В условиях падения потребительского спроса и покупательской способности россиян в 2017 году, в результате роста цены на товар может произойти снижение объемов продаж организации и даже потеря доли рынка. Научные дискуссии об организации внутреннего контроля ведутся уже много лет. Существуют различные мнения о целях, задачах, элементах, методиках внутреннего контроля и его месте в системе управления экономическим субъектом.
Основная задача контроля заключается в установке стандартов, которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль — это вид управленческой деятельности, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен для того, чтобы организация функционировала успешно [1, c. 118].
Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью, вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.
Также, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективны. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, есть возможность, достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды.
Хорошо продуманные планы и организационные структуры не всегда могут обеспечить достижение поставленных целей из-за изменения законов, технологий, условий конкуренции и других факторов. Для того, чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организации нужен эффективный механизм своевременной оценки воздействия на них этих факторов перемен. Такой механизм может быть создан на основе контроля.
Контроль помогает также определить, какие именно из применяемых способов достижения целей оказались наиболее эффективными и какие — неудачными и с помощью этого, определить, в каких областях им следует расширяться, а в каких следует свернуть свою деятельность.
С изменением условий хозяйствования, контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях. При этом, особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является [2, c. 56]:
– неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
– «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.
Эффективная система контроля предусматривает определенные цели. Основными целями являются [3, c. 115]:
– сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала организации;
– своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
– обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
Таким образом, можно сказать, что управленческий контроль — это составная часть системы управления организацией; управленческий контроль помогает определить слабые стороны производственной деятельности, а также найти сильные и развивать их. Управленческий контроль является базой эффективного существования организации.
В практической деятельности экономические субъекты довольно успешно организуют внутренний контроль, разрабатывая собственные методики и регламенты.
К основным причинам, сдерживающим развитие системы внутреннего контроля в оптовой торговле, можно отнести: недостаточную разработанность данной проблематики в научном и методическом аспекте с учетом отраслевых особенностей экономического субъекта; организационные и методологические ошибки, допущенные организациями оптовой торговли при формировании системы внутреннего контроля (неэффективная система информационного обеспечения; неэффективно построенная организационная структура; отсутствие регламентации внутреннего контроля и др.).
В современных условиях хозяйствования для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и эффективного функционирования организаций оптово-розничной торговли необходимо применение самых современных концепций управления, одной из которых, безусловно, является внутренний контроль. Один из наиболее действенных инструментов, позволяющих повысить эффективность бизнеса, — внутренний аудит. Его необходимость в торговле обусловлена следующими факторами.
Во-первых, движение товаров и денежных средств связано с материальной ответственностью, и внутренний аудит позволяет усилить контроль над ресурсами. Внешний аудит, как показывает практика, не всегда достаточно продуктивен, вследствие чего терпят даже крупнейшие фирмы терпят банкротство.
Во-вторых, внутренний аудит — один из немногих доступных механизмов, правильное использование которых позволяет повысить эффективность торговых предприятий.
В-третьих, действенное корпоративное управление — а внутренний аудит его неотъемлемая часть, которая повышает инвестиционную привлекательность торговой фирмы для инвесторов и кредиторов.
Внутренний аудит особенно актуален для собственников, передающих непосредственное ведение дел на предприятии в руки профессиональных менеджеров. Ориентация в краткосрочной или среднесрочной перспективе на международные рынки диктует торговым компаниям необходимость создавать службы внутреннего аудита.
Внутренний аудит — деятельность по предоставлению объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование работы фирмы.
В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. В системе внутреннего контроля прослеживаются проблемы:
1) Небольшой объем необходимых методических разработок.
2) Возможная неэффективность действующей нормативно-правовой базы, занимающейся регулированием внутреннего аудита.
3) Низкий опыт деятельности аудиторов.
4) Недостаточное количество квалифицированных кадров.
5) Отсутствие унифицированных форм необходимых документов.
6) Отсутствие автоматизации внутреннего контроля за деятельностью.
В случае соблюдения принципов, система внутреннего контроля будет являться конкурентным преимуществом экономического субъекта, поскольку она способствует быстрой адаптации процессов на предприятии к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Кроме того, необходимо регулярно проводить оценку эффективности системы внутреннего контроля. Такая оценка заключается в составлении и выполнении системы тестов, нацеленных на проверку правильности осуществления разработанных контрольных процедур. Система внутреннего контроля в организациях розничной торговли должна ориентироваться, прежде всего, не на выявление и фиксацию потерь разного рода, а на их предупреждение c учетом специфики торговой организации.
Общая система контроля на предприятии за подразделениями подразумевает коммуникационную сеть управленческого учета, обеспечивающую соответствие принимаемых на предприятии решений для реализации их на практике и являющуюся основой в будущем соответствующих действий.
По существу, в систему внутреннего контроля стратегическое планирование не входит, так как стратегия вырабатывается предприятием, стабильна из-за редкого появления новых, дополнительных возможностей или трудностей в достижении данных целей.
Характер системы внутреннего контроля зависит от внешней среды. Поставщики, заказчики, конкуренты, государственные органы, общество и другие стороны постоянно вступают во взаимоотношение с организацией и влияют не только на информационную систему, которая ориентируется на внешние пользователи, но и на построение системы внутреннего контроля.
Руководитель низшего звена управления осуществляет ежедневный контроль. Для этого необходима аналитическая, детализированная информация, формирующаяся в управленческом учете по центрам ответственности.
Для того, чтобы организация успешно работала, постоянно увеличивался уровень рентабельности, сохранялись и росли ее активы, нужен отлаженный механизм управления, самым главным инструментом которого является внутренний контроль.
Структура организации контрольной деятельности должна соответствовать структуре управления организации. Контроль, как составляющее процесса управления, должен действовать на всех его уровнях. Каждому уровню управления должен соответствовать свой уровень контроля.
Система контроля должна способствовать обеспечению управляемости процессов по главным направлениям деятельности во всех подразделениях.
Любые действия сотрудников, которые привели к отрицательным для организации последствиям, должны быть изучены, нужно установить их причины и масштабы последствий, применить правильные меры материальной и дисциплинарной ответственности к соответствующим должностным лицам, это называется — принцип ответственности.
Специалисты организации не должны отвечать за результаты, достижение которых не зависит от их усилий, то есть должен соблюдаться принцип контролируемости.
Лица, которые осуществляют контроль над процессами, не должны отвечать за их реализацию — это принцип независимости.
Любые мероприятия контроля на предприятии не должны обходиться дороже тех потерь, которые могут быть предотвращены в результате реализации контроля — экономический принцип.
Процессы должны контролироваться на соответствие политике менеджмента организации и по их результатам, при этом итоговым критерием является достижение целей системы управления, так называемый принцип оценки по результатам [4, с. 256].
Формирование системы внутреннего контроля — это не самоцель, система должна помогать повышению эффективности управленческой деятельности, оказывать положительное влияние на результаты работы организации и быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Для наиболее эффективного ведения внутреннего контроля в организации нужно применять не только такие методы контроля, как контроль над ценами, плановыми заданиями, режимом работы, движением активов, но и нужно учесть такие методы, как планирование и мониторинг. Нужно уделять большое внимание наиболее значимым процессам и показателям, таким как выпуск продукции, реализация, снабжение и пр., внутренней отчетности и аудиту и пр. [5, с. 75].
В настоящее время внутренний контроль — это эффективный инструмент корпоративного управления, который обеспечивает защиту экономических интересов компаний и способствует достижению ими своих стратегических целей. Правильно организованный внутренний контроль способствует сохранности и рациональному использованию ресурсов предприятия, определяет степень доверия пользователей отчетности, помогает повысить рентабельность деятельности предприятия и укрепить позиции организации на рынке. Все эти факторы обусловливают повышенный интерес собственников, топ-менеджмента, контролирующих органов и иных заинтересованных пользователей отчетной информации к состоянию системы внутреннего контроля субъектов хозяйствования. Несомненно, применение внутреннего контроля необходимо на каждой стадии управления и в каждой его сфере. Внутренний контроль позволяет не только принять нужные управленческие решения и устранить возникающие ошибки и недоработки, а также помогает их предвидеть и избежать. На сегодняшний день нет четких рекомендаций и инструкций по организации внутреннего контроля на предприятии, каждая организация самостоятельно определяет форму, принципы, виды и методы внутреннего контроля [6, с. 451].
При организации внутреннего контроля целесообразно использовать положения ряда нормативных актов, таких как:
– ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
– Методические рекомендации Росимущества по организации проверочной деятельности Ревизионных комиссий акционерных обществ с участием РФ»;
– Международные основы профессиональной практики внутренних аудиторов, принятые международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита);
– Рекомендации Фонда развития бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля» и др.
Кроме того, в разделе 4 указанных методических рекомендаций определены требования к формализации системы внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности для предприятий с обязательным аудитом.
Во-первых, в организации должны быть разработаны основные нормативные документы, регламентирующие порядок и принципы функционирования системы внутреннего контроля.
Документы помимо целей создания системы внутреннего контроля должны также содержать процедуры процесса внутреннего контроля, ответственных и сроки выполнения указанных процедур, в том числе и отчетность по результатам проведения внутреннего контроля.
Во-вторых, ключевым элементом для построения системы внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности является эффективное взаимодействие между подразделениями организации.
В-третьих, необходим мониторинг системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности. Как правило, постоянный мониторинг со стороны руководства организации осуществляют генеральный директор, Совет директоров Общества, Учредитель Общества, а также отдельные структурные подразделения, в частности бухгалтерия хозяйствующего субъекта.
В отдельных организациях эти функции реализует Ревизионная комиссия общества.
В-четвертых, основными этапами построения эффективной системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности является: описание существенных бизнес-процессов подготовки финансовой отчетности [7, с. 89–90].
В качестве вывода, следует отметить следующее. Система внутреннего контроля является важным элементом управления организацией. Чтобы система внутреннего контроля функционировала эффективно, необходимо обеспечить соблюдение ряда принципов, а именно: ответственности, постоянства, комплексности, своевременного сообщения об отклонениях, распределения обязанностей.
Таким образом, в заключении необходимо отметить что, управленческий контроль обладает большим количеством характеристик, которые необходимы для эффективности его проведения. Управленческий контроль очень широкое понятие, которое можно рассматривать в различных аспектах. Теоретические знания должны быть подкреплены знаниями практического ведения управленческого контроля на предприятиях.
Целью данного диссертационного исследования является выяснение современных проблем внутреннего контроля и пути их решения.
К основным проблемам, сдерживающим развитие системы внутреннего контроля в оптовой торговле, можно отнести:
– недостаточную разработанность данной проблематики в научном и методическом аспекте с учетом отраслевых особенностей экономического субъекта;
– организационные и методологические ошибки, допущенные организациями оптовой торговли при формировании системы внутреннего контроля;
– неэффективная система информационного обеспечения;
– неэффективно построенная организационная структура;
– отсутствие регламентации внутреннего контроля и др.
Литература:
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. под ред. и с предисл.: А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича и др. — М.: Финансы и статистика, 2016. — 890 с.
- Мизиковский, И. Е. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / И. Е. Мизиковский, А. Н. Милосердова, В. Н. Ясенев. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 112 c.
- Муравицкая, Н. К. Тесты по бухгалтерскому учету: теория бухгалтерского учета, бухгалтерский финансовый учет, управленческий учет, бух. фин. отчетность. Доп / Н. К. Муравицкая. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 272 c.
- Врублевский Н.Д, Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. — М.: Дашков и К, 2016. — 376 с.
- Островская, О. Л. Управленческий учет: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. Л. Островская, Е. Б. Абдалова, М. А. Осипов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 383 c.
- Сергеева, И. А. Управленческий учет в сельском хозяйстве: Учебник / Л. И. Хоружий, О. И. Костина, Н. Н. Губернаторова, И. А. Сергеева. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 207 c.
- Скоун Т. Управленческий учет: Пер. с англ. / Под ред. Н. Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 655 с