В статье описан опыт работы по созданию условий для развития внимания ребёнка, посредством игровой деятельности. Игра – деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д.
Ключевые слова: концентрированное внимание, произвольное внимание, специальноорганизованные игры и упражнения, экспериментальная работа.
В дошкольном детстве закладываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать внимание, а конкретнее — произвольное, столь важное для ребенка данного возрастного этапа. Ребенку необходимо уметь сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить на нём интенсивное (концентрированное) внимание, с определённой скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей дошкольного возраста возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребёнок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной же обстановке ему ещё трудно так организовать свою психическую деятельность.
Насколько сильно и интенсивно ребёнок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам и случайным помехам определяет концентрация внимания. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, поэтому её важно развивать.
Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Даже дети подготовительной группы ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности.
В настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдается тенденция к снижению развития внимания: рассеянность, частая отвлекаемость.
Одним из наиболее специфических и характерных видов деятельности, свойственных детям дошкольного возраста является игра. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Известные психологи (Л.С. Выготский, В.С. Мухина и другие) считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того чтобы дошкольник научился произвольно управлять своим вниманием, его надо учить рассуждать вслух. Под влиянием различных видов деятельности у ребенка в дошкольном возрасте развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость. Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность. Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза.
Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
Игровая деятельность, отличается от других форм занятий ребенка, так как в игре создается мнимая ситуация. Это происходит в результате расхождения видимого и смыслового поля, которое появляется в дошкольном возрасте. Мнимая ситуация заключает в себе правила поведения. Ребенок вообразил себя матерью, а куклу — ребенком, значит, он должен подчиняться правилам материнского поведения. Любая игра с мнимой ситуацией есть игра с правилами, и любая игра с правилами есть игра с мнимой ситуацией. Например, играть в шахматы, значит создавать мнимую ситуацию, потому что фигуры могут ходить только так, как установлено правилами.
С этой целью для развития личности дошкольника, необходимо максимально использовать игру, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребёнка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
На базе МДОУ детский сад № 99 г. Волжского, мы провели экспериментальную работу, где в ходе эксперимента выяснили, что именно игра позволяет развивать все виды внимания и его свойства у детей. Она формирует умение сосредотачиваться, позволяет шире приобщать ребенка к жизни в доступных формах, что способствует более успешному усвоению учебного материала, а использование дидактических игр, игр- упражнений и заданий в различных видах деятельности создает оптимальные условия для развития личности ребенка, стимулирует познавательную активность и способствует умственному развитию. В ходе экспериментальной работы нами были проведены три серии экспериментов: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте приняли участие 10 детей 4-5 летнего возраста.
Цель нашей исследовательской работы заключалась в том, чтобы изучить влияние игр на развитие внимания дошкольников.
Для этого нами был изучен теоретический материал по вопросам формирования у детей дошкольного возраста такого психического процесса, как внимание; использования игр как одного из средств активизации познавательной деятельности дошкольников и, конкретно, развития внимания.
Нами были определены основные условия организации игровой деятельности и требования к ее подготовке; были рассмотрены структура, задачи, виды и этапы проведения игр. Проведенный анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые педагог должен опираться, используя систему приемов организации и развития внимания. В нашей работе в качестве главного средства развития внимания у детей была выбрана дидактическая игра. Данный метод работы был выбран нами, так как именно игровые ситуации активизируют деятельность дошкольников, делают их восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Именно дидактические игры вносят разнообразие и эмоциональную окраску в познавательную деятельность, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность. По нашему мнению, систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации познавательной деятельности дошкольников, положительно влияющим на развитие внимания и его составляющих.
Вторая часть нашей работы была посвящена изучению влияния игровой деятельности на развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста.
Наша экспериментальная работа включала три этапа:
1. Констатирующий;
2. Формирующий;
3. Контрольный.
Целью первого этапа нашей работы было определение первоначального уровня развития внимания у детей средней возрастной группы. Перед нами стояла задача определения его уровня развития у детей, принимающих участие в нашей экспериментальной работе. По ее данным было определено, что у многих детей достаточно низкие показатели: низкий уровень – 40%, Число детей со средним уровнем составило 50%. Высокие показатели развития внимания были определены только у 10% детей.
Формирующий этап нашего исследования был основан на использовании дидактических игр в целях повышения уровня развития внимания у детей средней возрастной группы ДОУ. Нами была разработана программа, основанная на использовании дидактических игр, направленных на развитие компонентов такого психического процесса, как внимание. Сюда нами были включены:
1. Игры на развитие устойчивости внимания: «Что изменилось?», «Куда расплываются рыбки», «Лабиринт», «Составь квадрат», «Колумбово яйцо».
2. Игры на развитие концентрации и объема внимания: «Нанизывание бусинок», «На витрине магазина», «Помоги Петрушке найти свой домик».
3. Игры на развитие объема внимания: «Найди два одинаковых предмета», «Выкладывание узора из мозаики», «Кто внимательнее?», «Недостающие детали».
4. Игры на развитие переключения и распределения внимания: «Найди отличия», «Строители», «Найди героев передачи», «Куда идем мы с Пятачком», «Рыба, птица, зверь», «Запомни фигуры», «Что было бы, если…».
5. Игры на развитие слухового внимания: «Что мы слышим?», «Летает – не летает», «Исправь ошибки», «И я там был».
6. Игры на развитие избирательности внимания: «Поиск образцов», «Найди такого же котенка», «Найди слова, в которых есть слог образец», «Найди фигуры, из которых состоит домик», «Где чья собачка?».
7. Игры на развитие произвольного внимания: «Слушай команду», «Смотри на руки», «Что где лежит?», «Найди двух одинаковых животных», «Два гнома», «Вам барыня прислала», «Найди лишнее в рисунке».
В процессе проведения разработанной нами программы игр нами были отмечены положительные изменения: внимание детей стало более устойчивым, целенаправленным. Было отмечено снижение уровня рассеянности внимания у детей с низким уровнем и переход их в группу с более высокими показателями.
На заключительном этапе контрольного эксперимента мы провели повторную диагностику с целью определить результаты нашего предыдущего этапа работы, где была реализована программа игр, направленных на повышение уровня развития внимания у детей средней возрастной группы МДОУ детского сада № 99, включающих как комплекс игр, так и комплекс игр-занятий. Нами были получены данные, которые говорят о том, что составленный и реализованный на практике нами комплекс значительно улучшает показатели уровня развития внимания дошкольников. Возросло количество детей с высоким уровнем – с 10 до 40%, значительно сократилось количество детей с низким уровнем — с 40 до 10%. при этом дети данной группы (40%) перешли на более высокую ступень — средний уровень развития внимания.
Это позволяет сделать вывод и подтверждает нашу гипотезу, что систематическая, целенаправленная работа по развитию внимания и его свойств посредством дидактической игры дает свои положительные результаты. У детей значительно возрос интерес к дидактическим играм, они узнали много новых игр, научились выполнять правила, стали больше внимания обращать на инструкцию, проговаривая ее во время выполнения заданий. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно находили пути и способы самоорганизации деятельности: предварительная группировка предметов, принятие соответствующей позы, устранение отвлекающих моментов, повторение инструкции. Независимо от характера деятельности задание выполняли до конца, что говорит о развитии произвольности, устойчивости, концентрации внимания.
Из этого следует, что по результатам проведения повторной диагностики видна эффективность проведенной нами работы. Дети дошкольного возраста начинают применять приемы самоорганизации внимания; инструкция для дошкольников имеет значение для лучшего понимания и запоминания задания, которое повышает интерес к деятельности и повышает устойчивость внимания; и при помощи игр можно развивать внимание и его свойства.
Литература:
- Авраменко В.В. Возрастная психология: пособие. – Могилев, 2005.
- Анищенко О.А., Вяткина Л.А., Мащенко М.В. Развиваем в игре.- Мн., 2000.
- Гулякевич Г.Ф. Игры по ознакомлению с окружающим миром. – Мн., 1991.
- Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л.А.Венгер, В.В.Холмовской. – М., 1978.
- Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988
- Дьяченко О.М., Лаврентьев Т.Г Психологическое развитие дошкольника.- М.,1984.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
- Миронова Р.М. Вместе весело играть: Дидактические игры для детей ст. дошк. возраста. – Мозырь, 2003.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте.- Екатеринбург, 1999.
- Мухина С.В. Развитие внимания, памяти и воображения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1974. № 2, с. 21-26.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.
- Усова А.П Обучение в детском саду. 3-е изд.- М., 1981.
- Хрестоматия по вниманию.- М., 1976.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей: Популярное пособие дляродителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1995.