Каждая сессия — это ответственный период в жизни любого студента, требующий максимального сосредоточения сил на подготовке к сдаче экзаменов. Учёба в Белорусском государственном медицинском университете (БГМУ) подразумевает охват большого количества материала и особую интенсификацию умственного труда в этот период. Как следствие, имеется риск развития пограничных нервно-психических состояний и заболеваемости психосоматического типа, ухудшения качества жизни (КЖ).
Рис. 1. Экзаменационная сессия — время стресса для студентов
Цель: изучить состояние здоровья, адаптации организма и качество жизни студентов-медиков во время зимней сессии.
Материалы иметоды. В настоящее проспективное исследование методом случайной выборки был включён 51 студент УО «БГМУ», в том числе 5 мужчин (9,8 %) и 46 женщин (90,2 %). Средний возраст студентов составил 21,04 ± 0,85 года.
Исследование проводилось до и после зимней сессии с использованием следующих методов: а) анамнестического анкетирования (собственная разработка); б) оценки иммуно-эндокринного звена адаптации по Л. Х. Гаркави «Определение реакций адаптации и уровней реактивности организма»; в) методики И. Н. Гурвича «Определение нервно-психической адаптации»; г) русскоязычного общего опросника RAND-36 для оценки КЖ.
Достоверность результатов исследования оценивалась методом вариационной статистики с использованием критерия t Стьюдента.
Результаты иих обсуждение. Проведенное исследование показало, что у 12 студентов (23,5 %) в анамнезе имеются указания на различные хронические заболевания. При этом только 5 человек (9,8 %) ведет здоровый образ жизни.
При исследовании состояния иммуно-эндокринного звена адаптации организма (по Л. Х. Гаркави) установлено, что до зимней сессии высокий и средний уровень здоровья имели только 12 студентов (23,5 %), состояние предболезни — 9 (17,6 %) и болезни — 30 (58,9 %), а после сессии соответственно 13 (25,5 %), 9 (17,6 %) и 29 (56,9 %). При этом достоверно увеличилось количество студентов с состоянием стресса — с 2 человек (3,9 %) до 6 (11,7 %).
Исследование состояния нервно-психического звена адаптации (по И. Н. Гурвичу) до и после сдачи экзаменов показало, что средний уровень нервно-психического напряжения студентов существенно не изменился, соответствовал срыву адаптации (болезни) и составил соответственно 24,25 ± 1,98 и 24,17 ± 1,86 балла.
При исследовании КЖ студентов до сессии установлено снижение показателей, касающихся психоэмоциональной сферы жизнедеятельности и общего восприятия здоровья, при этом не выявлено достоверной динамики показателей КЖ после экзаменов.
Выводы.
- Здоровый образ жизни ведет только 9,8 % студентов БГМУ, 23,5 % студентов имеют различные хронические заболевания.
- У студентов-медиков до и после зимней сессии имеются нарушения в иммуно-эндокринной и нервно-психической составляющих состояния адаптации организма — преобладает срыв адаптации.
- Показатели КЖ студентов умеренно снижены по шкалам, касающимся психоэмоциональной сферы жизнедеятельности и общего восприятия здоровья, и достоверно не меняются во время зимней сессии.
Рис. 2. Правила здорового образа жизни
Литература:
- Гориславская Н. М., Савченко Т. Н. Подходы к изучению субъективного качества жизни//Прикладная юридическая психология. 2011. № 2.
- Longman // Dictionary Of Contemporary English: 5th Ed. England, 2009.Режим доступа: http://www.ldoceonline.com/dictionary/quality_1
- Wood-Dauphinee S. et al. Quality of life in patients with spinal cord injury-basic issues, assessment, and recommendations. Results of a consensus meeting // Restorative Neurology and Neuroscience. 2002. Is. 20.
- Щербакова А. М. Качество жизни людей с интеллектуальной недостаточностью — от концепции к технологии // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Научное издание /Отв.ред. А. М. Щербакова. М., 2011.
- Calman K. C. Quality of life in cancer patients — a hypothesis// J. Med. Ethics. 1984. № 10.