Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Махонина, О. М. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей дошкольного возраста / О. М. Махонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49158/ (дата обращения: 16.11.2024).



К сожалению, в последнее время количество детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличивается. Для логопедов стал актуален поиск новых технологий более эффективного коррекционного воздействия наряду с традиционными методиками. Таким здоровьесберегающим фактором, дающим быстрые результаты, в моей работе стал самомассаж, который при целенаправленном воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями. Массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха и общее развитие речи [2, с. 72-73].

Учитывая несложность выполнения и отсутствие значительных противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая в любые логопедические занятия (подгрупповые и индивидуальные), в различные режимные моменты, а также после утренней гимнастики, дневного сна.

Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме. Чаще всего упражнения сопровождаются стихами, и это не случайно. Стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок. Стихи помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом речи и ритмом, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного – активизировать. Если ребёнок возбуждён, мы в медленном темпе проговариваем стихотворение и в таком же ритме выполняем движения и, наоборот – делаем всё в быстром темпе для расслабленного ребёнка, которого надо активизировать.

При выполнении подобного рода упражнений ребенок слышит ритмизованную речь, что немаловажно для развития речи, так как в основе её – ритм. Развивается вербальная память ребенка (нужно запомнить, в соответствии с какой фразой выполнить то или иное упражнение), пополняется активный словарный запас (происходит знакомство и закрепление названий частей тела).

Коллективное выполнение самомассажа и чтение стихотворения хором помогает сплотить детей, организовать их для последующей деятельности.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Условия проведения самомассажа:

 длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут.

 каждое движение выполняется 4-6 раз

 руки и лицо должны быть чистыми (вымытыми)

 руки необходимо согреть (растереть друг о друга)

На начальном этапе обучения необходимо рассказать о его пользе, закрепить названия частей тела, которые будем массировать. Затем следует показать массаж в стихотворном сопровождении. Далее провести обучение выполнения массажных движений и уточнить их последовательность. Данная подготовительная работа позволит быстрее и эффективнее выполнять самомассаж в стихотворном сопровождении. Темп произнесения текста желательно замедлить, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.

Закрепление навыка самомассажа возможно в организационных моментах, на разных этапах индивидуальных и подгрупповых занятий, на физминутках, в свободной деятельности детей.

Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:

- общий (самомассаж головы, шеи, туловища);

- артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка);

- пальчиковый.

Сочетание таких упражнений, как самомассаж и пальчиковая гимнастика, с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Наряду с положительными качествами, к сожалению, имеются противопоказания, при которых выполнение самомассажа невозможно, а именно: травмы конечностей и частей тела, наличие кожных заболеваний, аллергические реакции.

Дифференцированное применение различных приёмов позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции [1, с. 6-7]. Таким образом различают следующие приемы выполнения: поглаживание – это обязательный прием, с которого начинается самомассаж, при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно-расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание; растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп, способствует усилению кровообращения, улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц; разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц; пощипывание – это прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы; поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Практический материал

Упражнения для самомассажа

Мышц головы и шеи.

 «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.

 «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.

Мышц лица.

 «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

 «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

 «Рисуем ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направленно несколько по диагонали.

 «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочерёдно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

 «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

 «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3 -5 секунд.

 «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

 «Клювик». Движения указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

 «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

 «Расческа». Поглаживание губ зубами.

 «Молоточек». Постукивание губ зубами.

 Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

 «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы, к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

 «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

 «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

 «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

 «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Ушных раковин.

 «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

 «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 – 5 раз.

 «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 – 3 секунды.

Мышц языка.

 «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, а затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

 «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлепывая его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

 «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

 «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Самомассаж тела (стихотворения) «Чтобы не зевать от скуки»

Движения соответствуют тексту стихотворения

Чтобы не зевать от скуки

Встали и потёрли руки

А потом ладошкой в лоб

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щеки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз-два-три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут, и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим,

Хлопаем как можно выше.

По сухой лесной дорожке-

Топ-топ-топ-топочут ножки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

«Ладошки »

Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, (хлопки в ладоши)

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой (шлепки по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой (шлепки по правой руке)

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом (легкое похлопывание по щекам) Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам – шлеп, шлеп! (хлопки по коленям)

По плечам теперь похлопай! (шлепки по плечам)

По бокам себя пошлепай! (шлепки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной! (шлепки по спине)

Хлопаем перед собой! (шлепки по груди)

Справа – можем! Слева – можем! (поколачивание по груди)

И крест-накрест руки сложим! (справа, слева)

И погладим мы себя. (поглаживание по рукам)

Вот какая красота! (груди, бокам, спине, ногам)

«Пироги»

За стеклянными дверями (хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу) Ходит мишка с пирогами (то же по правой руке) Здравствуй, Мишенька – дружок, (хлопки по груди) Сколько стоит пирожок? (хлопки по бокам) Пирожок-то стоит три, (хлопки по пояснице) А готовить будешь ты! (хлопки по ногам сверху вниз) Напекли мы пирогов, (последовательное поглаживание рук, корпуса, ног) К празднику наш стол готов!

Самомассаж головы, лица и шеи (стихотворения)

«Не циркач и не артист – сам себе я массажист» (О.И. Крупенчук)

Ручки растираем и разогреваем растирание ладоней и хлопки

И лицо теплом своим мы умываем (ладонями по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю)

Их вперёд потянем (нагибание ушных раковин кпереди)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем, чтобы надувались (пальцы пощипывают щёки)

Губки разминаем, чтобы улыбались (пальцы разминают губы)

Как утята к утке клювики потянем (губы трубочкой)

Разомнём их мягко, не задев ногтями (пальцы разминают обе губы)

Уголками губ мы щёчки поднимаем, (указательные пальцы поднимают уголки рта)

А потом от носа мы к губам стекаем (пальцы вниз по носогубным складкам)

Губки пожуём мы (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот)

Шарики надуем (надувание щёк)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу/врозь друг другу)

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык под верхней губой, поколачивание кулачком по верхней губе)

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык под нижней губой, поколачивание кулачком по нижней губе)

Тянем подбородок (большой и указательный пальцы оттягивают подбородок вниз)

и его щипаем (большой и указательный пальцы пощипывают подбородок)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам).

«Нос умойся!»

«Кран, откройся!» правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран. «Нос, умойся!» растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа. «Мойтесь сразу оба глаза» нежно проводим руками над глазами. «Мойтесь, уши!» растираем ладонями уши. «Мойся, шейка!» аккуратными движениями гладим шею спереди. «Шейка, мойся хорошенько!» гладим шею сзади, от основания черепа к груди. «Мойся, мойся, обливайся!» аккуратно поглаживаем щеки. «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» трем ладошки друг о друга.

«Озорные мишки» (Фритц Р. Ауглин)

Взявшись за середину ушной раковины, оттягивать её вперёд, а затем назад Оттяну вперёд я ушки, а потом назад. Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь. Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем. Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках А теперь по кругу щёчки дружно разотрём: Так забывчивым мишуткам память разовьём. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь. Не забудь: массаж для щёчек нужно делать всем. Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке На подбородке круг черчу: Мишке я помочь хочу Чётко, быстро говорить, звуки все произносить. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь. Не забудь: массаж такой нужно делать всем. Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на лбу Чтобы думали получше озорные мишки, Мы погладим лобики плюшевым плутишкам. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь. Не забудь: массаж такой нужно делать всем. Массировать указательным и средним пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей, Мы волшебные очки нарисуем поскорей. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь. Не забудь: массаж такой нужно делать всем. Подушечками указательных пальцев нажимать на точки по обеим сторонам носа Мы подушечками пальцев в точки попадём: Так курносому мишутке носик разомнём. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь. Не забудь: массаж для носа нужно делать всем. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот Мишка, мишка, рот открой, и налево двинь щекой! Мишка, мишка, рот открой, и направо двинь щекой! Откинуться назад на спинку стула, руки свободно опущены вдоль туловища Ох, устали наши мишки, тихо в ряд сидят. Знают: польза от массажа будет для ребят!

«Игра с ушками» Раз, два, три, четыре, пять – Будем с вами мы играть. Есть у ушка бугорок Под названьем «козелок». Напротив ушко мы помнём И опять считать начнём. Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть. Сверху в ушке ямка есть, Нужно ямку растереть. Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть. Ушкам отдыхать пора, Вот и кончилась игра.

«Солнышко»

Солнышко, милое, круговые движения правой рукой левой ладони и наоборот Поделись своей силою! Просыпайтесь лучики Согревайтесь рученьки. Солнышко проснулось, показать раскрытые ладони лобика коснулось. поглаживающие движения от лба к верхней части ушей лучиками провело и погладило. Солнышко проснулось, показать раскрытые ладони К щечкам прикоснулось. поглаживающие движения пальцами щёк Лучиками провело и погладило, поглаживание от носа к средней части ушей Солнце личико согрело поглаживание от подбородка к нижней части ушей, потеплело, потеплело. Наши ручки потянулись, потянуться руками вверх, улыбнуться Наши губки улыбнулись. – Вот какое теплое солнышко!

«Неболейка»

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. поглаживают шею движениями вверх и вниз

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать пальцем растирают крылья носа

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком. ладони растирают лоб

Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело растирают точки перед и за ушами

Знаем, знаем да-да-да – нам простуда не страшна. потирают ладони друг о друга

Самомассаж рук (стихотворения)

«Ручки греем»

упражнение выполняется по внешней стороне ладони

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Точилка»

сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Человечки»

«Человечки» – указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».

Для маршировки:

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

Занимайтесь с детьми самомассажем, и результаты вас обязательно порадуют!

Литература:

  1. Дьякова, Е.А. «Логопедический массаж» [Текст] // Дьякова, Е.А. «Логопедический массаж», М., «Академия», 2005. – 106 с.
  2. Краузе, Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» [Текст] // Краузе, Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика», Санкт-Петербург, «КОРОНА принт», 2004. – 77 с.
  3. Крупенчук, О.И. «Стихи для развития речи» [Текст] // Крупенчук, О.И. «Стихи для развития речи», СПб, «Литера», – 2014. – 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): палец, движение, нижняя губа, верхняя губа, середина лба, губа, правая рука, раз, рука, указательный палец.


Похожие статьи

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Арт-терапия в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Арт-терапия в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях дошкольного образовательного учреждения

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос