Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каргопольцева, Л. А. Моя малая Родина (из опыта работы) / Л. А. Каргопольцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49159/ (дата обращения: 18.12.2024).



Малая Родина островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

Ласковая Родина малая моя!

Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашей стране в настоящее время. В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей. Это связано с тем, что материальные блага стали все больше доминировать над духовными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, родина.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. И самое важное в дошкольном возрасте помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков.

Анализируя ситуацию нравственно-патриотической воспитанности, интеллектуального развития мы пришли к выводу, что сегодня нравственно-патриотическое воспитание становится проблемой спасения под знаком SOS. То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация, небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать серьёзные решения.

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины. Разве бы стал пацаненок, скажем, ломать дерево, если бы знал, как дед его тополь или вяз сажал? Дети должны гордится тем, что они родились и живут в таком городе, как наш! Должны гордиться своими земляками, которые возвели его в безжизненной пустыне. Чувствовать себя наследниками строителей ГЭС и рабочих химкомплекса. Но как донести до них эти знания?

Необходимо развивать систему патриотического воспитания для формирования отношений к городу, стране государству на основе изучения родного края.

Отечественные исследования показывают, что в пространстве времени дошкольного детства у ребёнка проявляется интерес к окружающей действительности, способность усваивать определённые знания о ней, проявляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. К старшему дошкольному возрасту у детей могут быть сформированы достаточно полные представления о Родине, гражданских правах, способны оценить действия и поступки окружающих с позиции гражданственности.

Дошкольное образовательное учреждение как важнейший социальный институт способно внести свой вклад в формирование культурного облика воспитанника. Однако, использование традиционных педагогических средств, в деле воспитания подрастающего поколения, сегодня явно недостаточно.

Для успешного нравственно-патриотического воспитания дошкольников в предлагаемом нами опыте решались следующие проблемы:

- знакомство с историей родного города через рассматривание иллюстраций о городе, беседы, экскурсии:

- знакомство с историей своей семьи,

изучение генеалогического древа семьи (рассматривание семейных альбомов, беседы);

- знакомство с символикой своего города и России; изучение значимости каждого символа.

Задачи:

– Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

улице, городу;

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- Воспитание уважения к труду;

- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- Формирование элементарных знаний о правах человека;

- Расширение представлений о городах России;

- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Принципы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

1. Высокая целеустремлённость.

2.Сотрудничество и патриотизм.

3. Требовательность в сочетании с уважением к личности ребёнка.

4. Единство воздействия на чувства, сознание и поведение.

5. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей.

6. Последовательность, системность.

7. Единство требований в детском саду и семье.

8. Связь нравственно-патриотического воспитания с социальной действительностью.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины».

Начинаем работу с самого близкого, родного, знакомого. Тема: «Мой дом, моя семья, детский сад» – начальная ступень в работе с ребёнком. Принимая малыша в детский сад, мы осознаём, что для своих родителей он самый лучший, самый умный, самый-самый… И подобно родителям, воспринимаем его именно так. Мы поддерживаем любовь к маме, папе, братьям и сёстрам, сверстникам, и делаем это просто: дети приносят семейные фотографии и рассказывают о своей семье: мы приглашаем в гости на вечерние посиделки бабушек, которые читают детям сказки, изготовляют вместе с детьми игрушки к праздникам. Праздники, досуги, совместная деятельность стали нормой работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционными праздниками стали «День Матери», концерт «Во благо» проводимые с участие родителей. В подготовке таких праздников участвует весь коллектив.

Ещё одно из направлений нашей работы по привитию детям патриотического духа строиться на цикле мероприятий, посвященных событиям нашей страны в годы ВОВ. Предлагаем вашему вниманию сценарий праздника, посвященный 75-летию Сталинградской битвы.

Цель. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Моя Родина», «Сталинград, Сталинград», русских нарядных пословиц о России.

Словарь. Россия, матушка, отчизна, Родина.

Оборудование. Карта России, иллюстрации с изображением природы России, Сталинградской битвы.

Вход детей в зал под музыку.

Ведущий: Ребята, 2 февраля 75 лет назад наша страна одержала победу над немецкими захватчиками в Сталинградской битве. И наш праздник посвящен этой дате. К нам в гости пришли ветераны Великой Отечественной войны.

Представляем приглашенных гостей.

Ведущий: Давайте поприветствуем наших дорогих гостей (называет по имени-отчеству)

Дети вручают цветы под аплодисменты.

Ведущий: Да, к нам пришли ветераны Великой Отечественной войны советского народа против немецких захватчиков. А началась Великая Отечественная война так.

Летней ночью, на рассвете Гитлер дал войскам приказ.

И послал солдат немецких, против людей советских –

Это значит против нас.

Он хотел людей свободных превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших, на колени не упавших,

Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили, растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили, пуще глаза берегли.

Слушаем песню «Священная война»

Ребенок: Услышав клич Земли, на фронт солдаты родины ушли.

Отважно шли солдаты в бой за каждый город и за нас с тобой.

Хотели отомстить скорей за стариков, за женщин, за детей.

Ведущий. Когда фашисты напали на нашу страну, у них было гораздо больше оружия и солдат, поэтому они захватывали один за другим наши города. Были битвы за Брест, Москву, Ленинград и многие другие города. И вот летом 1942 года немецкие захватчики подошли к городу Сталинграду.

А вы знаете, где находится город Сталинград? Сталинград – это город, находящийся рядом с Волжским – город Волгоград. Только раньше он назывался – Сталинград.

К тому времени война шла уже целый год. И вот теперь она подошла к городу Сталинграду. Началась Сталинградская битва.

Ребенок: От рожденья земля не видала

Ни пожаров, ни битвы такой.

Содрогалась земля, и краснели поля:

Все пылало над Волгой-рекой.

Ведущий. Когда война подошла к городу совсем близко, очень страшное и тяжелое время наступило для жителей города, и для взрослых и особенно для детей. Немцы все время бомбили город. Все вокруг пылало и взрывалось, ужас и страх переживали не только дети, но и взрослые. Наши солдаты отстояли город и разбили фашистов. Но после битвы Сталинград превратился в развалины. Были сожжены и разрушены жилые дома, заводы, магазины, театры. Много людей погибло во время сражения. Вот как выглядел город после битвы.

Иллюстрация Мамаева кургана.

1) Что изображено на этой картинке?

Да, это Мамаев курган. Каким мы его знаем сейчас – красивым памятником.

2) А вот таким разрушенным, разгромленным он был в 1942 году(показ иллюстрации разрушенного Мамаева кургана) Он был самой горячей точкой сражения. Враги, во что бы то ни стало, хотели его захватить, так как это обеспечило им дальнейшие продвижения по нашей земле. В схватке за Мамаев курган силы были неравны. На каждого нашего солдата наступало 10 фашистов, на каждый наш танк шло 10 вражеских машин. Земля на Мамаевом кургане за время боев почернела, так как за время боев смешалась с кровью. После битвы Мамаев курган называли железным и мертвым. Железным – потому что больше чем земли было на его склонах металла – разбитых орудий, разорванных танков, обгоревших самолетов, осколков, снарядов и бомб. Мертвым он был, потому что сгорело на нем все живое: дома, трава, кусты, деревья.

Ребенок: Над городом славным, над Волгой широкой,

Где грозно промчался войны ураган,

Стоит нерушимый и виден далеко

Израненный в битвах Мамаев курган.

Стоит величаво, победой гордится,

Не раз опаленный жестоким огнем.

И мирные люди, и ветры и птицы

Бессмертную славу разносят о нем.

Иллюстрация Мельницы.

Ее обгоревшее здание с пустыми глазницами окон лучше всяких слов расскажет об ужасах войны, о том, что мир завоеван дорогой ценой.

Мельница – это памятник, ее не восстанавливают и сейчас специально, чтобы люди приходили к этому памятнику и не забывали, что когда-то была война.

Иллюстрация Железнодорожного вокзала

1) Сейчас он похож на сказочный дворец. Есть в нем и комнаты для посетителей, и часы-куранты, и роспись на потолке.

2) А вот железнодорожный вокзал во время войны: не осталось то него камня на камне: одни руины.

Такими разрушенными были все здания в Сталинграде после битвы.

Двести дней и ночей шла битва за город Сталинград, бои шли за каждую улицу, дом, подвал. Все горело: и земля, и Волга, так как нефть разлилась после бомбежки нефтехранилищ. Гитлеровские летчики почти непрерывно летали над Волгой, сбрасывая на город и Волгу бомбы, поливая их свинцовым огнем из пулеметов. Город был разрушен до основания, но так и не был взят.

2 февраля 1943 года враг был разбит. Сотни тысяч людей погибло в Сталинградской битве. «Волжской твердыней» называли город Сталинград. Для наших солдат главным девизом были слова «Ни шагу назад!» Сталинград выжил благодаря героическому подвигу советского народа. За что и получил звание город-герой.

Рвались фашисты к волжским берегам

И превратили Сталинград в руины,

Но город на колени наш не пал

А расцветает и живет поныне.

Сто зим пройдет и сто метелиц,

А мы пред вами все в долгу.

Февраль, февраль – солдатский месяц.

Горят гвоздики на снегу.

Спасибо вам, солдаты, что отстояли мир когда-то.

И сейчас предоставляется слово нашим ветеранам, которые были непосредственными участниками этой битвы.

Слово ветеранам.

Давайте скажем нашим ветеранам спасибо!

После победы в Сталинградской битве началось освобождение городов Ленинграда, Севастополя, Одессы, Курска и других городов-героев. И вот 9 мая 1945 года …

Люди празднуют Победу

Весть летит во все концы

С фронта едут, едут, едут

Все солдаты и бойцы.

И тогда все люди стали веселиться, смеяться, радоваться, петь и танцевать. В праздники, как вы знаете, принято поздравлять друг друга и дарить подарки. Ну а лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Давайте и мы для наших гостей ветеранов вручим подарки и подарим им праздничный концерт.

Вручение подарков.

Сейчас выступят самые младшие участники нашего праздника – дети 2 младшей группы и споют песню

Песня «Бойцы идут».

А дети подготовительной группы растут настоящими патриотами своего города и споют песню про Волжский.

«Песня про Волжский».

Следующим номером нашей программы будут опять детки младшей группы

они станцуют

«Танец с погремушками».

А теперь своей песней хвалу нашей армии вознесут детки старшей группы

они споют песню

«Наша армия сильна».

И еще старшая группа с песней, в которой они становятся военными и говорят мамам:

«Ты не бойся, мама!».

А вот еще детки 2 младшей группы. В руках у них грозное оружие-ложка деревянная обыкновенная.

Ансамбль ложкарей под песню «Калинка-малинка».

Ребенок: Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города,

Пусть сирены пронзительной вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают путь наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Ведущий: Слава нашим генералам!

Дети: Слава!

Ведущий: Слава нашим адмиралам и солдатам рядовым!

Дети: Слава!

Ведущий: Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленным!

Слава павшим и живым!

Дети: От души спасибо им!

Ведущий: В заключение нашего праздника все вместе споем песню «Пусть всегда будет солнце!»

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 340 с.
  3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. – СПб.: Атлант, 2003. – 258 с.
  4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель – дети. – М.: 1985. – 204 с.
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: 1999. – 215 с.
  6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
  7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. – М.: 2004. - 56 с.
  8. Городская программа «Юные москвичи на пути в III тысячелетие // [Электронный ресурс] // iso.pippkro.ru›academ/174.doc.
  9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
  10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1.
  11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Аргос, 1990. – 213 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Сталинград, город, ребенок, Сталинградская битва, детский сад, битва, Великая Отечественная война, Волжский, младшая группа, россия.


Задать вопрос