Профилактика суицидального поведения молодежи в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 02.04.2018

Статья просмотрена: 4406 раз

Библиографическое описание:

Сургучева, Н. В. Профилактика суицидального поведения молодежи в современном мире / Н. В. Сургучева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 286-289. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49020/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье обоснована актуальность профилактики суицидального поведения молодежи в современном мире, поскольку с каждым годом в мире наблюдается постоянный рост суицидальных проявлений среди молодежи. Изучены понятие суицида, объективные факторы, влияющие на суицидальное поведение молодежи. Охарактеризована первичная, вторичная и третичная профилактика суицидального поведения молодежи. Описаны уровни риска суицидального поведения молодых людей; методики диагностического обследования для выявления молодых людей группы риска. Дана характеристика основным элементам профилактической работы суицидального поведения молодежи; психолого-педагогической коррекции суицидальных тенденций.

Ключевые слова: суицид, самоубийство, суицидальное поведение, риск суицида, профилактика суицидального поведения, молодые люди группы риска, психолого-педагогическая коррекция суицидальных тенденций.

С каждым годом в мире наблюдается постоянный рост суицидальных проявлений среди молодежи. Самоубийство — это проблема современного общества, которая представляет собой открытое проявление саморазрушительного поведения человека. Самоубийство в юном возрасте может происходить по разным причинам: потеря близкого, любимого человека; учебные проблемы; переживания или обиды; беременность; чувство мести, протеста, угрозы; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие; уклонение от последствий плохого поступка или сложной жизненной ситуации.

Начиная с 14–15 лет, суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16–19 годам. Лишь 5 % суицидальных попыток в подростковом возрасте приходится на психозы, 20–30 % — психопатии, а все остальное — так называемые «подростковые кризисы» [8]. Молодежь требует большего внимания взрослых, ведь они только внешне производят впечатление независимых и самостоятельных, а «внутри» они очень уязвимы и болезненно реагируют на жизненные неурядицы.

Специалисты определяют суицид (от лат. «себя убивать»), самоубийство как осознаваемые, умышленные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни, которые приводят к смерти. Признаками понятия «самоубийство» выступают: цель лишить себя жизни; потерпевший и субъект суицида является одним и тем же лицом; смерть вызывается личными действиями самого человека [10].

Среди объективных факторов, влияющих на суицидальное поведение молодежи, можно выделить следующие: большинство суицидентов высказывали свои намерения лишить себя жизни близким людям, друзьям, родственникам. Большинство молодых людей, которые предпринимают суицидальные попытки или совершают истинное самоубийство, не диагностируются как психически больные, в большинстве случаев молодые люди демонстрируют свое желание уйти из жизни, однако окружающие не всегда это замечают [4].

Суицидальное поведение молодого человека является результатом многофакторного процесса дезадаптации, обусловленного социально-психологическими факторами. Выделяют следующие основные причины суицидального поведения: депрессивное расстройство; конфликты с окружающими; унижения личности в окружении его друзей; изоляция, жизнь в одиночестве, потеря поддержки со стороны семьи и близких людей; обесценивание собственной личности; экономические проблемы; проблемы на работе; проблемы с противоположным полом; стресс и стрессовые факторы; агрессия и раздражительность; физическая болезнь [3].

Первоочередным условием предупреждения самоубийств среди молодежи является тщательное психолого-педагогическое выявление молодых людей, чьи личностные характеристики создают повышенный риск суицида, индивидуальная работа с этой категорией молодежи, разработка системы профилактических мероприятий, широкая просветительская работа с семьями [2].

Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении молодых людей группы риска (имеется три и более факторов суицидального риска). Нельзя утверждать, что эти молодые люди обязательно будут реализовывать суицидальные намерения, однако, учитывая комплекс суицидальных факторов, необходимо по отношению к этой группе осуществлять профилактические действия.

В первую очередь работникам психологической службы учреждений необходимо провести комплекс мероприятий, которые будут способствовать повышению компетентности педагогов по распознаванию маркеров суицидального риска, и оказать поддержку молодым людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Вторичная профилактика суицидального поведения осуществляется по отношению к группе молодых людей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и проявляют опосредованно (через записки, записи в дневнике, рисунки, общение в социальных сетях) или прямо говорят о суицидальных намерениях. Основная ее цель — выявление и предотвращение суицидальных намерений.

В первую очередь практический психолог должен оценить риск самоубийства. Различают следующие уровни риска:

– незначительный (наличие суицидальных мыслей без конкретных планов);

– средний (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без срока реализации);

– высокий (разработан план, продуманы сроки и средства реализации) [9].

Третичная профилактика суицида предусматривает меры, которые бы снизили последствия и уменьшили вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. Осуществляется она с молодыми людьми, которые предприняли попытку суицида, так как при сохранении источника боли (фрустрации, конфликта и т. д.) человек может осуществить вторую попытку «бегства» от проблемы.

Для молодых людей группы риска необходимо провести более детальное диагностическое обследование. Рекомендуется использовать следующие методики: Патохарактерологический опросник (Личко); тест фрустрационной толерантности (Розенцвейг); опросник суицидального риска (ОСР); опросник социально-психологической адаптации (Роджерс-Даймонд); шкала самооценки уровня тревожности (Спилберга-Ханина); опросник агрессивности (Баса-Дарки).

Для молодых людей с выраженным комплексом суицидальных факторов можно предложить тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королева), «Ваши мысли о смерти», тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений (С. И. Подмазина), которые помогут выявить границы эмоционального напряжения и актуальность намерений [1].

Важным аспектом просветительской работы является проведение индивидуальных консультаций с педагогами и родителями молодых людей из группы суицидального риска и организация работы групп встреч для родителей проблемных молодых людей (при необходимости) [9].

С молодыми людьми должен проводиться цикл бесед о ценности личности и смысле жизнь; диспутов «Я — это Я», «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства», «Неуверенность в себе», «Конфликты», «Подросток и взрослый», «Общение с противоположным полом», «Стресс и депрессия» и пр.

Вторым элементом профилактической работы является создание положительного психологического климата в учебном заведении и семье — привлечение молодых людей к общественной деятельности (спортивные соревнования, клубы, общества и т. п.), культурно-воспитательным мероприятиям, способствующих формированию положительных гражданских, эстетических чувств, духовности молодежи и педагогов [7].

Психолого-педагогическая коррекция суицидальных тенденций направлена на научении техникам управления эмоциями, обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях, развитие положительной самооценки ценности личности, ее социального статуса в группе, тренинги личностного роста; консультативная работа с родителями, педагогами, молодыми людьми, направленная на снятие факторов, провоцирующих суицид.

Систематический контроль и учет динамики изменений в личности и поведении молодых людей включает в себя постоянный мониторинг признаков, тенденций, рисков суицидального поведения на всех этапах работы психолога.

Итак, в работе с молодыми людьми следует учесть следующие факторы риска суицида: высокая конфликтность общения, изоляция молодого человека в обществе, неблагоприятное семейное окружение, наследственный фактор, неадекватная самооценка, конфликтная или психотравмирующая ситуация, резкое изменение в поведении молодого человека, асоциальный образ жизни, эгоцентризм, потеря членов семьи или близких, любимых людей.

При выявлении молодых людей с суицидальными намерениями эффективными профилактическими действиями против данного поведения могут выступать такие обстоятельства, как: участие в разной общественной деятельности (спортивные соревнования, собрание клубов единомышленников), поддержка со стороны родных, доверительные и позитивные отношения со сверстниками, уравновешенные отношения со взрослыми.

Литература:

  1. Бовина И. Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей // «Психологическая наука и образование». — 2016. — № 2. — С. 214–227.
  2. Ваулин С. В. Суицидальные попытки и незавершенные суициды: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. — М., 2012. — 46 с.
  3. Ефремов В. С. Основы суицидологии: монография / В. С. Ефремов. — СПб.: Диалект, 2014. — 479 с.
  4. Зиновьев С. В. Суицид: Попытка систем. анализа / С. В. Зиновьев. — СПб.: СОТИС, 2015. — 135 с.
  5. Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / М. В. Зотов. — СПб.: Питер, 2014. — 144 с.
  6. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Наука, 2013. — 960 с.
  7. Солдаткин В. А., Дьяченко А. В., Меркурьева К. С. Исследование суицидологической и аддиктологической обстановки в студенческой среде г. Ростова-на-Дону // Суицидология. — 2015. — № 4. — С. 60–64.
  8. Тарасевич О. Н. Тенденции суицидального поведения современной российской молодежи / О. Н. Тарасевич // Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. — 2015. — № 1. — С. 213–215.
  9. Тормосина Н. Г. Психологическая профилактика аутодиструктивного поведения в подростковом возрасте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Пятигорск, 2013. — 23 с.
  10. Шелехов И. Л. Суицидология: учебное пособие / И. Л. Шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес — Томск: Сибирский государственныи медицинский университет, 2014. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): суицидальное поведение, суицидальное поведение молодежи, молодой человек группы риска, суицидальный риск, молодая, молодой человек, психолого-педагогическая коррекция, общественная деятельность, профилактическая работа, сложная жизненная ситуация.


Ключевые слова

суицид, суицидальное поведение, самоубийство, риск суицида, профилактика суицидального поведения, молодые люди группы риска, психолого-педагогическая коррекция суицидальных тенденций

Похожие статьи

Молодежная преступность в Российской Федерации

Статья посвящена анализу молодежной преступности в Российской Федерации, определяемой как совокупность преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 30 лет. Рассматривается динамика преступлений среди несовершеннолетних и молодежи. Подчеркивае...

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Медиация как профилактика девиантного поведения подростков

Увеличение подростковой преступности в настоящее время требует активного применения современных эффективных инструментов и методов ее предупреждения и предотвращения. В настоящее время медиативные технологии апробированы в большинстве сферах жизнедея...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Роль совладающего поведения в профилактике экстремизма среди мигрантов

В статье рассматривается проблема экстремизма и терроризма. Делается акцент на необходимости проведения профилактической работы с молодежью. В качестве профилактики экстремизма среди молодежи рассматривается формирование совладающего поведения у подр...

Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения

В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту...

Личностная зрелость как компонент психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству

Статья посвящена проблеме личностной зрелости студентов как фундамента для формирования осознанной позиции в родительстве. В статье проведен теоретический обзор работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме личностной зрелости и осоз...

Особенности преступности несовершеннолетних

Статья посвящена вопросам особенности преступности несовершеннолетних, рассмотрены особенности преступного поведения несовершеннолетних, проанализированы причины преступного поведения рассматриваемых лиц и их мотивация. Проведен анализ концепций дете...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Похожие статьи

Молодежная преступность в Российской Федерации

Статья посвящена анализу молодежной преступности в Российской Федерации, определяемой как совокупность преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 30 лет. Рассматривается динамика преступлений среди несовершеннолетних и молодежи. Подчеркивае...

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Медиация как профилактика девиантного поведения подростков

Увеличение подростковой преступности в настоящее время требует активного применения современных эффективных инструментов и методов ее предупреждения и предотвращения. В настоящее время медиативные технологии апробированы в большинстве сферах жизнедея...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Роль совладающего поведения в профилактике экстремизма среди мигрантов

В статье рассматривается проблема экстремизма и терроризма. Делается акцент на необходимости проведения профилактической работы с молодежью. В качестве профилактики экстремизма среди молодежи рассматривается формирование совладающего поведения у подр...

Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения

В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту...

Личностная зрелость как компонент психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству

Статья посвящена проблеме личностной зрелости студентов как фундамента для формирования осознанной позиции в родительстве. В статье проведен теоретический обзор работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме личностной зрелости и осоз...

Особенности преступности несовершеннолетних

Статья посвящена вопросам особенности преступности несовершеннолетних, рассмотрены особенности преступного поведения несовершеннолетних, проанализированы причины преступного поведения рассматриваемых лиц и их мотивация. Проведен анализ концепций дете...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Задать вопрос