Исторический материал как средство формирования у учащихся начальных классов познавательного интереса к математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 01.04.2018

Статья просмотрена: 3054 раза

Библиографическое описание:

Иванова, О. А. Исторический материал как средство формирования у учащихся начальных классов познавательного интереса к математике / О. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49031/ (дата обращения: 18.12.2024).



Задачей учителя является воспитание активно мыслящей личности. Ученик должен уметь творчески подходить к изучаемому материалу, проявлять активность в процессе обучения, желать изучать окружающий его мир.

В настоящее время к изучению математики предъявляются определенные требования. По итогам обучения в соответствии с ФГОС младшие школьники должны уметь продемонстрировать предметные, личностные и метапредметные результаты. Если школьники демонстрируют при этом высокое качество данных результатов, то можно сделать вывод о том, что они достигли определённого уровня культуры.

Одним из средств для достижения таких результатов является использование исторического материала при изучении математики. Включение фактического исторического материала в урочную и внеурочную деятельность младших школьников:

 повышает интерес к математике как к науке;

 позволяет получить младшим школьникам более полные знания и универсальные умения в рамках предмета математики;

 начинает формировать научное мировоззрение у младших школьников;

 обеспечивает более полноценное усвоение математической терминологии;

 формирует ценностное отношение к математическим знаниям через примеры и интересные факты из истории математики.

Так как математика и ее история обладают богатым культурным наследием, научно-образовательными традициями и мощным потенциалом для развития и воспитания личности использование такого средства обучения, как исторический материал на уроках математики представляется наиболее предпочтительным для формирования общей культуры младшего школьника. Изучением этого вопроса занимались такие педагоги, как В. В. Бобынин, Г. И. Глейзер, И. Я. Депман, современные методисты Ю. А. Дробышев, А. В. Тихоненко, В. Ф. Ефимов и другие. Для более глубокого изучения математики они предлагали знакомить школьников с историей математики как науки. До 90-х годов исторический материал при изучении математики младшими школьниками использовался вовнеклассной работе.

При анализе программ по математике и изучении практики работы учителей можно проследить современное состояние изучаемой проблемы. В действующих программах по математике для начальной школы содержатся познавательные исторические сведения. Однако при этом использование этих сведений не имеет системности, чёткого целеполагания и полноты. Как правило, исторические факты подаются фрагментарно, отдельно от основного учебного материала, неорганически вплетаются в канву урока. Учебный материал в учебниках «Математика» Л. Г. Петерсон, М. И. Башмакова, И. И. Аргинской содержит исторические справки, но размещаются они либо после соответствующей темы, либо в конце учебника. В учебниках под редакцией М. И. Башмакова встречаются краткие сведения об учёных-математиках (Эврипиде, Галилее, Эратосфене и др.).

Анализ методической литературы позволил выявить следующие категории исторического материала, которые доступны при изучении математики в начальной школе: история происхождения математических понятий, справочные данные о жизни учёных-математиков, краткие факты из истории математики, практическое использование старинных приемов счета, изучение понятия по версии его происхождения. Кроме того, в отдельную группу можно выделить старинные задачи, текстовые задачи с историческим содержанием, задания, где тесно переплелись история и математика (оперирование над датами знаменательных событий, фактическими сведениями из истории мира, страны, отдельной личности).

В практике работы учителей исторические данные о возникновении математических терминов используются крайне редко. Математические понятия (термины) представляют собой слова или словосочетания, которые имеют специальный математический смысл. Они позволяют расширять кругозор учащихся, глубоко осмысливать математические понятия. Исторический экскурс на уроках математики позволяет обратиться к истокам возникновения математических терминов, установить простейшие причинно-следственные связи. Школьники могут ответить на вопросы: где, когда, почему, для чего появилось то или иное понятие.

В учебники по математике для начальной школы включены термины, для более полного понимания, которых необходимо предоставлять комментарий из истории математики — познавательные сведения из истории возникновения термина, этимологическую справку и т. п. Это создает основу для формирования у учащихся общекультурной компетентности, которая входит в состав всех видов компетентности:

 ценностно-смысловой. Историко-познавательный комментарий позволяет учащимся осмыслить опыт предыдущих поколений, совершить путешествие во времени к истокам возникновения математических знаний, выявляет ценностно-смысловой аспект изучаемого математического материала;

 информационной. Включение исторических сведений расширяется словарный запас учащихся, обогащает информационную культуру школьников;

 коммуникативной. Этимологические данные о математических терминах позволяют ученикам лучше усваивать новую математическую лексику;

 личностного самосовершенствования. Культура мышления учащихся совершенствуется в ходе изучения сведений из истории математической терминологии.

По темам все понятия, имеющиеся в учебниках по математике для начальной школы, могут быть разделены на группы в соответствии с основными составляющими курса математики — арифметике, геометрии, алгебре.

1. Понятия, связанные с арифметикой:

 нумерация (арабские цифры, тысяча, миллион и пр.);

 величины (единицы измерения длины — метр, сантиметр; единицы измерения времени — минута, секунда, час; единицы измерения веса — килограмм, гектар и пр.);

 действия над числами, знаки действий (сложение, вычитание, умножение, деление, сумма, знаки операций — «плюс», «минус» и др.);

 предметы для счёта и измерения (абак, линейка, палетка, транспортир, циркуль и др.).

2. Понятия, связанные с геометрией:

 названия геометрических фигур и тел (ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, трапеция, шар, куб, конус, пирамида и др.);

 отношения и преобразования (перпендикуляр, параллельность, симметрия и др.).

3. Понятия, связанные с алгеброй:

 переменная, выражение, уравнение, и др.

4. Теоретико-множественные понятия — множество, диаграмма Венна и др.

В соответствии с возрастной группой детей определяются средства и форма представления исторического материала. Для 1–2 класса целесообразно использовать краткие беседы, дополняя рассказ показом иллюстраций. В 3–4 классе учащиеся могут самостоятельно искать информацию из истории математических знаний, участвовать в подготовке презентаций и выполнении проектов в учебной и внеурочной деятельности.

В настоящее время при обучении школьников используется большое количество учебно-методических комплектов. Каждый из них направлен на всестороннее развитие ребенка.

Одними из основных учебно-методических комплектов, которые чаще всего используются в образовательных учреждениях, являются: «Школа России», «Перспектива», «Школа2000», «Планета знаний».

Наиболее насыщены историческим материалом программы «Школа 2000», «РО система Л. В. Занкова». В этих программах исторический материал представлен в достаточно большом объеме и в разнообразных формах.

Анализ учебно-методических комплектов, используемых в современных школах, позволил сделать следующие выводы:

  1. Не все современные учебные программы предполагают введение исторического материала в процесс обучения математике.
  2. В основном исторический материал представлен в виде страничек истории, с помощью которых учащиеся знакомятся с разнообразными событиями, учеными, понятиями и старинными задачами, взятыми из древних математических сборников.

Исторический материал содержит в себе огромный потенциал для достижения младшими школьниками личностных образовательных результатов. Знакомство с жизнью учёных-математиков и систематическое проведение исторических экскурсов, путешествий в прошлое математики, кратких рассказов, наглядных демонстраций древних предметов для проведения измерений и счёта позволяет вызвать у младших школьников живой интерес к обучению, создает предпосылки к формированию общекультурной компетентности, научного мировоззрения, повышают ценностное отношение детей к изучаемому материалу. Школьники глубже понимают изучаемый фактический материал, расширяют свой кругозор, повышается общий уровень культуры учащихся, развивается познавательный интерес учащихся к математике.

Литература:

  1. Глейзер Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей. — Под ред. Н. В. Молодшего / Г. И. Глейзер — М.: Просвещения, 2014.- 376 с.
  2. Депман, И. Я. История арифметики /И. Я. Депман. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.
  3. Зильберберг, Н. И. Урок математики. Подготовка и проведение [Текст] / Н. И. Зильберберг. — М.: Просвещение, 2013.
  4. Кузьмина, В. Г. Активизация познавательной деятельности учащихся [Текст] //Математика в школе. — 2014. — № 4. — С. 15.
  5. Макарова О. Н. Методический аспект использования исторического материала в обучении математики / О. Н. Макарова // Начальная школа плюс до и после. — 2014. — № 6., С. 23-¬26.
  6. Математика. Энциклопедия/Под ред. Ю. В. Прохорова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  7. Мендыгалиева, А. К. Практико-ориентированные задания по математике в начальной школе как средство повышения качества образованности обучающихся / А. К. Мендыгалиева // Наука: прошлое, настоящее, будущее: сб. статей межд. науч.-практ. конф (1 августа 2016 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч. 1 /Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 143–145
  8. Мокеева С. В., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 28. — С. 209–211. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56519.htm.
  9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, М.: АЗЪ, 1992. — 690 с.
  10. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): исторический материал, изучение математики, история математики, начальная школа, школьник, математик, внеурочная деятельность, математическая терминология, научное мировоззрение, общекультурная компетентность.


Похожие статьи

Сравнительное изучение тувинских и русских литературных произведений как условие развития критического мышления учащихся в национальных школах

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Историко-познавательные сведения как фактор формирования экологической культуры младших школьников

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности как научно-педагогическая проблема

К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов

Похожие статьи

Сравнительное изучение тувинских и русских литературных произведений как условие развития критического мышления учащихся в национальных школах

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Историко-познавательные сведения как фактор формирования экологической культуры младших школьников

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности как научно-педагогическая проблема

К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности у обучающихся начальных классов

Задать вопрос