Самое лучшее, что есть в жизни –
это свободное движение под музыку.
А.И. Буренина
В статье представлен опыт работы по развитию ритмопластики у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.
Волшебный мир музыки содержит художественно-эстетическую ценность по формированию у детей музыкального вкуса, умения слушать и танцевать, чувствовать музыку и передавать её в движении. Но не всегда это получается, ведь не каждый ребёнок может раскрыть себя в музыке. Поэтому понятие «хорошо двигается» тесно связан с таким понятием как «ритмичность», т.е. умение слышать музыкальный ритм. Развиваются эти умения и навыки благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными ощущениями, где не только ребёнок ведёт разговор своего тела с музыкой и умеет найти творческий подход к любому танцу, но и значительно ярче и эмоциональней воспринимается сама музыка и чувствуется полная гармония с ней.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным. Ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой опыт». В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас. И соединила не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте». У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом, который разработал на ее основе уже в начале ХХ века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стал известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. В комплексе ритмических упражнений, швейцарский педагог выделял как основу именно музыку. Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Е.А. Румер и др. Российские педагоги – ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала о пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н.Г. Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила ее в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, физкультуры, художественного развития и т.д. Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников также разрабатывалось Н.А. Ветлугиной. Она считала, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
Работая по данной проблеме, я использовала новаторские программы педагогов – ритмистов: Кореневой Т.Ф., Бурениной А.И., Тютюнниковой Т.Э. Боровик Т.А.. Программа Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» имеет своё место в развитии ритмических способностей младшего возраста. Программа Кореневой Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии» широко используется с детьми старшего возраста, где дети исполняют музыкальные композиции в различных стилях: народно-характерный, классический, бальный, современный, стилизованно-народный, историко-бытовой. Формируются манеры, пластика, жесты, элементы исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном уровне происходит различно, ведь каждому возрастусоответствуют своиособенности и возможности проявления себя как в танцевальных движениях, так и в восприятии ритма и пространственных ориентировок. Так, например, первой появляется способность к восприятию воспроизведения темпа и следования звуков – 2-3-й годы жизни ребёнка. Второй появляется способность к восприятию воспроизведения соотношений акцентированных и неакцентированных звуков – 4-й год жизни ребёнка. Последней появляется способность к восприятию воспроизведения ритмического рисунка – конец
4-го года жизни, 5-6 лет. Уже в младшем возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения ещё не точны и порой не согласованны с музыкой, поэтому необходимо развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения и небольшие роли. На четвёртом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки и могут усвоить небольшие музыкальные задания. Но они ещё плохо ориентируются в пространстве, поэтому нужно научить их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать игровые образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают, лисичка крадётся…). На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут определять характер и отдельные средства музыкальной выразительности (динамику, регистры, темп), дети могут передавать сходство движений со сходством образа персонажа, найти нужное движение, дать выразительность своему телу. Дети шестого и седьмого года жизни произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Здесь развивается слуховое внимание. Дети эмоционально выполняют игровые образы, но для того, чтобы действия детей под музыку были свободными, лёгкими, чёткими, на занятиях необходимо включать комплекс ритмической гимнастики, в котором присутствуют упражнения, с многократным повторением, перестроениями и композициями.
Музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Решение данной проблемы на практике предполагает целенаправленное формирование и развитие у детей двигательных навыков, свободного пластического самовыражения путём музыкально-ритмических игр, образных танцевальных движений.
Цель: развитие активности, самостоятельности, творчества, в передаче музыкальных образов средствами ритмопластики, формирование на этой основе навыков выразительного движения.
Задачи:
1. Учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки.
2. Учить детей определять музыкальные жанры, различать музыкальные понятия.
3. Развивать музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство ритма, выразительность в движениях, игре, танце, хороводе и упражнениях.
4. Развивать творческие способности, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.
Решение поставленных задач с детьми от трёх до семи лет реализую через организацию занятий по ритмике. Использую методы и приёмы, организующие творческую танцевальную деятельность: коммуникативные игры, музыкальные этюды, пособия и предметы для создания танцев, пластического раскрепощения. Для развития эмоциональности в передаче образов помогают разработки Боровик Т.А., где представлены ритмодекламационные, театрализованные и танцевальные упражнения, а также музыкально-ритмические игры, составленные по своим вариантам на определённые задачи ритмического развития и ритмопластики. Структуру занятий выстраиваю по разделам, где по каждому возрасту представлены свои цели, задачи и направления. В каждое занятие включаю различные упражнения на: совершенствование основных движений (ходьба, бег, подскоки); предварительное разучивание движений к играм и пляскам; развитие выразительности движений персонажей для сюжетных танцев; композиционное завершение движений. Упражнения преследуют цель вырабатывать технику музыкально-ритмических движений. Эффективность восприятия материала, запоминания и ощущения образа во многом зависит и от включения в занятие музыкальных инструментов, различных предметов и атрибутов для танцев: шляпки, шарфы, цветы на руку, ритмические палочки, помпоны, флажки, ленты, султанчики, мячи, гимнастические палки, обручи.
Обычные движения станут новым проявлением детского творчества, если выполнять простую ритмическую ходьбу, шаги и бег с различными движениями рук и туловища, а также советую использовать творческие приёмы: перепрыгни через ручеёк, пройди по мостику, пройди по горячему песку, иголочка с ниточкой, покатилось колесо, музыканты короля… В занятия включаю и музыкально-ритмические игры, образные и сюжетные: «Мячики», «В походе», «Освободи ручеёк», «Весёлые ножки», «Волшебный цветок», «В гости к Гиппопотаму», «Кого встретил колобок?»…), которые помогают быстрее освоить танцевальные движения. Для создания атмосферы увлеченности на занятиях использую игровой метод ритмодекламации, который настраивает на эмоциональное освоение движения и помогает скоординировать движение тела с музыкальным и речевым текстом. Выразительная разговорная речь оказывается мостиком, который связывает движение и музыку.
Творческий потенциал у детей разный. Это следует учитывать и давать игры, упражнения, этюды исходя из индивидуальных особенностейдетей,их одарённости и природного таланта. В результате проведённой работы у детей сформировались двигательные навыки, дети научились импровизировать под музыку, придумывать собственный свободный танец, согласовывать движения с характером музыки, научились определять музыкальные жанры. Ритмопластика способствовала физическому развитию детей, формированию осанки, правильному дыханию, становлению музыкального вкуса, способности чувствовать, переживать музыку в движениях.
Литература:
- Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии. M.: Владос: 2001.
- Михайлова М.А. Танцы, игры, упражненья для красивого движенья. Академия развития: 2000.
- Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка: 1987.
- Боромыкова О.С. Коррекции речи и движения. Детство-Пресс: 1999.
- Фёдорова Г.П. Поиграем, потанцуем. Детство-Пресс: 2002.
- Вайнфельд О.А. Музыка, движение, фантазия. Детство-Пресс: 2002.
- Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. М.: 2001.
- Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. Учебное пособие. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004.