В статье проведен анализ реализации и ограничения принципа свободы договора в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок.
Ключевые слова: принцип свободы договора, свобода договора, контрактная система, закупка, заключение договора, ГК РФ, свобода.
Участники имущественного оборота, вступая в сделки, заключают договора гражданско-правового характера. При этом заключением договора стороны выражают согласие с тем, что на условия совершения сделки они согласились добровольно. Договор в этом случае подразумевает согласие с теми условиями, которые в нем содержатся [1]. Таким образом, можно отметить наличие принципа свободы при заключении договоров гражданско-правового характера.
О принципе свободы договора говорится в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Этот принцип характерен для всех договоров имущественного характера, так как он строится на фундаментальных основах гражданского права. Как пишут в своих работах некоторые исследователи, в частности, Белогурова Е. Б., наличие принципа свободы договора наряду с ликвидацией субъективных ограничений, с формализацией процедуры стали основой для возникновения права частной собственности.
Ст. 421 ГК РФ тоже говорит о наличии принципа свободы при заключении договора имущественного характера. Сущность данного принципа, а также возможные ограничения при реализации этого принципа являются предметом научных исследований и дискуссий.
Так, в России действует система государственных закупок контрактного типа. Для этих отношений также характерно наличие принципа свободы при заключении договора. Как правило, в этом случае под свободой договора понимается широкий перечень допустимых полномочий, которыми обладает та или иная сторона сделки. Интересна позиция научного исследователя Белогуровой, которая утверждает, что принцип свободы договора есть уже на стадии планирования договорных отношений, когда уже возникают предпосылки к появлению договорных обязательств [2].
С таким выводом можно заявить, что принцип свободы договора появляется на ранних стадиях планирования договорных отношений, когда перечень обязательств уже готов, а договор для заключения находится на рассмотрении у сторон сделки. Принцип свободы договора проявляется на разных стадиях развития гражданско-правовых отношений. В частности, при формировании договорного обязательства стороны обладают определенными свободами. Речь идет о свободе, которая позволяет заключить гражданско-правовой договор в заявленной форме или отказаться от его заключения.
В соответствии с ФЗ о контрактных закупках устанавливается особый порядок заключения договорных отношений с участниками системы государственных закупок. При планировании заключения договора в иной форме, которая не предусматривается ФЗ о контрактных закупках, стороны могут выбрать способ для заключения договора самостоятельно. То же самое касается и порядка заключения договора. По системе контрактных закупок он требует соблюдения следующих условий — заявления на тендер, участия в конкурсе и наличия победы.
С победителем системы торгов государственная структура заключает договор в установленной форме. Вместо преддоговорных переговоров по системе контрактных закупок происходит заявление на конкурс с предоставлением обязательных документов, прохождением регистрации и вынесением решения о том, соответствует ли заявитель и представленные им документы требованиям, обозначенным в условиях к проведению конкурса (розыгрыша контракта). Условия договора по системе контрактных закупок обозначаются заранее, то есть, основные положения договора известны еще до того момента, когда будет разыгран конкурс. В традиционном имущественном обороте стороны имеют возможность обсудить условия сделки и включить их положения в проект договора. Одно важное условие для всех случаев — это соответствие договора имущественного характера всем требованиям законодательства [3].
То есть, для обретения юридической силы и признания договора он должен быть подготовлен в соответствии с теми ограничениями, которые изложены в федеральном законодательстве. Контрагент по договору в системе контрактных закупок известен заранее — он может быть заменен только в исключительных случаях, когда ставится под угрозу исполнение договорных обязательств между сторонами сделки. Способ обеспечения обязательства, согласно ФЗ о системе контрактных закупок, обозначен конкретно. Это может быть банковская гарантия, внесение минимальной суммы обеспечительного взноса.
Когда договорные обязательства уже возникли, все еще сохраняются некоторые принципы свободы договора. Выбор способа под исполнение обязательства осуществляется на основе принципа свободы, с учетом тех ограничений, которые указаны в контракте. Условия договора, согласно ФЗ о контрактных закупках, могут быть изменены только при наличии особых ситуаций [4].
К примеру, условий непреодолимой силы, которая мешает исполнению условий по контракту. Заключенный контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке. Речь идет только о возможности расторгнуть контракт самим владельцем контракта. Иными словами, исполнитель не имеет права расторгнуть договор в одностороннем порядке. Это может сделать только та структура, которая заключила контракт с поставщиком, опять же при наличии оснований, дающих право на совершение данного действия.
При одностороннем отказе от контракта заявитель автоматически соглашается с теми последствиями, которые наступают вслед за этой процедурой. Гражданско-правовая ответственность при нарушении условий контракта тоже определяется в свободном порядке. Сторона, получившая ущерб, имеет право использовать доступные законные инструменты для компенсации убытков.
Однако, свобода договора — это далеко не абсолютное и не безграничное понятие. Хотя нормы гражданского законодательства выглядят диспозитивными.
По решению Конституционного суда Российской Федерации, у принципа свободы договора имеются объективные пределы. Они связаны с действием конституционных норм и публичного правопорядка, установленного для системы государственных контрактных закупок. В последнее время понятие свободы договора существенно притесняется под действием интересов общества. Совершенствование законодательной базы в последние годы позволяет фактически говорить об искоренении и существенном ограничении использования принципа свободы договора. В первую очередь необходимо отметить о таких ограничениях свободы, на которые ссылается законодательство.
При подготовке конкурсных условий заявителю контракта необходимо убедиться в том, что предлагаемые условия для заключения договора соответствуют императивным началам, а также самому ФЗ о системе контрактных закупок. Принцип свободы договора ориентирован на то, чтобы обе стороны контракта достигли своих целей — заказчик получил услуги или товары, результат работ, а исполнитель — свою оплату.
Также следует отметить и тот факт, что у ограничений, характерных для свободы договора, тоже есть свои цели существования в рамках правового поля. Во-первых, речь идет о защите слабой стороны.
К примеру, исполнитель нарушил сроки исполнения контракта. В этом случае заказчик имеет право применить к нему штрафные санкции. Во-вторых, защита интересов кредиторов (речь идет о банках, предоставляющих банковскую гарантию или кредит под обеспечение обязательств). В-третьих, это защита самого государства, так как для оплаты контракта используются средства из бюджета. Они должны расходоваться рационально. Наше мнение сводится к тому, что в системе российского законодательства понятия свободы договора и ограничений свободы договора разведены. Так, о предельных принципах свободы говорит ст. 10 ГК РФ.
Таким образом, ограничения свободы заключения сделок характерны не только для сделок в рамках контрактной системы закупок. При этом ограничительные меры распределяются равномерно, то есть, с ограничением свободы для одной стороны вводятся некоторые ограничения и для другой стороны. Проведенный анализ позволяет утверждать, что принцип свободы договора в системе контрактных закупок существует. Хотя для него характерны и некоторые ограничения, которые в целом являются обоснованными и позитивными для всех участников сделки, поскольку:
‒ указанные ограничения установлены федеральным законом;
‒ направлены на защиту прав и законных интересов других лиц, круг которых не ограничен, на защиту публичных интересов [5], а также в определенных случаях — на обеспечение обороны страны и безопасности государства, защиту здоровья граждан, что соответствует части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, абзацу 2 части 2 статьи 1 ГК РФ.
Судебная практика высших судов также свидетельствует о том, что действующее законодательство, в первую очередь ГК РФ, содержит в себе необходимые механизмы для соблюдения баланса интересов сторон и для защиты слабой стороны договора в условиях ограничения принципа свободы договора законодательством о контрактной системе, и правильное применение этих механизмов является прерогативой судов в случае обращения одной из сторон договора за помощью [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что ограничения принципа свободы договора в рамках контрактной системы закупок не приводят к произвольному ограничению прав и свобод участников договорных отношений, наоборот — они призваны защитить их и не допустить использование положений Закона о контрактной системе и применяемых в совокупности с ними норм ГК РФ в противоправных целях.
Литература:
- Савченко Е. Я. Понятие и роль гражданско-правового договора. Свобода договора // Правопорядок: история, теория, практика. — 2015. — № 3 (6). — С. 47.
- Белогурова Е. Б., Головщинский К. И., Еременко Н. В. Оценка практики закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2015. — № 41. — С. 43.
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 23. — Ст. 2925.
- Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http:// www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 27.03.2018).
- Рахимов Э. Х. Краткий анализ нормативно-определенных условий контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. // Евразийская адвокатура. — 2015. — № 6 (19). — С. 62.
- Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2017 N 305-ЭС16–14207 по делу N А40–171370/2015 [электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 27.03.2018)