Все мы родом из детства – с той красочной волшебной планеты, на которой царствуют доброта и верность, дружба и счастье, с планеты мечтателей и фантазеров. Дети – это наша суть, буднично живущая в состоянии обнаженной доверчивости и надежды. Надежды на взрослых. И это накладывает на нас великую обязанность – трудиться во благо нашего времени, во имя будущего, в котором жить нашим детям.
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном и социальном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными и социальными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности (имеющую значение в организации учебного труда в школе), культуру речи, и, главное, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Мы учим малышей 2-3 лет положительному общению на основе чувств доброжелательности, умению играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками. Прежде чем ребенок придет в детский сад, проводим индивидуальные беседы с родителями и выясняем состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим. В свою очередь, мы знакомим родителей с работой дошкольного учреждения, рассказываем о режиме дня в группе. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям взрослого.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а так же некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании. Ребенок овладевает умением самостоятельно кушать любые виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.
Расширяющаяся ориентировка в ближайшем окружении помогает ребенку выполнять несложные поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами: «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым приобретает деловой, объектно-направленный характер.
Чем бы мы с детьми не занимались в силу специфики своей педагогической деятельности: развитие речи, ФЭМП, ознакомление с природой, физическое воспитание- везде осуществляется процесс социального и нравственного воспитания. Расширение и обогащение социального и нравственного опыта ребенка происходит в детском саду, в процессе его общения со сверстниками, другими детьми, взрослыми. Эта микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств. Детское общество является полигоном для проверки и закрепления усваиваемых норм.
В 3-4 года ребенку доступны некоторые несложные формы организационного поведения. Например, не мешать окружающим криком и шумом. Мы учим детей, как вести себя, не нарушая нормального течения жизни в группе, как вести себя дома, чтобы не мешать отдыхать или заниматься старшим, в общественных местах не кричать , не разговаривать громко, не толкать прохожих. У детей этого возраста воспитываем умение дружно играть со сверстником, при необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять заботу.
У детей 4-5 лет возрастают возможности в проявлении гуманных чувств и положительных взаимоотношений. В этот период у детей формируем навыки коллективного поведения, приобщаем их к совместной деятельности, учим уважать общий замысел игры и подчиняться её правилам. При этом мы учитываем, что основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи.
Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развить это качество, формируем у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим, побуждаем их к оценочным суждениям о собственном поведении: «я вел себя хорошо», или: «я обидел своего товарища, это плохо», или «своим поступком я огорчил воспитателя». Ребенок испытывает стыд за то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища, сказал неправду, не выполнил обещания и т.д.
Важно не допускать у детей таких проявлений, как бесцеремонность, дерзость, жадность, эгоизм, черствость, жестокость, лень, т.е всего того, что тормозит нравственное развитие.
К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период мы стараемся пробудить в них критическое отношение к тому, что дозволено, использовать ситуации, когда можно дать оценку собственным действиям: «Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?», «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?». Этим самым формируем у детей нравственное сознание и мотивы поведения.
В период старшего дошкольного возраста добиваемся, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие.
Формированию нравственной самостоятельности содействуют правила. Они являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения. Благодаря правилам каждый ребенок уясняет, осмысливает, как вести себя со взрослыми и сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах. Обучаем детей правилам, связанными с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правилам, помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правилам вежливости, поведения за столом, в процессе самостоятельной и совместной деятельности. Правила вводим постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста детей. Вместе с усвоением основных правил детям разъясняем другие, которые конкретизируют и дополняют уже известные. Вводя любое правило – разъясняем его смысл. Если дети понимают его необходимость и знают, как его выполнять, то они быстрее овладевают нужными способами поведения.
Недостаточно лишь познакомить детей с правилами, полезно еще и показать способы его выполнения, например: как сидеть за столом, держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой, брать пищу ит.д. Когда дети все это усвоят, они поймут, что означает требование хорошо вести себя за столом. Таким образом, показ в сочетании со словом помогает понять ребенку, что от него хотят. Это особенно важно учитывать, если мы имеем дело с маленькими детьми. Малышу можно сказать: «Делай, как я». При этом прокомментировать свои действия или действия ребенку, дать оценку поступку.
Следует учитывать, что маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях незаменимы игровые приемы. Правила, облеченные в форму игры, увлекают детей, и они легко выполняют требуемое. Например, не всегда удается заставить малыша поздороваться или сказать «спасибо». Но если взять в руки мохнатого мишку и от его имени поздороваться с малышом, то он ответит на приветствие. С помощью игровых приемов можно руководить поведением детей, не испытывая их сопротивления.
Чем меньше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому мы постоянно напоминаем малышам о соблюдении правил. Например: «Сейчас уберем свои игрушки на место, а потом станем собираться на прогулку». Подсказывая детям, как надо поступить, мы программирует их действия, предупреждая отрицательные проявления.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они уже многое знают и умеют. Указания же воспитателя рассчитаны на более высокую самостоятельность.
В своей работе используем и косвенные приемы. Иногда он лишь намечают линию поведения, говоря ребенку: «Ты большой, и, наверное, не стоит напоминать тебе, как вести себя». этот прием основан на естественном стремлении ребенка быть большим, на пробуждающемся чувстве собственного достоинства. Важно, чтобы усвоение правил требовало от старших детей нравственного напряжения, усилий воли, сдержанности и постоянного элементарного самоконтроля, чтобы ребенок как бы примерял и сравнивал свои действия с тем, что предписано правилом. Это развивает в нем самосознание, умение оценивать свое поведение.
Также обращаемся к знакомым потешкам, используем меткие сравнения из любимых детских художественных произведений, например таких, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А.Барто и др. Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные прибаутки, пословицы, загадки. Ребята легко запоминают их и часто сами употребляют. Детям среднего и старшего дошкольного возраста раскрываем нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них предусматривается уважение к труду взрослых. Педагог помогает детям уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе.
Степень осознания правил поведения детьми во многом зависит от того, как их обосновывают. Можно так: «При входе в спальню ведите себя тихо». Но можно иначе: «За стенкой вашей спальни находятся малыши. Когда вы входите, ведите себя тихо, не забудьте, что маленькие уже спят». В первом случае требование категорично, но не вызывает у ребенка раздумий. Во втором случае рассчитано на более высокую осознанность. Отсюда, естественно, ответственность детей за собственные поступки повышается: они поставлены перед необходимостью считаться с удобствами окружающих.
Похвала и порицание конкретизируют понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». Полезно, чтобы оценка содержала такие определения, как «добрый», «вежливый», «скромный», «аккуратный», «воспитанный». Когда такие оценки поведения дети получают в конкретных жизненных ситуациях, то эти оценки становятся особенно доходчивыми.
Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением детей в процессе их игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни. Но контроль не должен быть навязчивым, а дети постоянно опекаемы руководящими указаниями. А.С.Макаренко говорил: «Не нужно надоедать ребенку постоянными проверками, а тем более постоянным недоверием. Нужно просто уметь видеть его поведение в порученной ему области».
Литература:
- Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко [и др.]. — М., 1988. — 415 с.
- Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др.]. — М., 1988.
- Дошкольник в семье / сост. В. И. Чудакова [и др.]. — Минск, 1984.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.
- Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой. —М., 1984.
- Буре, Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. — М., 1985.
- Каплан, Л. И. Посеешь привычку — пожнешь характер / Л. И. Каплан. — М., 1980.
- Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. — М., 1986.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. — М., 1989.
- Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С. 98.
- Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.- 320 с.