В рамках данной статьи раскрыт вопрос развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения пластических этюдов по ритмопластике.
Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому ребенку участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей детей.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отличается с его первых дней. Важно, чтобы с детства восприятие красоты сохранились на всю жизнь, а для этого ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.
Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с ее целью эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоничному развитию детей.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах – изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно – прикладном и др.
Прежде чем приступить к работе с детьми мною были изучены программы: Т. Суворовой «Танцевальная ритмика», Т. Барышниковой «Азбука хореографии», Сафи-дансе (учебно-методическое пособие), Т.В Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать», программу по ритмической пластике для детей Бурениной А.И., развивающую внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом. Также была изучена методика из программы «Ладушки», являющаяся оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В этой программе раздел о развития чувства ритма выделен особо. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Для этого разработаны специальные игровые формы. Игры включаются постоянно и неоднократно повторяются. В результате дети приобретают умение чувствовать и понимать ритм. Мною были сделаны выводы, что, к сожалению, многие методические приемы и технологии, положенные в основу развития навыков по ритмопластике, не лишены недостатков. Каждая из программ предлагает свое «новшество», но, на мой взгляд, каждая взятая отдельно программа не раскрывает свободы самовыражения ребенка, которая способствует пробуждению творческих сил ребенка, активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления.
Изучив авторские программы, различные методы и приемы в области ритмопластики, я пришла к выводу о том, что в них необходимо внести небольшие доработки, где большое внимание нужно уделить возможности не только обыкновенно двигаться, а воспринимать себя, живых существ, предметов окружающего мира во всех его проявлениях.
Итак, передо мной встала задача соединить воедино интересное, доступное, познавательное, развивающее. При организации работы по формированию хореографических способностей дошкольников важно уделять внимание эстетическому воспитанию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в хореографической деятельности.
Для разностороннего эстетического развития детей, мною была разработана дополнительная образовательная программа по ритмопластике и организован кружок «Семицветик».
В своей работе я выбрала демократический стиль общения. Сотрудничество позволило эффективно развивать творческие способности дошкольников. При личностно ориентированном взаимодействии было не сложно достичь творческого отношения к ритмопластике, сделать обучение эмоционально насыщенным.
Целью программы является развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки. Главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
Задачи программы:
Активизировать творческий процесс через эффективное использование методов и приемов.
Развивать у детей умение предвидеть результат своей работы (способность к прогнозированию).
Повышать эмоциональное восприятие искусства и развивать интерес к хореографическому искусству.
Учить детей движением передавать настроение, состояние.
Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и хореограф своим танцем показывает то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует, бережно относится.
Содержание программы:
Мой курс ритмопластики состоит из 30-40 занятий для детей старшей группы и 40-50 занятий для детей подготовительной группы. Длительность занятия от 10 до 25 минут. Заниматься следует небольшими подгруппами не более 12 детей в подгруппе.
На моих занятиях дети движениями передают образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных, свое восприятие растений, а также учатся красивым походке, жесту, позе, поклону.
На занятиях ритмопластикой решаются задачи повышения культурного уровня детей, воспитания у них эстетического чувства, музыкального вкуса. У детей воспитывается координация движений с темпом и ритмом музыки, слуховое внимание и память, темп и ритм движения. Занятие состоит из трех частей.
В первой части использую приемы, создающие благоприятную атмосферу, настраивающие детей на деятельность и концентрирующие их внимание.
Вторая часть занятия (разминка) включает выполнение разнообразных физкультурных и танцевальных упражнений, пробежек, имитацию движений и повадок животных. Задача этой части моего занятия – учить детей прямо и свободно держаться, легко ходить, бегать, прыгать, а также подготовить их к активному восприятию нового материала.
Третья часть занятия строится таким образом, чтобы дети через восприятие себя, живых существ, предметов смогли подойти к пониманию окружающего мира во всех его проявлениях. Моей задачей – на основе этого понимания формировать у ребят доброе к нему отношение.
Самое главное на моих занятиях научить пластике, позе, движению, жесту, мимике, и дать детям полную свободу самовыражения. Она способствует пробуждению творческих сил ребенка, активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов первого впечатления.
Особая ценность в моих занятиях ритмопластикой заключается в выработке своего понимания и видения явления и предмета, вслед за которым развивается способность к принятию правильных собственных, личных решений ребенка.
Форма проведения занятий.
1) Формы проведения занятий:
- практические;
-занятия игры;
-теоретические.
2) Формы организации детей:
-индивидуальная;
-групповая;
-по парам;
-звеньевая (3-4 человека).
3) Методы:
-поощрение;
-наглядность;
-участие в выступлениях.
4) Приемы:
-словесные;
-наглядные;
-музыкальные.
5) Дидактический материал:
-аудиозаписи;
-CD записи.
В результате посещения моих занятий дети имеют сформированное специфическое танцевальное видение (слышание), мышление и творчество не только в области телодвижений человека, но и при подходе к музыке, сценическому костюму. Осознание именно танцевального аспекта образности.
У детей обогатилось представление об эмоциональных состояниях человека, они научились сдерживать свое негативное настроение.
В процессе занятий ритмопластикой у детей развивается пластичность движений, музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональность, координация в пространстве, организованность движений в коллективе.
Литература:
- Ритмическая пластика для дошкольников /Учебно-методическое пособие по программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». СПб.: Изд-во ЛОИУУ, 1994. – 106 с.
- Сафи-дансе (учебно-методическое пособие).
- Барышникова Т. Азбука хореографии.
- Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать.
- Суворова Т. Танцевальная гимнастика.
- Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. // Дошкольное воспитание, 1992, №5/6. С. 13-18.
- Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: «Аллегро», 1993. – 76 с.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997. – 231 с.
- Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972. – 334 с.
- Тютюнникова Т. Движение и музыка. //Дошкольное воспитание, 1997. — № 8, 10.
- Тютюнникова Т. Движение и музыка. //Дошкольное воспитание, 1999, №4, с. 12.