Современное развитие Российской Федерации достаточно серьёзно затронуло Вооружённые Силы. Российская армия вышла на новый путь своего развития, что предусматривает поддержание сбалансированного распределения ограниченных ресурсов, а также формирование рациональной структуры, состава, обеспеченности и подготовки Вооруженных Сил с поставленными задачами и экономическими возможностями государства. В рамках Министерства обороны РФ для достижения такого рода сбалансированности необходимо
организовывать центры координации программно-целевого планирования, на который необходимо возложить:
– разработку комплексной многоуровневой системы целевых программ и организацию их разработки;
– осуществление контроля за своевременностью разработки целевых бюджетных программ и их экспертизой;
– централизованный учет федеральных и ведомственных целевых бюджетных программ;
– проведение ежегодного мониторинга реализации целевых бюджетных программ и военно-экономического анализа эффективности их реализации;
– привлечение для разработки научно-методического обеспечения программно-целевого планирования высококвалифицированных специалистов [1].
Выполнение планов военно-политического руководства по модернизации СОН, а также стратегических наступательных и оборонительных вооружений напрямую зависит от бюджетных возможностей российской экономики, состояния ОПК, уровня военного профессионализма и состояния мобилизационных резервов.
В настоящее время Россия занимает 3-е место в мире по уровню военных расходов: по абсолютной величине военных расходов (87,8 млрд долл. в 2013 г.) и их весе в мировых военных расходах (5 %) — после США и КНР (640 млрд долл. и 37 % от мировых военных расходов, и 188 млрд долл. и 11 % соответственно). По доле военных расходов в ВВП страны (4,1 %) — также 3-е место после саудовских монархий (9,3 % у Саудовской Аравии и 4,7 % у ОАЭ)12.
Ухудшение экономического положения страны в 2014 г. и секвестр бюджетных расходов ставят под сомнение возможность финансирования в запланированном объеме (20,7 трлн руб. до 2020 г.) принятой в конце 2011 г. Государственной программы вооружения до 2020 г. (ГПВ-2020). Можно уверенно прогнозировать, что нынешняя государственная программа перевооружения, также, как и предыдущие, не будет выполнена, а подвергнется корректировке через растягивание сроков намеченного производства вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в рамках следующей ГПВ 2015–2025 гг.
Начиная с конца 1960-х годов ведущие ядерные державы мира — СССР и США — начали переговорный процесс по ограничению и сокращению своих стратегических ядерных вооружений. Результатом этого процесса стал целый ряд двусторонних соглашений, последнее из которых — новый ДСНВ — было подписано в 2010 году, а вступило в силу 5 февраля 2011 года.
На сегодня угрозой стратегической стабильности является развитие американских оборонительных вооружений — системы противоракетной обороны (ПРО). Развертывание в Европе противоракет США, способных перехватывать на активном участке траектории полета российские баллистические ракеты, модернизация наземной системы предупреждения о ракетном нападении и развитие космической компоненты ПРО позволят США полностью контролировать ракетные запуски в северном полушарии. Для обеспечения надежного ядерного сдерживания Россия помимо модернизации СЯС вынуждена наращивать собственные стратегические оборонительные вооружения, развертывая систему ВКО, на которую в рамках Государственной программы вооружения до 2020 г. планируется потратить до 20 % бюджетных ассигнований.
За официальными данными 2015 года Государственный департамент США публикует уточнённые данные о числе американских и российских ядерных боеголовок. В докладе Госдепа, ссылающегося на военное ведомство США, говорится о том, что данные уточнены по состоянию на 1 сентября текущего года. Соотношение (по версии Госдепа США) выглядит следующим образом: 1538 ядерных боеголовок у США и 1648 — у Российской Федерации; 898 развёрнутых и неразвернутых пусковых установок (носителей) у США, 877 — у России. Если верить информации, опубликованной Госдепом, США сократили число боеголовок на 104 единицы, а вот Россия нарастила ядерный потенциал на 5 боеголовок. По числу пусковых установок (носителей) Вашингтон фиксирует сокращение и у России тоже: у США — минус 14 единиц, у России — минус 34 единицы. Напомним, что согласно договору, вступившему в силу в феврале 2011 года, Россия и США должны сократить число ядерных боеголовок до 1500–1675, а число носителей — до 500–1100. В то же время США не скрывают планов размещения новейших авиабомб с ядерными боеголовками в Германии (речь о B61–12), а также продолжает предпринимать меры по развёртыванию ПРО в Восточной Европе [2].
Российская Федерация является самым непосредственным участником процесса сокращения и ограничения ядерного вооружения. Данный вопрос занимает центральное место в системе безопасности и продолжает решаться путем подписания различных договоров [3].
ДСНВ-2010 имеет эффективный верификационный механизм, адаптированный к современным реалиям. Механизм контроля и связанные с ним меры транспарентности включают:
– использование национальных технических средств контроля;
– инспекционную деятельность;
– проведение показов;
– обмен уведомлениями;
– обмен телеметрической информацией по пускам МБР и БРПЛ.
В ходе переговоров были выработаны процедуры, которые не позволят США получать в рамках обмена телеметрическими данными информацию в интересах, противоречащих безопасности Российской Федерации.
На наш взгляд существенным негативным моментов в подписанном договоре 2010 года является тот факт, в ходе его подписания не поднимались вопросы ограничений на развитие американской системы ПРО. Однако данным момент был оговорен президентами США и России еще до подписания, а противоракетная оборона является самостоятельным вопросом двустороннего диалога.
Вопрос сокращения стратегического наступательного вооружения Россия будет продолжать в том случае, если будет уверена в том, что развитие системы ПРО США не подрывает ее потенциал ядерного сдерживания.
Соединенные Штаты взяли на себя юридические обязательства не переоборудовать и не использовать пусковые установки МБР и БРПЛ для размещения в них противоракет и, наоборот, не модернизировать пусковые установки противоракет для размещения в них МБР и БРПЛ.
В свою очередь Министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров охарактеризовал новые российско-американские договоренности как вклад России и США в упрочение глобальной безопасности, режима нераспространения, в продвижение процесса ядерного разоружения [4].
Отметим также как позитивный фактор для России в рамках подписанного Договора является отсутствие положений, способных сдерживать или ограничивать развитие российских СЯС в соответствии с перспективными планами, не предусматривает также обязательной ликвидации или переоборудования средств СНВ, состоящих в настоящее время на вооружении российских ВС. У нас не возникнет проблем и с принятием на вооружение новых перспективных ракетных систем.
Конечно, ДСНВ-2010, как и любой другой договор, разумеется, не может решить до конца все без исключения вопросы. Однако данный договор является новым важным документом, что в целом влияет на уровень сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений и к февралю 2018 года суммарные количества таких средств не должны превышать:
– 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков (ТБ);
– 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также ТБ;
– 1550 боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ.
Как вывод можно отметить, что Россия имеет непосредственное участие в процессе ограничения вооружения и для поддержания условий ДСНВ-2010 разрабатывают новые документы государственного уровня такие как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год, Военная доктрина Российской Федерации 2014 года и Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 года и другие.
Литература:
- Хорев В. П., Горева О. Е. Состояние и тенденции развития финансово-экономичного блока Вооруженных Сил Российской Федерации // Армия и общество. — 2013. — № 3. — С. 65–71.
- Рейтинг военной мощи стран мира [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nonews.co/directory/lists/countries/global-firepower (дата обращения: 25.03.2018).
- Балашов А. И.. Военный потенциал и экономические ограничения Российской армии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. — № 34. — С. 46–55.
- Антонов А. И.. Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы. — 1. — М.: РОССПЭН, 2012. — 245 с.