Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом и духовном воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Быкова, Э. Ю. Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом и духовном воспитании дошкольников / Э. Ю. Быкова, Л. Ю. Кандакова, Т. С. Лаптенок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49138/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным.

Песня есть душа твоя, утончай её.

Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю.

И получит планета Земля и вся вселенная Красоту,

которую не познал никто»

Ш.А. Амонашвили

На основе практического опыта – коллектива авторов: воспитателя высшей квалификационной категории Быковой Э.Ю., воспитателя первой квалификационной категории Кандаковой Л. Ю. и старшего воспитателя Лаптенок Т.С., разработана концепция инновационной деятельности педагогического коллектива в области нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области», целью реализации которой является создание оптимально – благоприятных условий для индивидуализации образовательной деятельности.

Одним из важнейших условий жизнеспособности общества является наличие общих для его членов духовно – нравственных и культурных ценностей.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. В дошкольном возрасте у ребёнка должны формироваться первичные представления о том, как складывается и развивается культура общества и его отдельных членов.

Взаимодействуя с людьми и познавая окружающий мир, ребёнок учится воспринимать себя не только как отдельную личность или как члена группы, но и как представителя определенной культурно – исторической общности» [1]. Конечно же самое близкое окружение ребёнка – это его семья. Здесь формируется его семейные, духовно- нравственные и культурные ценности, традиции. А в детском саду ребёнок встречает детей и взрослых из различных социальных, и культурных сред, которые имеют различные привычки, убеждения, ценности, культурный опыт. Ребёнок учится уважать других людей, их ценности, обычаи. Участвуя в праздниках, готовится к ним, узнает о родном крае. Учит песни, мастерит поделки, узнает историю своей Родины. Задача педагога в нравственно – патриотическом и духовном воспитании состоит в том, чтобы развивать чувство гражданской идентичности и любовь к Родине, научить понимать поступки людей, познакомить с ценностями и интересами национальных культур, развивать позитивную самооценку воспитанников. Наш детский сад с 2017 года работает по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение». Мы используем различные инновационные технологии в своей деятельности для достижения поставленных целей: «Образовательное событие», «Детский совет», «Проектная деятельность», «Детское портфолио» и многие другие. Инновационные технологии, используемые нами в педагогической деятельности, привлекают к работе большой коллектив. Педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, специалисты дошкольного учреждения, воспитатели, воспитанники, родители, все становятся участниками «Образовательного события». Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Команда педагогов дает новый импульс к долгожданным переменам в образовательной деятельности. Каждый ребенок чувствует себя участником одной большой истории, где нет утомительных речей и скучных открытий, а именно инновационные технологии помогают раскрыть потенциал педагогов и направить образовательный процесс в нужное русло, во взаимодействии с ребёнком.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека… Александр Блок написал это в 19 веке. Посмотрите за окно. Век XXI. Что мы видим: та же ночь, та же улица, фонарь, аптека, молодежь 21 века. Сравнима ли наша молодежь с молодежью 19 века, и есть ли нужда сравнивать? За два столетия произошло немало событий, которые коренным образом повлияло на мировоззрение наше и наших детей. Какими же мы встретили 21 век? Новые технологии, новые изобретения, новые люди, совершенно отличные даже от людей 20 века. А нравственные и духовные ценности, патриотизм, восприятие тоже изменились? Есть вечные понятия: любовь к Родине, родным, уважение, доброта, милосердие. Каким же мы хотим видеть человека 21 века? Нового изобретателя? Нового защитника? Нового доктора, учителя, инженера? Растет поколение совершенно новых людей, мы работаем с новым мышлением, новым форматом мышления. Что мы можем сделать, чтобы привить им нравственные ценности, чувство патриотизма? Как воспитывать такого нового человека нового времени? Только новыми методами и приемами?

Мы стараемся прививать вечные ценности, актуальные для всех веков: благородство, милосердие, духовность, сострадание, патриотизм – это всегда будет ценным и самым важным!

Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей. Меняется и отношение людей к Родине. В обществе наблюдается резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей народа и его героической истории. Современные дети все меньше знают о родных городах, стране. Все чаще равнодушны к близким людям. Патриотическая идея – это то основание, на котором должна выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице наших детей. Наша работа в группе начинается с детьми с 2,5 лет и до 7 лет. Это возраст, когда закладываются основные нравственные понятия и чувства. Казалось бы, малыши, но уже и в этом возрасте мы говорим с ними на взрослые темы:

что такое семья, для чего нужен друг, где живет доброта?

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC00142.JPGНравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Совместно с родителями, работаем над проектами. Одним из таких важных проектов для нашей группы стал проект «История одной книги. Семейная библиотека как духовное завещание детям». В этом проекте мы затронули важные темы: любовь к своему роду, своей фамилии, своих предках, гордость за них. Это оказалось значимым событием для наших детей и родителей. Как оказалось, многие семьи погрузились в эту тему, нашли семейные альбомы, узнали о своих предках, написали о своих родных. Дети с удовольствием и гордостью рассказывали о дедушках, прадедушках и прабабушках, показывали фотографии.

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC_0075.JPGНа детском совете наши дети вместе с педагогами обсуждают новости и решают, какими интересными делами займутся. Какие идеи возникают у детей по поводу различных проектов. Каждый услышан, каждая идея принимается по настоящему и чаще всего реализуется. Ежедневно или по мере необходимости говорим с детьми о долге, совести, решаем детские споры, приходим к мнению, которое не ущемляет прав другого, делимся своими ощущениями и чувствами.

«Детский совет помогает достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой выбирать содержание своего обучения или развития» [2]. Дети участвуют в совете. «Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать своё мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решение вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества» [2].

Большое значение в формировании нравственности и патриотизма играет чтение художественной литературы, проживание ситуаций вместе с героями, эти переживания дети переносят на себя, начинают говорить о себе, своих чувствах, эмоциях, мы стараемся все C:\Users\user\Desktop\дети в саду 2018\P1030350.JPGвместе помочь и найти выход из положения.

В нашей группе стало традицией делать сюрпризы друг другу, другим воспитателям и педагогам, считаем, что важно именно дарить подарки, а не получать. Однажды на детском совете у детей зародилась идея «Бумеранга добра». Им очень хотелось порадовать своих родителей и поднять им настроение, они придумали изготовить смайлики и подарить их близким и знакомым, всем сотрудникам детского сада, а когда в ответ получили улыбки и добрый взгляд, благодарность, то поняли в чем смысл слов «Бумеранг добра».

C:\Users\user\Pictures\фото 9 гр 2016 выборы\20160823_081954.jpgМы приняли активное участие в акции, которую придумали сами «Дари добро». Вот уже два года подряд мы собираем подарки детям в Волгоградский областной онкологический центр, сотрудничаем с волонтерами. Это участие очень много дает детям. Они понимают, что есть другой мир, другие ценности, что есть дети, терпящие боль и ежедневные мучения, что они нуждаются в теплом взгляде, в простом участии в их жизни.

C:\Users\user\Desktop\дети в саду 2018\P1010579.JPGМы собираем подарки, рисунки, письма, которые дети пишут сами, и наши родители отвозят в центр онкологии в детское отделение.

Мы часто проводим диспуты, споры на такие темы как: «Что хочет мама», «Что дороже всего», «Я хотел бы…».

В своей работе мы используем игровые методы Щурковой, направленные на формирование своего «Я»: Калоши счастья», «На твоем бы месте», «Хочу и надо», «Проблема на ладошке», «Магазин качеств» и другие. В процессе игр мы видим духовное и нравственное восхождение детей. В игре дети живут, они естественны и открыты.

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC_0851.JPGВ 2017 году в нашей группе в рамках большого образовательного события детского сада, посвященного 75- летию Сталинградской битвы, была создана рукописная книга «Чтобы помнили». Это не учебник истории, в ней нет точных дат, в ней описаны переживания и чувства людей, переживших войну. В создании книги приняли участие не только сотрудники детского сада, но и родители, друзья, родственники воспитанников и сотрудников. Рукописный текст передает тепло, сердечность, переживания, идет от души. В этой книге говорится о важности знания о чувствах и памяти людей, переживших ужасы войны, о том почему нельзя допустить войну вновь. Дети учатся понимать, что вносят свой вклад в создание книги.

В нашем детском саду много интересных событий приуроченных к важным событиям. Акцию «Сталинградский хлеб», мы проводим 2 февраля. В этот день дети говорят о хлебе, о его важности в годы войны, его ценности, интересно наблюдать как бережно и до крошечки они его съедают. Это воспитывает в детях чуткость, сострадание. Такие акции положительно влияют на формирование нравственных качеств детей, их духовность.

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC_0793.JPGАкция «Белый шар». Запуская в небо белые шары как символ веры, мира, мы говорим что белые шарики – это ангелы, которые смотрят на нас, это солдаты, которые не вернулись с войны, но благодаря которым мы живем.

Акция «Бессмертный полк». Наши дети, сотрудники приносят фотографии своих родных, прошедших войну и 9 мая, все группы детского сада выходят на митинг-концерт, посвященный Дню Победы, в группах организуются выставки, дети рассказывают о своих прародителях, они говорят о них с гордостью. Мы приглашаем на это событие ветеранов, бабушек и дедушек, гостей.

Акции, в память о великих трагических событиях, положительно влияют на нравственное, духовное становление личности ребенка, на развитие их патриотических чувств.

Любовь к родному краю, малой родине играют большое значение в воспитании патриотизма, мы проводим беседы, презентации. Дети и родители с интересом принимают в этом участие. Тесное сотрудничество с родителями сближает детский сад и семью и положительно влияет на внутренний мир ребенка. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своему дому, двору, детскому саду. Мы часто проводим такие тематические выставки, встречи с родителями, которые рассказывают о своей профессии, увлечениях.

C:\Users\lenovo\Desktop\статья Быкова Кандакова\DSC_0759.JPGВ этом году в продолжении акции «Дари добро», «Бумеранг добра» мы радовали пап своей выпечкой, вместе с детьми замесили тесто и испекли печенье к 23 февраля, вкладывая в каждое печенье свое тепло и любовь.

С родителями проводятся дискуссии, диспуты, круглые столы «Мой ребенок через 20 лет, какой он? Что я делаю для того, чтобы он стал таким, а сам я такой?» В своей работе используем принципы Ш. А. Амонашвили, это дает нам возможность глубже понять ребенка, его внутренний мир. Применяя на практике методы Ш. А. Амонашвили, мы видим , как дети учатся делать выбор, отстаивать свою точку зрения, учатся быть сдержанными и в то же время эмоционально открытыми.

Какими мы видим поколение 21 века? Это открыватели новых лекарств, создатели новых технологий. Это люди нового формата. Но хочется ли нам, чтобы это были роботы? Хочется ли иметь бессердечных, но умных программистов, не созидателей, а хладнокровных создателей? Какими будут наши дети зависит только от нас.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности – самостоятельной и ответственной. Патриотическое, духовное воспитание – результат длительного и целенаправленного воспитания. Ребёнок не рождается злым или добрым. То какие качества будут у него развиваться зависит от родителей, от окружающих взрослых. Как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека….Идет человека 21 века. В сердце любовь, доброта, в глазах искры любви, в голове ясный рассудок, ладонь раззажата от кулаков, готова к рукопожатию, он открыватель, он созидатель, он миротворец, он великий и могучий. Он воспитан в 21 веке и не допустит войны.

Литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» Издательство «Национальное образование». (Москва. 2015 )
  2. Свирская Л.В. «Детский совет». //Методические рекомендации для педагогов. Издательство «Национальное образование». (Москва. 2015 – С. 2, 11)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, век, родитель, ценность, детский совет, духовное воспитание, образовательная деятельность, образовательное событие, родной край.


Похожие статьи

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей

На основе практического опыта — коллектива авторов: педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Пузиковой Натальи Ивановны, музыкальн...

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста

На основе практического опыта – авторов воспитателя высшей квалификационной категории Ершовой Елены Геннадьевны и воспитателя первой квалификационной категории Отришко Натальи Ивановны, разработана система работы в области художественно-эстетического...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива

В статье изложена разработанная на основе практического опыта заведующего детским садом Быковой Ольги Николаевны и старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны концепция сайта ДОУ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Похожие статьи

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей

На основе практического опыта — коллектива авторов: педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Пузиковой Натальи Ивановны, музыкальн...

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста

На основе практического опыта – авторов воспитателя высшей квалификационной категории Ершовой Елены Геннадьевны и воспитателя первой квалификационной категории Отришко Натальи Ивановны, разработана система работы в области художественно-эстетического...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива

В статье изложена разработанная на основе практического опыта заведующего детским садом Быковой Ольги Николаевны и старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны концепция сайта ДОУ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Задать вопрос