Приобщение детей к истокам русского народного творчества в процессе обучения игре на деревянных ложках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тютюнник, В. А. Приобщение детей к истокам русского народного творчества в процессе обучения игре на деревянных ложках / В. А. Тютюнник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 76-85. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49151/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества. Рассматривается опыт Д.А. Рытова «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты». Особое внимание обращается на обучение детей игре на деревянных ложках, начиная с младшего дошкольного возраста и участие родителей в совместном творческом процессе с детьми.

Ключевые слова: Русское народное творчество, деревянные ложки, потешки, ритм, ансамбль, музыкальные инструменты, звукоизвлечение, приёмы игры на ложках, коллективное музицирование.

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Эта мысль, высказанная педагогом К.Д.Ушинским более ста лет назад, приобретает особое звучание в наши дни. «Ратуя за принцип народности в воспитании, К.Д.Ушинский выступал против слепого копирования зарубежного опыта, отмечая недопустимость заимствования воспитательных идеалов Запада, с тем, чтобы под их влиянием преобразовывать национальную школу». Что, к сожалению, сравнительно недавно (90-е годы 20 века), практиковалось в современной педагогике сплошь и рядом. И в большей степени это коснулось музыкального воспитания и в частности дошкольников. Поэтому «в системе эстетического и музыкального воспитания дошкольников немаловажная роль должна отводиться традиционной народной музыке, исполнительству на русских народных инструментах и в частности на деревянных ложках».

Данная проблема ярко отражена в работах Рытова Дмитрия Анатольевича. Исследования и разработки Д.А. Рытова показывают, что музыкальное воспитание и обучение детей с опорой на традиции русской народной инструментальной культуры раскрывают огромные возможности для развития продуктивной творческой деятельности детей. «Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной культуры (в том числе исполнительские традиции, народные музыкальные инструменты), то можно заметить, что в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного искусства, сочетающегося с обращением к его первоистокам».

Жизнь современного человека окружена со всех сторон самой разнообразной музыкой. Лавины музыки обрушиваются на нас отовсюду. Засорению звукового пространства способствуют телевидение, интернет. Происходит обесценивание музыки, ее уникальности, превращая ее просто в шум, который не вызывает никаких эмоций. Люди отвыкли слушать и слышать музыку, вникая в ее содержание. Автор полагает, что «можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах» [11]. Русской ложке Д.А.Рытов отводит особое место. Им разработана Музыкально-игровая энциклопедия «Русская ложка», в которой автор детально и всесторонне раскрывает возможности ложек в детской музыкальной и художественно-прикладной деятельности, а также применения ложек для развития эмоциональной сферы ребенка и использования их в качестве незаменимого средства для детского элементарного музицирования.

Первое упоминание о ложках как музыкальном инструменте относится к концу 18 века. Проблемой изучения русских ложек занимался С.А.Тучков (1767-1839). Свои исследования из истории русских ложек как музыкального инструмента С.А.Тучков поместил в своей книге «Записки» в главе «О музыке российской». Он относит ложки к «инструментальным музыкальным орудиям», которые «издают голос не через посредство воздуха, но через прикосновения к оным постороннего тела, суть: барабан, бубен, ложки». [13].

В этой связи следует упомянуть имя Николая Ивановича Привалова, в творчестве которого ложки занимали особое место. Русский музыкант – этнограф, дирижёр и композитор Н.И.Привалов (1868-1928) написал историческое расследование, в котором изложены результаты изучения ложек в живом народном обращении [10]. Н.И.Привалов справедливо предположил возникновение ложек как народного музыкального инструмента в подражание европейским кастаньетам, что связывается с характером песенной и инструментально-плясовой фольклорной культуры. Эта культура возникла у русского народа задолго до XVIII века. В 1902 году Н.И.Привалов впервые ввёл в ансамблевую исполнительскую практику игру на ложках. Первым исполнителем на ложках стал студент А.А.Брянцев (1883-1961), впоследствии ставший основателем Ленинградского театра юного зрителя. Именно в это время ложки из разряда «скоморошьих» инструментов «перешли» в оркестр и зазвучали наравне с другими музыкальными инструментами, а порою им отводились и ведущие партии в оркестре.

Подробный анализ традиции игры на ложках и их происхождения даёт А.А.Банин в работе «Русская инструментальная музыка фольклорной традиции». Автор предполагает, что «в разнообразных приёмах игры на ложках больше индивидуального и импровизационного, чем традиционного, фиксированного» [2]. Однако, в настоящее время традиционная культура игры на ложках склоняется в сторону использования фиксированных приёмов и методов, что позволяет развитию ансамблевого исполнения. Анализируя существующие литературные источники, можно сделать вывод, что точное время возникновения русских ложек, как музыкального инструмента, не известно. Однако это нисколько не умоляет их значения. Потому что ложки — это уникальный музыкальный инструмент с колоссальным тембровым колоритом. Звучание и исполнительские возможности ложек, зрелищность исполнения приёмов на них вызывает неизменный восторг у слушателей.

Историко-педагогический анализ показывает, что русские деревянные ложки — это отражение самобытности русской культуры и ее традиций. Ложки – один из наиболее древних и один из самых популярных музыкальных инструментов. На сегодняшний момент искусство игры на ложках возрождается. Повсеместно возникают ансамбли ложкарей, участники которых демонстрируют навыки игры на инструменте. В хорах и ансамблях народной песни, фольклорных коллективах используют инструмент при исполнении народных песен. Самодеятельные композиторы-песенники создают произведения, специально предназначенные для использования ложек в качестве музыкального инструмента (напр., Г. Рузанов «Русские ложки», Ю. Гаврилов «Умельцы-ложкари», В. Белкин «Ложки» и др.). Инструментальные коллективы – ансамбли и оркестры народных инструментов – стали использовать ложки именно в качестве солирующего инструмента.

Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных задатков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств. Именно ложка, как самый доступный инструмент, даёт возможность ребёнку, даже не владея элементарными знаниями музыкальной грамоты, в полной мере выразить свой эмоциональный настрой, проявить себя в исполнительском творчестве и импровизации. Однако, в методике, разработанной Д.А.Рытовым, обучение игре на деревянных ложках рассчитано на возраст от 4 до 7 лет. Это средний, старший и подготовительный возраст дошкольников. А что же младший возраст? Возраст, в проживании которого ребёнок осваивает первые навыки восприятия музыки. Пусть ещё не осознанно, но происходит процесс не только накопления слушательского опыта, но и процесс взаимодействия с взрослым на основе этого опыта. Это позволяет, используя доступные для восприятия детей произведения русского фольклора, достичь значительных результатов в развитии навыков приобщения детей к истокам русской народной культуры и заложить определённый «фундамент» для работы со средним и старшим возрастом. Вследствие чего, происходит плавный и естественный переход в следующую фазу развития и, что самое важное, русские народные песни, мелодии постепенно и не навязчиво становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности ребёнка, формируется естественная потребность в слушании и исполнительстве русских народных мелодий, песен, танцев. В создавшихся условиях возникла необходимость обобщения практического опыта для «включения» детей в процесс освоения русского народного фольклора с элементарным музицированием на ложках с младшего дошкольного возраста.

Для решения выявленной проблемы я обратилась к трудам педагогов О.П.Радыновой «Музыкальное воспитание дошкольников», Н.В. Ветлугиной «Музыкальное развитие ребёнка», психологов Б.М.Теплову «Психология музыкальных способностей», Г.А.Широковой «Справочник дошкольного психолога», чтобы проанализировать психолого – педагогические аспекты особенностей развития детей от 2 до 4 лет. Определить объекты и способы их познания, условия успешности ребёнка. Исследования показали, что у детей в возрасте от 2 до 4 лет происходит начало формирования связной речи, объектом познания становятся окружающие предметы, в способах познания появляется экспериментирование, развиваются партнёрские отношения с взрослыми. На этом возрастном этапе намечается некоторая специфика восприятия ребенком разных видов музыкальной деятельности, развиваются музыкально-слуховые и музыкально-двигательные представления. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств, предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть, большинство детей находятся на первом этапе инструментальной импровизации, пытаясь самостоятельно придумать несложный ритмический рисунок.

Всё это предопределило возможность уже на этом этапе развития начать знакомить детей с русской деревянной ложкой. С этой целью мною была разработана программа «Обучаем, играя». Программа рассчитана на два года. На первом этапе, в процессе знакомства с ложками, дети получают элементарные знания о ложках, познают, как образуется звук (от удара частей друг о друга), учатся определять свойства звука, приобретают элементарные навыки игры на двух ложках. Осуществляется накопление начального музыкального опыта, приобщение к русскому народному фольклору, знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения во время игры на деревянных ложках. На втором этапе занятия построены с участием в образовательном процессе родителей. Задания усложняются. Помимо потешек, дети аккомпанируют на ложках в песенках, совместно с родителями участвуют в театрализации и озвучивании русских народных сказок. Особый интерес у детей вызывают сказки-шумелки. Обучение проходит вне занятий. Особенностями программы является подача обучающего материала в игровой форме, доступность даже для самой маленькой возрастной категории Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 10-20 минут. Время занятия может варьироваться в связи с учетом физического и эмоционального состояния малышей. Каждое занятие обязательно начинается с ритуала приветствия с пропеванием и ритмическим отстукиванием имени каждого ребенка (а впоследствии и его мамы или папы) и заканчивается ритуалом прощания. В занятия включены следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, подпевание и пение, музыкально-ритмические движения, пальчиковые и коммуникативные игры, элементарное музицирование, театрализованная деятельность, звукоподражательные игры (сказки – шумелки).

В программе мною были определены следующие задачи:

 Приобщать детей к истокам русского народного творчества.

 Формировать навыки игры на двух деревянных ложках.

 Развивать речедвигательную сферу детей.

 Развивать чувство ритма, координацию движений, умение сочетать ритм с текстом и музыкой.

 Познакомить детей с музыкальными инструментами (румба, трещотка, бубен, колокольцы, барабан, музыкальный треугольник).

 Способствовать формированию творческого контакта между детьми, детьми и взрослым.

Чтобы решить задачи, определённые программой, необходимо было создать условия социально-организованной среды:

 Набор деревянных ложек, необходимых для занятий.

 Уголок для театрализованной деятельности с куклами, изготовленными на основе деревянных ложек.

 Подборка музыкального репертуара.

 Музыкально-дидактические игры на развитие ритмического слуха.

 Подборка стихов и потешек.

 Подборка сказок – шумелок.

 Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников.

 Комплект игрушек (озвученных и не озвученных).

 Набор музыкальных инструментов (румбы, трещотки, бубны, колокольцы, барабаны, музыкальные треугольники).

 Музыкальные сказки для занятий, в повседневной жизни детского сада и в семье.

Знакомство с ложками происходит постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала предлагаю детям рассмотреть деревянную ложку без рисунка, подержать её в руках, определить материал из чего сделана ложка (Экспериментирование). Исполняется потешка «Сорока».

Совместно с детьми определяем, что Сорока «кашу мешала» и «деток кормила» ложкой. Затем обращаю внимание детей, что на ложечке нет красивого рисунка.

Музыкальный руководитель (далее М.р.): Ребята, посмотрите друг на друга. Вы все так красиво одеты. Вам нравится ваша одежда? (ответ). А у Ложечки есть наряд? (ответ). Вы хотите, чтобы Ложечка тоже была красивой, нарядной? (ответ).

Детям предлагается выбрать рисунок и «нарядить» Ложку.

(На столе разложены рисунки для аппликации «хохломская роспись»).

Дети при помощи взрослого выполняют аппликацию.

М.р.: Ребята, Ложечке очень понравился её наряд, и она от радости запела:

Ложка: Тра – та – та, тра – та – та, моя одежда хороша!

А вам нравится, друзья?

Дети: Да! (Хлопают в ладоши один раз).

Ложка: Одежда хороша?

Дети: Да – да! (Хлопают в ладоши два раза).

Ложка: Одежда очень хороша?

Дети: Да – да – да! (Хлопают в ладоши три раза).

Затем предлагаю детям поэкспериментировать с ложкой: стукнуть по ладошке и произнести слово «да». Затем постучать по одной и другой коленке, проговаривая «да – да». А потом дети стучат по столу, приговаривая «да – да – да».

При личном контакте ребёнка с ложкой, у него возникает интерес, ребёнок узнаёт, что ложками можно не только кушать, но и играть с ними. А ещё узнают, что ложки могут «петь» (с их помощью можно извлекать звуки). И что эти звуки могут быть громкими и тихими. Ребёнок получает слуховой опыт в различении динамики.

На следующее занятие в гости к детям приходит Петушок и приносит корзинку, в которой лежат расписные ложки. Дети исполняют русскую народную потешку «Петушок». Петушок «показывает», как он может играть на двух ложках. Детям раздаются ложки, и предлагается некоторое время поэкспериментировать в звукоизвлечении на двух ложках. Затем исполняется потешка «Петушок», дети аккомпанируют на ложках, а Петушок «весело танцует». При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению. В этом возрасте осваиваем с детьми 2-3 приема игры на ложках: «прямые удары», игра ручками ложек и «щечками», зажатыми в кулачках. Давая малышу в руки инструмент, учу его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, скачет Зайка, топает Медведь. Дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма.

Так как в основе методики обучения в данном возрасте лежит подражание действиям, начинаю работать с детьми над точностью выполнения движений. Обращаю внимание малышей на то, что начинать игру на ложках надо только тогда, когда звучит музыка, заостряю внимание на смене частей музыкального произведения сменой способов звукоизвлечения (тихо – громко, быстро – медленно), выразительно отмечая контрастность в их исполнении. У детей формируется умение различать двухчастную форму. Например, дидактическая игра «Пальчики и ручки» – тихое и громкое звучание (тихо – постукивают ручками ложек, громко «щечками»).

Русская народная потешка «Скачет зайка»

Скачет зайка маленький около заваленки. – Дети в медленном темпе тихо отстукивают ритм.

Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка! – Дети отстукивают ритм громко и в быстром темпе.

Зайка быстро убежал, никто зайку не поймал. – Дети продолжают отстукивать ритм в быстром темпе, но звук затихает.

На данном примере дети учатся играть с изменением динамики и темпа, у них формируются навыки игры в ансамбле.

игра вансамбле.jpg

С помощью потешек решаются практически все задачи методики развития не только ритмического слуха, но и речи. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить.

После того, как дети освоили основные приёмы звукоизвлечения и элементарные приёмы игры на деревянных ложках, перехожу ко второму этапу обучения. На данном этапе все занятия проходят вместе с родителями.

Задания уже имеют более сложный характер: от индивидуальных заданий к заданиям коллективным. Помимо потешек, дети совместно с родителями аккомпанируют в песенках («Мишка косолапый», «Жили у бабуси», «Тень – тень, потетень», «У кота – воркота»), участвуют в музыкальных сюжетных и музыкально – дидактических играх («Кого встретил колобок», «Лесной оркестр»). Озвучивают сказки – шумелки («Заинька – трусишка», «Хитрая Лисичка», «Путешествие Ёжика», «В гостях у Дятла»).

рассказываем сказки.jpg

С огромным увлечением дети и взрослые принимают участие в театрализованных играх. Родители исполняют роль рассказчиков, а дети на ложках различными приёмами звукоизвлечения озвучивают сказку (стучат «щёчками» ложек медленно и громко – идёт Медведь, стучат быстро черенками по столу – скачет Зайка, стучат «щёчками», зажатыми в ладошках – тихо ступает Лисичка). Затем, при озвучивании сказки, задания усложняются. Постепенно добавляются звуки других предметов (листы бумаги, барабан, ритмические палочки и т.д.) и ритмические движения. Родители рассказывают и показывают сказку куклами, изготовленными на основе деревянных ложек, часть детей озвучивают сказку игрой на ложках, шумовых и музыкальных инструментах, остальные – выполняют изобразительные ритмические движения (скачет Заяц, танцует Медведь, крадётся Лиса, бежит Мышка и т.д.). Сказки «Теремок», «Репка», «Три медведя».

Творческие проявления детей становятся более заметными. Развиваются образное мышление, память, координация рук и движений, навыки коллективного музицирования, коммуникативные навыки. Звучание ложек хорошо сочетается со звучанием других инструментов. Умение играть на ложках – это начальная ступень к освоению более сложных музыкальных инструментов. Совместная музыкально – творческая деятельность детей и родителей способствует в игровой форме развивать музыкальность детей, творческие проявления, способность к эмоциональному самовыражению.

Чтобы творческий процесс был непрерывным, и чтобы полученные умения и навыки не только закреплялись, но и получали своё развитие, а у детей не угасал интерес к народной музыке и желание играть на ложках, творческий процесс обязательно закрепляется во время домашнего музицирования.

В результате планомерной и последовательной работы по программе «Обучаем, играя», были достигнуты следующие результаты:

 Дети овладели необходимыми умениями и навыками для игры на двух деревянных ложках;

 научились определять средства выразительности (темп, динамику, форму).

 У детей развились способности к эмоциональному восприятию русской народной музыки, коллективному творчеству (детей, детей и взрослых);

 сформировались элементарные навыки игры в ансамбле.

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и русской народной музыке, и для дальнейшего обучения детей игре на деревянных ложках в старшем возрасте, мною был создан кружок ложкарей «Русские узоры». Обучение проходит по учебно – методическому пособию «Русская ложка» Д.А.Рытова.

Работа кружка строится по трём основным направлениям:

Работа с детьми

русский быт.jpg

Знакомство с бытом и укладом русского народа

роспись ложек.jpg

Знакомство с русскими народными промыслами

свободная деятельность детей (2).jpg

Свободная деятельность детей вне занятий кружка

выступление на празднике.jpg

Выступление на празднике

диплом 003.jpg

Выступление на городском конкурсе

выступление на городском конкурсе.JPG

Победители городского конкурса «Дерзайте, вы – талантливы!»

Сотрудничество с педагогами и коллегами

выступление на мо.jpg

Проведение мастер – класса

Взаимодействие с родителями

Выводы: В ходе исследования я пришла к выводу, что учитывая особенности физического, психического, личностного развития детей, вполне целесообразно начинать их приобщение к русской народной культуре посредством игре на деревянных ложках с младшего возраста (от 2 до 4 лет).

Я полагаю, что обучение игре на деревянных ложках, их активное включение в музыкальное воспитание детей оказывают реальную помощь в деле сохранения культурных традиций, позволяют лучше узнать и понять духовные истоки своего народа. А совместное обучение с родителями даёт удивительную возможность развития семейных традиций музицирования на ложках и других русских народных инструментах.

Как дерево, лишённое корней,

Не может дать ни листьев, ни плодов.

Так сердце и душа черствеет непременно

(и не одно тому порукой поколенье),

Когда, забыв культурные истоки своего народа,

Рискуем все остаться мы без племени, без рода.

Вдохни живительную силу русской песни,

Впитай в себя до глубины души.

Иль в пляске залихватской, что есть мочи,

Свою ты удаль покажи!

И станет и легко на сердце, и спокойно,

Когда почувствуешь ту тоненькую нить,

Что тянется к истокам Русским

И что даёт нам силы жить!

В.Тютюнник

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968.
  2. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. – М.: 1997. – С.47.
  3. Большая Советская Энциклопедия. – М.: 1954. – Т.25. – С.353. Ложки.
  4. Железнова Е.С. Музыка с мамой. М., 2007.
  5. Привалов Н.И. Биографические сведения. РНБ, отдел рукописей, ф.615, оп.1, №1.
  6. Привалов Н.И. Ложки. Русский народный музыкальный инструмент//Русская музыкальная газета, – М.: 1908. – № 28 – 33-36.
  7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М: Просвещение: Владос, 1994.
  8. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры – Айрис пресс, М., 2004.
  9. Рытов Д.А. Музыкально-игровая энциклопедия Русская ложка. СПб: Композитор – Санкт- Петербург, 2011.
  10. Рытов Д.А. Русская ложка: музыкально-игровая энциклопедия: учебно-методическое пособие. – СПб: Композитор – Санкт- Петербург, 2011.
  11. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты. Владос Москва гуманитарный издательский центр, 2001.
  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Изд-во педагогических наук РСФСР. Москва. Ленинград. 1947.
  13. Тучков С.А. Записки. СПб.: 1906. – С.12.
  14. Ушинский К.Д. Книга о Народном воспитании.
  15. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ложок, ребенок, инструмент, игра, музыкальный инструмент, дошкольный возраст, занятие, музыкальное воспитание детей, навык игры, русское народное творчество.


Похожие статьи

Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре

В статье рассматривается приобщения детей дошкольного возраста к русской народной музыке, культуре по средствам игры на деревянных ложках.

Развитие культуры речи у дошкольников и младших школьников посредством использования словесной игры со скороговорками

В статье рассматривается использование словесной игры со скороговорками для развития артикуляционного аппарата у дошкольников и младших школьников и формирования культуры речи при реализации дополнительных общеобразовательных программ в детских школа...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество

В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...

Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные аспекты определения творческого потенциала и развития непосредственно песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников

В статье рассматривается деятельность по исследованию школьниками этнографии, местных фольклорных традиций как основы патриотического воспитания. Анализируются формы организации работы учителя музыки по созданию детского фольклорного объединения в ра...

Похожие статьи

Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре

В статье рассматривается приобщения детей дошкольного возраста к русской народной музыке, культуре по средствам игры на деревянных ложках.

Развитие культуры речи у дошкольников и младших школьников посредством использования словесной игры со скороговорками

В статье рассматривается использование словесной игры со скороговорками для развития артикуляционного аппарата у дошкольников и младших школьников и формирования культуры речи при реализации дополнительных общеобразовательных программ в детских школа...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество

В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...

Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные аспекты определения творческого потенциала и развития непосредственно песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников

В статье рассматривается деятельность по исследованию школьниками этнографии, местных фольклорных традиций как основы патриотического воспитания. Анализируются формы организации работы учителя музыки по созданию детского фольклорного объединения в ра...

Задать вопрос