Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение, а также играло большую роль в жизни общества. Искусство судебного красноречия зародилось еще в Древней Греции. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои позиции и интересы. От умения говорить публично во многом зависела политическая судьба большинства граждан. Этому учились и эти знания ценили. В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом существования Республики.
Латинское слово «оратор» означает лицо, произносящее речь перед аудиторией, а ораторское искусство — это умение произносить публичные речи не только убедительно, но и действенно. Оратор должен искусно пользоваться своей речью для оказания максимального воздействия на слушателей. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. Богатый словарный запас, точность и выразительность фраз, умение кратко и просто сформулировать свою мысль — важнейший показатель речевой культуры оратора. Средствами языка судебный оратор акцентирует внимание суда на тех или иных деталях дела, стараясь не упустить ничего из виду, вплоть до мельчайших деталей. Из всего вышесказанного следует сделать вывод: для того чтобы стать хорошим адвокатом, прежде всего нужно стать хорошим оратором, владеть навыками работы над речью, навыками общения с аудиторией, умением убеждать, произносить речь доходчиво, грамотно, эмоционально и со знанием дела.
Талант адвоката как оратора проявляется во время его выступления в суде, в так называемых судебных прениях. Судебные прения — самый ответственный момент всей работы адвоката, поскольку судьба его подзащитного будет зависеть не только от собранных доказательств по делу, но и от того, как он сможет преподнести эти доказательства, чтобы содействовать формированию у суда убеждения, благоприятного для подзащитного. Речь, произносимая адвокатом во время судебных прений, называется защитительной. За время своего существования, адвокатская практика выработала определённые требования, которым должна соответствовать судебная речь защитника, хотя в каждом отдельном случае содержание защитительной речи определяется конкретными задачами защиты по делу. Ещё во времена Древней Греции античные ораторы делили речь на вступительную, главную и заключительную части. Удачное вступление всегда определяло значительную долю успеха адвоката, потому что оно знакомит с темой выступления и подготавливает аудиторию к восприятию фактов по делу, порой малоинтересных, но очень важных. И именно от вступления будет зависеть понимание данных фактов и их оценка. Прежде всего, речь адвоката должна быть сдержанной и опираться на здравый смысл. Несдержанность и горячность могут вызвать только раздражение, и даже верные доводы будут плохо восприниматься. Следующий пункт, на который надо обратить особое внимание — это логика. Доводы, изложенные в логической последовательности, лучше усваиваются слушателями. Также в речи следует избегать сложных оборотов, непонятных фраз и риторики. Не следует спешить аргументировать свои выводы, их нужно просто высказать и пусть над ними думает обвинение. Необходимо просто и толково изложить все обстоятельства по делу. Неотъемлемой частью в речи являются примеры, но ни в коем случае нельзя ими злоупотреблять. Приводить примеры лучше всего из судебной практики Пленумов Верховного суда, так как сравнения, подкреплённые фактической стороной дела, приносят определённые плоды. Человеческий ум склонен подчиняться сравнению. Никогда нельзя пренебрегать мелкими фактами, они всегда бесспорны и их наличие создаёт полную и объективную картину по делу и не вызывает сомнения.
Далее в своей речи адвокат проводит анализ доказательств по данному делу. Доказательствами по делу, в соответствии с законом, являются любые фактические данные, собранные в ходе следствия. Они указывают на наличие или отсутствие общественно опасного деяния и складываются из показаний свидетелей, показаний самого обвиняемого, заключений экспертов и т. д. Анализируется и оценивается каждое доказательство в отдельности, с учётом особенностей данного дела, а затем они рассматриваются в совокупности, устанавливается их взаимная связь или её отсутствие. Показания же потерпевшего удостаиваются особой оценки. Есть категория дел, в которых защитник бывает, вынужден касаться в своей речи морального облика потерпевшего или свидетеля, в таких случаях тактичность и сдержанность в оценках. Что же касается личности подзащитного, то здесь, после оценки всех собранных доказательств, адвокат должен постараться с максимальной объективностью показать его лучшие стороны. Раскрыть его внутренний мир, переживания, проникнуть в его психологию, объяснить поступки. В своём желании помочь своему подзащитному, адвокат должен быть абсолютно искренним. Если человек признаётся в содеянном, необходимо подчеркнуть факт раскаяния. Любому, даже малопривлекательному для защиты делу можно и даже нужно найти объяснение. Оно должно быть понятным, простым и убедительным. После всего подводится итог. Здесь адвокат обращается к суду с просьбой оправдать или назначить условное наказание подсудимому, это будет зависеть от позиции защитника по делу. Адвокат не высказывает своё личное мнение, а опирается на показания свидетелей, заключение экспертов, оценку вещественных доказательств. Он не подчеркивает слабость обвинения, а обращает внимание на сильные позиции защиты. И ещё один важный момент — свою позицию по делу нужно повторять многократно, но в разных вариациях.
Не стоит забывать о том, что время для выступления должно быть ограничено тем временем, которое необходимо для всего изложения того, что адвокат, тщательно взвесив, хотел сказать. Поэтому речь должна быть ясной, последовательной и лаконичной.
Умение говорить красиво — талант и дан он не каждому. Поэтому готовиться к выступлению надо тщательно и продуманно. Подготовка судебной речи — дело творческое. Для этого необходимо овладеть логикой изложения и рассуждения, ораторскими приемами, методами убеждения, методикой подготовки и произнесения воздействующей убедительной речи. Всему этому учит риторика — путь от мысли к слову, наука о многообразных способах убеждения аудитории с помощью речевого воздействия. Это особенно важно в настоящее время, когда в соответствии с судебными реформами ощущается необходимость образного, яркого судоговорения. В наши дни, когда в судебных прениях ежедневно произносятся однообразные, трафаретные, скучные, не всегда убедительные речи, особенно актуальны стали слова, высказанные когда-то Н. П. Карабчевским: «От внешней стороны речи требуется художественная цельность и целесообразная законченность». Современные юристы поднимают вопрос о том, чтобы в суд вернулось «настоящее судебное ораторское искусство, в котором налицо и разумное содержание, и привлекательная изящная форма, когда полезное содержание подается, не только убедительно, но и вызывает восхищение».
Литература:
- Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста / Н. Н. Ивакина. — М., 2010.
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — 568с.
- Язык и стиль судебных документов. Практические рекомендации по оформлению судебных актов / сост. е. П. Попова, Ю. С. Фадеева, Т. Н. Цыплакова. — СПб., 2003.
- Каверин, Б. И. Ораторское искусство: учеб. пособие для вузов / Б. И. Каверин, И. В. Демидов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 255 с.
- Риторика: учеб. пособие для вузов / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — 3-изд. — М.: Дашков и К, 2008. — 572 с.
- Фомин, Михаил Анатольевич. Защитник в судебных прениях: речи адвоката / М. А. Фомин. — М.: Юрлитинформ, 2009. — 432 с.