Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станетсегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка [2,с 76].
Социализация связана как со стихийным влиянием условий жизни, так и с целенаправленным воздействием на личность в процессе воспитания, образовательной и игровой деятельности, что обусловливает значимость педагогических аспектов социализации.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, потенциальные возможности и первые творческие проявления. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром [3,с. 44].
Гуманизация педагогического процесса и его направленность на развитие ребенка дают возможность педагогам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, выстраивать работу с детьми в стройную систему, в которой образовательной деятельности с использованием различных средств уделено особое внимание.
Одним из ценностных ориентиров дошкольного возраста является познание. Познание состоит из таких компонентов, как: интересы, способы и средства получения информации, отношения человека к самой информации. Познавательная активность не является прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством. Поэтому организация такой детской среды и деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач, является наиболее актуальной и своевременной на современном этапе.
Наша основная задача – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность, мы развиваем у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций [5,с.79].
В своей работе для развития познавательной активности детей мы используем такие формы работы, как: интегрированная совместная деятельность; экспериментирование; проблемно – поисковые ситуации; пиктограммы; алгоритмы; ребусы; проектная деятельность; игровая деятельность [1,с.105].
Благодаря совместной деятельности родителей и воспитателей, интересам детей и развитию их познавательных способностей в нашей группе обновляется тематика музея и экспонаты, а так же есть много интересных проектов: «День пожилого человека», «Фруктовые истории», «Ах, лето красное – забавы и прогулки!», «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского», «День чистых рук», «Волшебное мыло» и др.
Приведем пример совместной проектной деятельности: « Мир часов»
План мероприятий, направленных на реализацию проекта
- Беседы о часах (их назначении, разновидностях).
- Экскурсия в библиотеку «энциклопедические сведения о часах».
- Экспериментальная деятельность.
- Создание музея.
- Обмен опытом (рассказы детей о часах).
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин часов»
- Художественное творчество (поделки, рисунки и др.)
- Итоговое мероприятие – «Игра – занятие: Путешествие в «Мир часов»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое развитие.
Тип: Интегрированное
Возраст детей: 6 лет
Фомы непосредственной образовательной деятельности: подгрупповая
Задачи:
Расширять представления об окружающем мире;
Закреплять и углублять представления о времени, о часах, как приборе способном указывать время;
Продолжать учить определять время по часам;
Развивать речь детей, умение отбирать содержание для своих рассказов, располагая его в определенной последовательности;
Развивать творческие способности детей;
Воспитывать умение внимательно слушать рассказы друг друга;
Воспитывать интерес к предметному миру;
Воспитывать умение работать самостоятельно.
Словарь новых слов: циферблат, экскурсовод.
Предварительная работа: рассматривание часов, сбор информации, чтение художественной литературы, беседа с детьми, изготовление часов своими руками.
Оборудование и материалы: мини – музей часов, иллюстрации различных видов часов, книги о часах, дидактическая игра «Мои первые часы», магнитофон, картинки – задания, макеты часов на каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
– Ребята, к нам сегодня пришли гости, посмотреть как мы живем, и чем занимаемся. Расскажите, что интересного и необычного у нас есть в группе (мини – музей часов).
Давайте пригласим гостей в наш мини – музей и познакомим их с экспонатами, которые там находятся. А кем мы с вами будем? (экскурсоводами).
Дети рассказывают о часах (песочных, механических, электронных, наручных, будильнике, об уличных часах)
- А какие еще бывают часы? (дети называют солнечные, цветочные, водные часы, настенные, настольные, напольные, часы с кукушкой и башенные часы).
- Молодцы, много часов вы знаете, интересные у вас рассказы. Я тоже хочу вам рассказать про очень интересные и необычные часы. Посмотрите на картинку. Что это за часы такие? Где их можно увидеть? Для чего они нужны? (Рассказываю детям про «Часы – сказку», которые висят на стене Центрального театра кукол в Москве).
- Ребята, а как вы думаете, для чего нужны эти часы? (Они зазывают зрителей в театр, сообщая о том, что скоро начнется представление).
Мы рассказали нашим гостям об экспонатах музея и о разновидностях часов, давайте подумаем, что было – бы, если вдруг все часы исчезли? (предположительные ответы детей: мы не будем знать, сколько время; не узнаем, когда надо просыпаться, когда кушать, когда домой идти и т.п.).
- Да, без часов было – бы трудно. Не зная который час, мы не сможем вовремя проснуться, особенно зимой, а родители могут из-за этого опоздать на работу. Поэтому все люди пользуются часами.
- А у нас в группе есть часы? (да, дети показывают).
О чем они нам подсказывают? (примерные ответы детей: когда садиться кушать, когда идти гулять, когда заниматься, когда играть, когда ложиться спать).
- Скажите, ребята, вы умеете определять время по часам? (ответы детей).
Какое время сейчас показывают наши часы? (правильно, молодцы, и мы с вами говорим о часах).
А вы хотите поиграть в игру?
- Подходите к столу. Смотрите на столе лежат карточки, на которых изображены часы. Посмотрите и скажите какие? (ответы: электронные и механические).
- Давайте посмотрим, сколько времени показывают вот эти часы (дети называют время по электронным часам).
Давайте, найдем карточку, которая показывает такое же время на механических часах.
Выберите себе по две карточки с механическими часами и подберите к ним картинку с таким же временем на электронных часах. Внимательно посмотрите и скажите, сколько времени показывают часы на ваших картинках и расскажите, что мы в это время суток делаем (дети отвечают по порядку).
Молодцы, ребята, хорошо вы определяете время и по электронным часам и с помощью механических часов.
Давайте немного отдохнем и проведем веселую разминку (Физминутка – соревнование)
Я возьму часы с секундной стрелкой и буду засекать время, а вы должны будете за это время выполнить упражнение (дети под музыкальное сопровождение: приседают, отжимаются от пола, подпрыгивают).
- У меня для вас есть еще одно интересное задание: на столе лежат карточки с цветами, которые нужно разукрасить за одну минуту. Скажите, как мы узнаем, что минута прошла? (ответы детей: надо посмотреть на часы). Давайте возьмем в нашем музее часы (дети берут те, по которым можно проследить минуту).
– Внимание, посмотрим на часы, приготовились, начали.
- Стоп. Время закончилось, посчитайте, сколько цветов вы успели разукрасить за одну минуту (рассматриваем все работы).
- Молодцы, я вижу, что вы многое знаете про часы, умеете по ним определять время и у меня для вас есть сюрприз. Я каждому из вас приготовила вот такие часы (раздаю каждому циферблат). Красивые часы? (нет, не очень). Тогда я вам предлагаю придумать красивое оформление и дорисовать то, чего не хватает на вашем циферблате. Дети придумывают, и рисуют свое оформление часов, и дорисовывают стрелки и цифры. По окончании рассматривают работы.
- Молодцы ребята, наши рисунки мы сможете поместить в альбом и назовем его «Часы будущего!», но сначала расскажите, понравилось ли вам то, чем мы сегодня занимались? (ответы детей) Итог.
В процессе познавательной деятельности, ребенок реализует такие качества личности, как желание быть – с одной стороны, непохожим на других, уникальным, самостоятельным, делать «по-своему» и, с другой стороны, значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным.
Высокую результативность в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков дает не просто знакомство с отдельным разделом программы, а именно взаимосвязь, их интеграция.
В связи с этим проектный метод обучения является одним из ведущих для нашего дошкольного учреждения. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, на оптимизацию учебно-воспитательного процесса [4,с. 38].
Инновационная работа всегда привносит свои изменения, как в развитие педагога, так и в развитие всего коллектива, потому, что это способствует повышению уровня мотивации. Благодаря этому меняется организация работы с детьми, используются новые технологии, ориентированные на индивидуальные особенности ребенка.
Согласованная деятельность педагогического коллектива позволяет создавать условия развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Литература:
1. Авдулова Т. П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников / Т. П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014.
2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. N 11.
3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве ДОУ. М. Сфера, 2006.
5. С.А.Козлова «Мой мир». – М., 2016г.