Бовина И. Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей // «Психологическая наука и образование». — 2016. — № 2. — С. 214–227.
- Ваулин С. В. Суицидальные попытки и незавершенные суициды: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. — М., 2012. — 46 с.
- Ефремов В. С. Основы суицидологии: монография / В. С. Ефремов. — СПб.: Диалект, 2014. — 479 с.
- Зиновьев С. В. Суицид: Попытка систем. анализа / С. В. Зиновьев. — СПб.: СОТИС, 2015. — 135 с.
- Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / М. В. Зотов. — СПб.: Питер, 2014. — 144 с.
- Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Наука, 2013. — 960 с.
- Солдаткин В. А., Дьяченко А. В., Меркурьева К. С. Исследование суицидологической и аддиктологической обстановки в студенческой среде г. Ростова-на-Дону // Суицидология. — 2015. — № 4. — С. 60–64.
- Тарасевич О. Н. Тенденции суицидального поведения современной российской молодежи / О. Н. Тарасевич // Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. — 2015. — № 1. — С. 213–215.
- Тормосина Н. Г. Психологическая профилактика аутодиструктивного поведения в подростковом возрасте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Пятигорск, 2013. — 23 с.
- Шелехов И. Л. Суицидология: учебное пособие / И. Л. Шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес — Томск: Сибирский государственныи медицинский университет, 2014. — 203 с.