Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гречко, Г. П. Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста / Г. П. Гречко, И. Н. Туниева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49145/ (дата обращения: 17.10.2024).



«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания»

В. А. Сухомлинский

В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.

Наше динамичное, переходно-кризисное время, характеризуется необходимостью пересмотра отношений человека с миром: нужна смена приоритетов, переоценка ценностей, выработка новой парадигмы поведения в мире. Развитие и прогресс, направление деятельности, должны быть перенесены с развития внешнего (т. е. направленного на внешний мир, его подчинение и потребление), на развитие внутреннее, личностное, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, использование собственных ресурсов.

Одной из истинных, базовых потребностей человека, является – потребность в красоте, как естественное стремление к гармонии, порядку, равновесию и, как следствие, появляется потребность – выразить себя! Ещё древние мудрецы советовали окружать ребёнка красотой и добром.

Процесс формирования будущей личности ребёнка, характеризуется не только получением новых знаний и умений, но и на выработку определённых ценностных ориентаций человека, составляющий базис личностной культуры и эстетического самосознания. Эстетическое развитие ребёнка – основа для формирования будущей личности. В настоящее время, с развитием новых технологий, появляется много новых компьютерных игр и забав. И они не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Виртуальная реальность поглощает психофизические функции человека, подменяя творческую фантазию на простое оперирование готовыми шаблонами в игре. А ведь в ходе формирования своего отношения к тому или иному явлению действительности, в раннем детстве у ребёнка закладываются первые ростки эстетического восприятия, на основе первых впечатлений и ответного эмоционального отклика. Какой эмоциональный отклик может быть в виртуальной реальности? Поэтому, важнейшей задачей на сегодняшний день является приобщение детей к истинным ценностям, к истокам родной культуры. Феномен музыкального искусства заключается в способности, вызывать эмоциональные реакции, переживания, побуждает давать оценки, сравнивать. Выдающийся русский учёный – педагог Б. М. Теплов, исследуя художественные способности детей, установил, что в основе восприятия всех видов искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения.

Чтобы понять музыкальное произведение, нужно эмоционально пропустить его через себя, а затем поразмыслить над ним. Н. А. Ветлугина, также подчёркивает эстетическую природу эмоциональной отзывчивости. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций, без осознания того, что в нём выражено. Но, именно важно, чтобы ребёнок пережил эстетическое переживание при слушании классики, потому что поразмыслить можно над тем, что имеет содержание, т.е. музыкальный образ. Классическую музыку создавали гениальные композиторы: Моцарт, Бетховен, Чайковский, в совершенстве владеющие всеми выразительными средствами музыки, нужными для создания того или иного образа, настроения, созданными по всем законам гармонии.

Музыка, это в первую очередь звуковые колебания, различной частоты. Огромное значение имеет ритм музыки. Пульсация низкочастотных басов, в определённом темпе, резкие, скачкообразные ритмы, с бесцветной мелодией – это может крайне негативно подействовать на психику взрослого человека, а тем более на неокрепшую психику ребёнка. А эти характеристики преобладают в молодёжной клубной музыке. Ребёнок, воспитанный на образцах высокохудожественной музыки, впитавший в себя мелодии родного края, никогда подобную музыку слушать не будет! Это, как прививка, на всю жизнь. Язык современной популярной музыки (эстетически примитивный и физиологически вредный), не соответствует целям и задачам истинного искусства, а наносит огромный вред психике ребёнка. Противостоять этому может возрождение системы любви и понимания к ценностям высокохудожественной музыки, а также к фольклору. То, что увидит и услышит ребёнок в раннем детстве, станет ориентиром для него, эталоном, поэтому так важны уроки красоты.

Эстетическое воспитание дошкольников – это: развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни, искусстве, стремление участвовать в преобразовании мира по законам красоты. Одна из главных задач современной педагогики, научить видеть прекрасное, находить и создавать гармонию во всём: в природе, труде, поступках. В ходе работы с детьми дошкольного возраста, мы поставили следующие задачи художественно-эстетического воспитания:

– развивать эмоциональную сферу детей, учить чувствовать, сопереживать произведениям искусства;

– дать детям представление о видах искусства, обогащать словарный и интеллектуальный запас детей;

– формировать навыки творческой деятельности, интерес к поиску, исследованию;

– формировать осознанное восприятие музыкальных и художественных произведений.

Понятие «эстетики» и «этики» неразрывно связаны в педагогическом процессе. «Прекрасное, по своему содержанию, тождественно с добрым», писал в своих работах Н. Г. Чернышевский. Величайший русский учёный и мыслитель, знаток человеческой души В. М. Бехтерев, в своей работе «О значении музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его жизни» отмечал, что работа по музыкальному воспитанию детей с раннего возраста, даёт хорошую основу для эстетического, а, следовательно, нравственного воспитания ребёнка.

«Красота и добро – это две родные сестры» писал в своём письме Ф.Дзержинский. Невозможно научить ребёнка добру, без формирования у него понятия «красивое» и «некрасивое». Что же такое есть красивое и некрасивое в музыке?

«Некрасивое – это тоже эстетическое понятие, категория эстетики, противоположная красоте. «Некрасивое» есть антипод «красивому», также как гармония и хаос. Гармония, мера, духовная составляющая,- вот что делает музыкальное произведение «шедевром». Построение музыкальной композиции имеет свои законы, сродни математическим, и имеет свои принципы. В первую очередь – это структура самой мелодии, она должна быть напевной, иметь правильное построение: начало, развитие и конец фразы. Но, главное, в мелодической фразе, должна содержаться мысль, которая в свою очередь, с гармоническим обрамлением, заключённая в определённый ритм, темп, и разукрашенная динамическими оттенками, создаёт художественный образ. Для того чтобы создать такое произведение, нужен большой талант, гениальность. Это всё есть у великих композиторов: яркие художественные образы, нарисованные палитрой звуков, тембров инструментов, всё это перекликается, как в полифонической музыке Баха, сочетается, только тогда музыкальное произведение затронет эмоционально, заставит вслушаться, сопереживать. Самые выдающиеся музыкальные произведения всех времён, собраны и представлены в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Здесь собраны произведения, доступные для детей дошкольного возраста, произведения, как образец, эталон искусства, которое пробуждает глубокие эмоции и переживания, побуждает давать оценки, лежащие в основе предпочтений, сравнивать, анализировать, а значит думать, размышлять. Одним словом «классика» музыкального искусства. Видный отечественный учёный, психолог Г.С. Тарасов отмечал, что высокое искусство, в частности музыкальная классика выполняет «множество жизненно важных задач». Использование шедевров мировой классики имеет огромное значение в становлении гармоничной личности ребёнка. Видный педагог О. П. Радынова отмечает, что «экспериментальная работа в дошкольных учреждениях показывает, что, при создании условий для самовыражения ребёнка, в результате слушания и оценки произведений высокого искусства, как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально – творческого и общего развития детей».

Эстетическое воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на личность, имеющее поступательное движение по возрастанию сложности, требующее многократного повторения и закрепления, в различных формах и вариациях. Изменение ситуаций, заставляет ребёнка, пользуясь усвоенными навыками, применять их по ситуации, в новом для него задании, творческом поиске. Особое место здесь занимает формирование эстетических чувств, которые возникают, как эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Яркий эмоциональный отклик возможен при наличии у детей культуры слушания музыки, развитого умения понимать выразительные средства в музыке, т. е. осознанного восприятия музыки. В дальнейшем, в процессе восприятия художественных произведений, дети способны осуществлять выбор (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его, с помощью эстетической оценки. В результате этого у детей появляется потребность выразить полученные эстетические переживания в продуктивной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными, дети могут изобразить задуманное: замысел ведёт за собой действие, изображение.

Как показала практика, один из лучших методов развития эстетического восприятия музыки, это метод моделирования художественно – творческого процесса. Здесь ребёнок может себя выразить во всех видах искусства: пении, танце, художественном творчестве, создании различных композиций. Танцевальное искусство очень близко детям, они с удовольствием берутся за воплощение того или иного образа в пластическом выражении. Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе театрально – игрового творчества, непосредственно-образовательную деятельность, а также фольклорные праздники. Здесь важна роль приобщения детей к истокам музыки родного края. В нашем саду, мы поём казачьи песни.

На конкурсе «Дерзайте, вы талантливы», с песней «Ах, пчёлочка златая», наши дети стали лауреатами первой степени. Лауреатами третьей степени наши дети стали с песней «Я на печке молотила». Эти песни – эталон народного искусства. Здесь очень важно: правильно выйти, обыграть песню, найти нужную интонацию и выговор, свойственный данной песенной культуре.

Работу по эстетическому воспитанию, мы проводим в тесном взаимодействии с воспитателями и специалистами ДОУ, а также при участии и поддержке родителей воспитанников. Создание и развитие окружающей среды, способствующей эстетическому воспитанию детей, музыкальному просвещению родителей и повышению профессиональной компетенции воспитателей (в области музыкального искусства), является хорошей основой для эстетического воспитания дошкольников. Воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является образцом, в сфере музыкального восприятия и музыкального творчества.

Работа по эстетическому воспитанию требует от педагогов владения современными технологиями, ИКТ, умения свободно ориентироваться в предметной области: знать лучшие образцы классической музыки и уметь применить знания в непосредственно – образовательной деятельности. Эмоциональный фактор, в виде заинтересованности, должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего, через собственную эмоциональную активность. Эстетика в оформлении группы, эстетика в быту – такой должна быть характеристика среды, которая окружает ребёнка, большую часть времени.

Результатом работы по эстетическому воспитанию дошкольников, является увеличение интереса к слушанию классической музыки на музыкальном занятии у всех, без исключения детей; заметен живой, эмоциональный отклик на музыку, желание высказаться, проявить себя творчески: в рассказе, танце, рисунке. По нашим наблюдениям, дошкольники начинают проявлять больший интерес к посещению театров, концертов, понимать ценность искусства в целом, испытывать потребность в общении с музыкой. В свободной деятельности дети с удовольствием играют в игры: «Концерт», «Музыкальное занятие», «Придумай танец», с удовольствием рассматривают журналы и альбомы с иллюстрациями по искусству. В целом, отмечается повышение уровня музыкальной грамотности, расширение знаний о жизни и творчестве великих композиторов. В непосредственной образовательной деятельности воспитатели используют на занятиях по художественному творчеству музыкальный материал, по рекомендации музыкального руководителя «Карнавал животных» Сен-Санса, «Времена года» П. И.Чайковского. Яркие, образные пьесы: «Аквариум», «Лебедь» из «Карнавала животных» вызывают живой отклик, рисуют яркие картины в воображении ребёнка, которые выливаются в цветовом изображении, пластическом изображении, и, наконец, синтезируются в создание целостного художественного образа. Чтобы правдиво передать образ «Лебедя», нужно «стать» им! Вжиться в образ, прочувствовать нежнейшую, льющуюся мелодию, передать в движении развитие фразы к кульминации, точно рассчитать количество движений, выделить движением акценты, нарастание звучания, в размахе «крыльев». Показать плавное движение ног, скользящих, как бы, по поверхности водной глади. Гениальная, по красоте музыка, выраженная в движении ребёнком, вот лучшее воспитание красотой. Результатом работы по совершенствованию форм, методов по эстетическому воспитанию, является разработка цикла тематических занятий, с использованием ИКТ: «Сказка», «Осенний бал», «Зимняя мозаика».

Катя Донченко.JPG

Фото 1. «Разноцветная Осень к нам пришла»

В ходе работы методического объединения музыкальных руководителей нашего города, постоянно и целенаправленно ведётся работа по самообразованию, повышению квалификации, где музыкальные руководители делятся с коллегами опытом своей работы, интересными находками. Обсуждение актуальных тем, способствует поиску новых педагогических идей, формированию современных педагогических концепций. В результате дискуссий и обменом опыта, происходит толчок к самообразованию, поиску инновационных решений, в нашей работе.

Литература:

  1. Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1982.
  2. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
  3. Теплов Б. М. Вопросы художественного воспитания. – М., 1947.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, эстетическое воспитание, дошкольный возраст, музыка, музыкальное искусство, ребенок, эстетическое воспитание дошкольников, виртуальная реальность, высокое искусство, высокохудожественная музыка.


Похожие статьи

Проектирование эмпирического исследования по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к содержанию основных понятий исследования, проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Обозначена необходимость патриотического воспитания дошк...

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал посвящен определению понятия «художественно-изобразительные навыки», а также выделению особенностей овладения ими детьми дошкольного возраста.

Развитие логического мышления у старших дошкольников средствами математических игр и упражнений

Вопрос о возможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых важных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, ...

Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании

Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...

Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей

Статья посвящена проблемам развития дополнительного образования детей в период активного внедрения федеральных государственных стандартов в общеобразовательной школе. Раскрываются вопросы миссии дополнительного образования, обновления программного со...

К вопросу о необходимости формирования музыкально-ценностных ориентаций как внутренней убежденности у будущих студентов педагогических учебных заведений, как необходимое условие для их последующей работы с подрастающим поколением

Анализ педагогической ценности игрушек современных детей

Автор рассматривает проблему детской игрушки в аспекте ее воспитательного значения, анализирует ассортимент игрушек дошкольников с позиции их педагогической ценности, дает краткий анализ квазипедагогического содержания современных игрушек.

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Современные технологии в работе с одарёнными детьми

В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.

Похожие статьи

Проектирование эмпирического исследования по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к содержанию основных понятий исследования, проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Обозначена необходимость патриотического воспитания дошк...

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал посвящен определению понятия «художественно-изобразительные навыки», а также выделению особенностей овладения ими детьми дошкольного возраста.

Развитие логического мышления у старших дошкольников средствами математических игр и упражнений

Вопрос о возможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых важных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, ...

Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании

Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...

Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей

Статья посвящена проблемам развития дополнительного образования детей в период активного внедрения федеральных государственных стандартов в общеобразовательной школе. Раскрываются вопросы миссии дополнительного образования, обновления программного со...

К вопросу о необходимости формирования музыкально-ценностных ориентаций как внутренней убежденности у будущих студентов педагогических учебных заведений, как необходимое условие для их последующей работы с подрастающим поколением

Анализ педагогической ценности игрушек современных детей

Автор рассматривает проблему детской игрушки в аспекте ее воспитательного значения, анализирует ассортимент игрушек дошкольников с позиции их педагогической ценности, дает краткий анализ квазипедагогического содержания современных игрушек.

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Современные технологии в работе с одарёнными детьми

В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.

Задать вопрос