В данной статье на основе анализа вопроса профессиональной ориентации школьников, раскрыт один из подходов к делению учащихся в зависимости от их интеллектуальных способностей на гуманитариев и математиков, и о дальнейшем выборе профессии, и обучении в Кемеровском государственном университете.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, обучение, мотивация.
In this article on the basis of the analysis of a question of professional orientation of schoolboys, one of approaches to division of pupils depending on their intellectual abilities on humanitarians and mathematicians, and about further choice of a profession, and training in the Kemerovo state University is opened.
Key words: professional orientation, training, motivation
Перед каждым выпускником школы каждый год стоит один и тот же вопрос: «Кем стать?» Современный мир медленно стирает грань между естественными и гуманитарными науками. Явление распространилось не только в научном, общественном, но и деловом мире. И для успешного решения данного вопроса обратимся к профессиональной ориентации молодежи.
Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. И главными помощниками в выборе профессии являются не только воспитатели в детском саду, учителя, наставники и педагоги, но и семья, в которой воспитывается подросток — родители, бабушка, дедушка, а также друзья, которые на протяжении нескольких лет наблюдают за его творческими, индивидуальными и умственными способностями. Долгом каждого из них является помочь подростку в выборе профессии на всю жизнь. Именно они со своей стороны могут охарактеризовать способности подростка в той или иной сфере деятельности, подсказать ему выбрать профессию по душе.
Попробуем разобраться откуда взялось деление на гуманитариев и математиков, а также почему математика так важна в гуманитарной науке.
- Гуманитарии и математики. Очень часто людей делят на гуманитариев и математиков в зависимости от склада ума и способностей интеллекта. Такое деление возникло около сорока лет назад в эпоху сильного деления на естественное и гуманитарное. Утверждение имеет право на существование, но оно не всегда оправдано. Современная наука уже не раз показала, что способности у всех одинаковые и всё зависит от того, развитию какого вида мышления уделяется больше всего внимания.
Как правило, причины различий кроются на физиологическом и наследственном уровнях. Человеческий мозг содержит зоны, отвечающие за языковое и математическое мышление. Каждая из зон у всех развита совершенно по-разному. Изначально у одного математические способности развиты очень хорошо, у другого плохо. Активное развитие происходит в возрасте от двух до семи лет в зависимости от того какие действие в уме совершает ребёнок.
Стоит отметить, что в современном обществе распространён смешанный тип мышления, сочетающий в себе как математика, так и гуманитария. Примеров тому великое множество. Из известных примеров, без сомнения стоит отметить Михаила Васильевича Ломоносова, которому удавалось сочетать точные науки с гуманитарными. Тем не менее, разберем каждый из типов подробнее.
- Гуманитарии. Отличительной чертой гуманитария или человека с гуманитарным складом ума является стремление наблюдать за происходящим, изучать мир, выдвигать предположения и не вмешиваться в действительность. Такой человек легко находит общий язык с окружающими и предпочитают избегать споров. Речь гуманитария, как правило, очень грамотна и интересна.
Студенты-гуманитарии — отличные теоретики. Способность выдвигать гипотезы сильно выделяет их среди других молодых людей. Им нравится внимание не только однокурсников, но и преподавателей. Умение точно излагать свои мысли, а также врожденная последовательность позволяет таким студентам добиваться неплохих результатов в учёбе. Благодаря склонности к глубокому анализу, стремлению приобретать новые навыки, образному мышлению и любознательности, студенты с гуманитарным складом ума становятся благодарными слушателями преподавателей ВУЗа. Как правило, из них получаются разносторонние и интересные педагоги в будущем. Студент-гуманитарий может быть не уверен в себе и излишне эмоционален. Этот факт стоит учитывать в процессе обучения.
- Математики. Люди с математическим складом ума или, как их часто называют «технари», неплохо умеют отделять главное от второстепенного, способны к детализации всего что только можно, могут продумать абсолютно всё, вплоть до мелочей. Пренебрежение некой полученной информацией для такого человека равносильно преступлению. Математик может показаться излишне дотошным и порою медлительным. Тем не менее, это целеустремленный и энергичный человек, предпочитающий контролировать происходящее.
Студенты-математики стараются разобраться во всём что им преподают. Старательные ученики и внимательные слушатели. Преподавателю нужно быть готовым к тому, что математик будет подвергать проверке все полученные знания, причём проверка будет многоуровневая, вплоть до второстепенных признаков. Если будет найден изъян, то «катастрофа» неизбежна — полученная информация будет полностью отвергнута и не принята. Студентам математическим типом мышления свойственна некоторая самоуверенность, основанная на собственной базе умозаключений и точного анализа.
Чтобы лучше понять к какому типу деятельности относитесь, ответьте на вопросы, не раздумывая, запишите ответы, проанализируйте их:
- «В чем сила?»
- Как бы ты признался/призналась в любви?
- Что ты делаешь, если не можешь заснуть?
Если Вы гуманитарий, то ответы будут красноречивыми и образными. Если Вы технарь, то ответы будут логичными и написаны математическим языком.
Творческим маркетологам и работникам рекламного рынка, практикующим психологам, филологам, журналистам, историкам, философам, юристам, а также менеджерам компаний не обойтись без математических знаний и способностей к точной аналитике.
Математика, описывающая свойства нашего мира и которую часто называют частью физики, абсолютно прозрачна и понятна. С таким же успехом, математику можно отнести к психологии т. к. исследуемые в ней абстракции являются сутью человеческого мышления.
Совершенно очевидна связь математики с философией. Теорема Геделя о неполноте является прямым тому доказательством. Теорема гласит, что какие бы способы доказывания не были установлены, всегда найдётся истинное. Структура гипотез социологов очень часто напоминают современные работы по математике и физике, в то время как лингвистику можно сравнить с математическим анализом по точности и методам работы.
Вышеперечисленные аналогии и совпадения являются лишь небольшим перечнем фактов и наблюдений. Точное естествознание движется в сторону гуманитарных наук, как и наоборот.
Кемеровский государственный университет является крупнейшей образовательной организацией высшего образования на территории Кемеровской области. В апреле 2017 года КемГУ вошел в число 33 опорных вузов России и произошло объединение КемГУ с КемТИПП. Университет доминирует на образовательном рынке Кузбасса по числу студентов и количеству направлений подготовки. Он готовит специалистов для разных профессиональных сфер: экономической, юридической, гуманитарной, технической, естественнонаучной, пищевой промышленности.
Институт истории и международных отношений КемГУ ведет подготовку специалистов для гуманитарной профессиональной пригодности. На 2018/2019 учебный год КГУ ИИ и МО объявляет набор по следующим специальностям: История 46.03.01; Педагогическое образование История и обществознание 44.03.05; Международные отношения 41.03.05; Зарубежное регионоведение 41.03.01; Туризм 43.03.02; Документоведение и архивоведение 46.03.02; Политология 41.03.04; Государственное и муниципальное управление 38.03.04; Журналистика 42.03.02
Институт фундаментальных наук ведет подготовку специалистов для естественнонаучной профессиональной пригодности. На 2018/2019 учебный год КемГУ объявляет набор по следующим направлениям и специальностям (для математиков): Педагогическое образование Математика и информатика 44.03.05; Прикладная математика и информатика 01.03.02; Математика и компьютерные науки 02.03.01; Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.03.01; Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 02.03.02 [4, c. 93].
Литература:
- http://www.kemsu.ru/pages/applicant_kcp_2018
- http://www.kemsu.ru/Content/userfiles/files/Applicant/2017/min_max_bal_2017.pdf
- Митина Н. А., Нуржанова Т. Т. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1037–1040. — URL https://moluch.ru/archive/63/9951/
- Глухова О. Ю. Состояние подготовки педагогических кадров по математике. В сборнике: Академическая наука — проблемы и достижения Материалы III международной научно-практической конференции. 2014. С. 93.