Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую музыкально-ритмическую гимнастику | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Урих, Т. А. Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую музыкально-ритмическую гимнастику / Т. А. Урих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49150/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем как развивать своего ребёнка. Очень многие выбирают для него занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно.

В настоящее время ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является ритмическая гимнастика. Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, характер с помощью движений.

Замечательно сказал основоположник ритмической гимнастики Ж. Далькроз: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на человека, чем чувство радости. А есть ли большая радость для ребёнка, чем движение и музыка». Перефразируя, можно сказать, что каждое физкультурное занятие должно приносить детям радость.«Обучаемся, играя!» – основной принцип занятий ритмической гимнастикой.

Ритмическая гимнастика решает как общие:

 образовательные,

 воспитательные,

 оздоровительные;

так и частные задачи:

 совершенствование чувства ритма;

 формирование культуры движений;

 способствовать формированию правильной осанки;

 повышение физической работоспособности;

 воспитание у детей стойкого интереса и потребности к занятиям.

Решение этих задач, по мнению Н. А. Фоминой С. Я. Якуниной, и др. направлено на воспитание гармонично развитой личности.

По мнению Н. А. Фоминой [3] двигательная культура человека – это умение передавать свои чувства и переживания с помощью жестов, движения, мимики без излишнего напряжения.

«Культура движений во многом связана с развитием у детей физических качеств – считает Н.А. Фомина, – а также с формированием «базы эстетических движений тела и его частей».

Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и т.д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко можно применяется в детских дошкольных учреждениях.

Ориентируясь на природную потребность детей к двигательной активности, я решила использовать в своей работе программу Н.А. Фоминой ««Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика».

В нашем ДОУ № 88 более 5 лет, кроме традиционной программы «Детство», реализуется программа Н.А. Фоминой «Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика».

Для внедрения инновационной технологии в Волгограде самим автором были созданы курсы для инструкторов по физической культуре по ознакомлению с этой программой.

Разнообразие движений, их всесторонняя направленность, выразительность, музыкальность способствуют гармоничному двигательному развитию детей. А сказочные сюжеты занятий превращают их в интересные, увлекательные и познавательные игры.

Побывав на этих курсах, мы на педагогическом совете в 2009 году приняли решение внедрить в практику дошкольного воспитания программу «В музыкальном ритме сказок». Определили основные этапы реализации программы, наметили план по изучению методических рекомендаций. Была создана программа по кружковой работе, на основании которой создан кружок «В ритме сказок».

Занятия сюжетно- ролевой музыкально- ритмической гимнастики с детьми вначале организовали в рамках основных занятий 1 раз в неделю.

Знакомиться со сказками начинаем в группе. Воспитатели читают и проводят беседу по содержанию прочитанных сказок с детьми, анализируют поведение героев и антигероев, дают им характеристики, оценивают поступки. Также используем мультимедиа при работе с художественной литературой. Это дает возможность сделать каждое занятие неповторимым, разнообразным, наглядным. Я использую аудиозаписи художественных произведений, демонстрирую иллюстрации известных художников к произведениям по теме. На занятиях по изобразительному искусству, лепке дети рисуют, лепят героев, которых полюбили. Даём задания родителям: совместные поделки с детьми по прочитанной сказке. И затем еще раз прослушивают музыкальную сказку.

Обучение ритмическим движениям проходит поэтапно. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую музыку. Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей, а также воспитание выразительности. Музыкальный материал, который используется в работе с детьми, должен быть хорошо продуман. Музыка должна быть доступна пониманию детей, помогать раскрыть двигательный образ, отвечать теме занятия.

Для этого я использую следующие средства:

 основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, метание, равновесие);

 упражнения основной гимнастики;

 акробатики («мост»; стойка на лопатках; «рыбка» и др.);

 современной аэробики;

 стретчинга (для развития гибкости);

 упражнения с мячом, обручем, кубиками и т.д.;

 упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, гимнастическая лестница, дуга и т.д.).

 народного танца (русский);

 элементы пантомимы; пальчиковая гимнастика.

Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности и связаны музыкой в комплексы упражнений.

На первом этапе (8-10 занятий); На начальном этапе работы будет создание предварительного представления об упражнении (рассказ, показ). Объяснение должно быть образным, выразительным и понятным. Изучаем двигательный материал по моему показу под музыкальное сопровождение, а потом закрепляем пройденный материал для уточнения отдельных движений, связок без музыкальной фонограммы. Показ упражнения должен быть, желательно, в зеркальном изображении.

На втором этапе (6-8 занятий) идёт закрепление и уточнение отдельных упражнений и повторения материала целиком. Здесь уделяю большое внимание выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним.

На этом этапе предлагаю детям самостоятельно выполнять некоторые фрагменты музыкальной сказки. Ни один ребёнок не остаётся равнодушным к разучиванию таких комплексов.

Третий этап итоговый (4 занятия) – этап закрепления и совершенствования. Здесь стоит задача не только в закреплении двигательного навыка, но и в создании условий для формирования движений более высокой сложности.

Дети уже хорошо усвоили комплексы упражнений, и я начинаю их усложнять за счёт увеличения дозировки упражнений, и усложняю также основные движения, добавляя разное физкультурное оборудование.

Специально организованная предметно-развивающая среда в детском саду, наилучшим образом помогает поддерживать у детей интерес к занятиям.

В нашем детском саду имеются различные ножные тренажеры, мячи, скакалки, обручи, гимнастические скамейки, дуги, музыкальный центр с дисками, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам.

C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка\145___04\IMG_2928.JPGЕсли на первом этапе музыкальную композицию я могла прервать для отработки отдельных связок и движений, то на третьем этапе занятие проходит под непрерывную фонограмму. Это, конечно, же увеличивает моторную плотность занятия.

На последнем этапе больше внимания уделяю развитию творческим способностям детей, даю им возможность самостоятельно придумывать свои движения, передать чувства и переживания с помощью красивых движений, жестов, поз, мимики, что позволяет им проявлять инициативу, а педагогу оценить способности занимающихся.

IMG_2924.JPGВажной составляющей успеха в процессе физического воспитания является взаимосвязь с родителями. Кто как не они готовят своих малышей к праздникам, дружно аплодируют юным артистам, создавая тем самым театральную атмосферу радости и веселья! Это даёт им возможность проследить за успехами своих детей, ростом их результатов. Родители участвуют в подготовке открытых мероприятий – атрибуты для праздника, маски для героев. Какой гордостью пылает ребёнок, как старается выполнить движения ещё лучше, чтобы доставить удовольствие себе и зрителю.

Надеть костюмы полюбившихся героев, рассказать сказочную историю – это необыкновенно интересно Мною были проведены открытые показы для родителей с детьми подготовительной к школе группы, старшей группы: «Али-баба и 40 разбойников», «Приключения буратино», «Незнайка на луне» и др. по программе Н.А. Фоминой «В музыкальном ритме сказок».

В настоящее время работа продолжается. Стало уже традицией проведение таких общих спортивных праздников, как «День Здоровья», «День Защитника Отечества» (с приглашением и участием пап), «День Матери» (совместно с мамами), где дети исполняют музыкально – ритмические композиции, разученные на занятиях. Морячка», «Бескозырка» и др.

Таким образом, сюжетно-ритмическая гимнастика является многосторонним видом физкультурно-оздоровительной работы, постепенно и систематически повышая уровень физической подготовленности и оздоровление детей дошкольного возраста.

Благодаря систематическому использованию на занятиях и утренней гимнастике музыкально-ритмических композиций к концу учебного года 40% детей имели средний уровень, а 60% высокий уровень. Дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений. Стали двигаться с удовольствием, забывая про усталость. Их движения более точные, координированные.

Участвуя в городском конкурсе педагогического мастерства «Ярмарка социально – педагогических идей», мною был обобщён опыт работы по кружковой работе. Награждена грамотой призёра.

Подводя итог, хочу сделать вывод, что использование сюжетно – ролевой музыкально – ритмической гимнастики даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал его как взрослого человека.

Литература:

  1. Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика: Методика и физиологическое воздействие. / Т. С. Лисицкая. – М.: ФиС, 1985. – 158 с.
  2. Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ: танцевально-игровая гимнастика для детей/ Ж.Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина. Изд. Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2000. – 352 с.
  3. Фомина Н. А., Зайцева Г. А. Сказочный театр физической культуры: Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/Н. А. Фомина, Г. А. Зайцева. Изд. Учитель, г.Волгоград. 2003. – 96 с.
  4. Фомина Н. А. В музыкальном ритме сказок: учебно-методическое пособие/ Н.А.Фомина. Волгоград. 1999. – 91 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, детский сад, дошкольный возраст, кружковая работа, музыкальная сказка, физическая работоспособность.


Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Развитие коммуникативных способностей через игровую деятельность

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Развитие у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости коммуникативных навыков посредством игр-драматизаций на воспитательных занятиях

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Фиксированное положение тела как основной инструмент развития импровизации участников любительского танцевального коллектива

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Развитие коммуникативных способностей через игровую деятельность

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Развитие у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости коммуникативных навыков посредством игр-драматизаций на воспитательных занятиях

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Фиксированное положение тела как основной инструмент развития импровизации участников любительского танцевального коллектива

Задать вопрос