Условия успешного перехода из детского сада в школу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мащенко, Е. П. Условия успешного перехода из детского сада в школу / Е. П. Мащенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49328/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одна из основных задач воспитателей подготовительной группы детского сада – обеспечить безболезненный переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу. У педагогов и родителей должна быть общая цель – вырастить здорового, социально-адаптированного к школьной жизни ребенка, способного отделить хорошее от плохого. И зачастую воспитателю приходиться готовить к школе не только детей, но и их родителей. Поэтому мы хотим поделиться свои практическим опытом, надеемся, наши советы пригодятся не только молодым родителям, но и начинающим педагогам.

Очень трудно сформировать любовь к тому, с чем еще не знаком, поэтому не старайтесь заставить ребенка полюбить школу. Просто объясните ему, что каждый человек должен учиться, от его успехов зависит то, как к нему будут относиться окружающие его люди, только через прилежное обучение он сможет добиться жизненных успехов. Родителям советуем настроиться на позитив и с энтузиазмом начать подготовку ребенка к школе. Дети очень чутко улавливают фальшь, поэтому искренне постарайтесь давать ребенку только положительную информацию о школе. Не запугивайте детей предстоящими трудностями в школе или особой строгостью учителей, их требованиями соблюдения дисциплины. Хочется предостеречь от фраз типа: «Как вы в школу пойдете, ничего не умеете». Наоборот, постарайтесь внушить ребенку уверенность в своих силах, поддержите его словами «Вот видишь, у тебя всё получается, а в школе научишься делать ещё лучше».Важно, однако, не перестараться. Если вопросу о школе уделяется слишком много внимания, это может привести к чрезмерному волнению или перевозбуждению. Используйте позитивный язык, когда речь идет о подготовке к школе, но не перегибайте палку. Помните, что цель состоит не только в том, чтобы развеять страхи, но и построить реалистичные ожидания.

Иногда ребёнок с неохотой идёт в школу, так как ещё не наигрался, но довольно скоро перестраивается, и ведущим видом деятельности становится учёба, у детей появляется жажда к новым знаниям; не упустите этот момент, не отмахивайтесь от ребенка, когда он подойдёт с просьбой объяснить новый материал, или нескончаемое множество раз будет повторять выученное стихотворение, за которое получил высокую оценку учителя. Поддерживайте своего ребенка, будьте с ним на одной волне, не жалейте на это сил и времени, ведь самые окупаемые инвестиции − это наши дети.

Позаботьтесь о том, чтобы дети были знакомы с алфавитом и цифрами от 1 до 20 к тому времени, когда они пойду в школу, и что они в состоянии распознать свое имя на бумаге.Работайте над их мелкой моторикой, чтобы им было удобно ручку или карандаш. Известно также, что развитие мелкой моторики благотворно влияет на речь ребенка, поэтому поощряйте их интерес к рисованию, лепке, конструированию из некрупных деталей.

Важно, чтобы дети могли делать определенные вещи сами, отчасти для их собственной уверенности в себе, а отчасти потому, что у преподавательского состава не будет времени, чтобы помочь. Вы можете помочь детям в подготовке к школе, поощряя их снимать и надевать своюодежду, обувь, самостоятельно принимать пищу и убирать за собой. И, конечно же, они должны справляться с походами в туалет, соблюдая правила личной гигиены.

Родители считают, что если дети умеют до школы считать и писать, то успех их детям гарантирован. Однако, по мнению психологов, подготовка к школе должна быть основана на игровой деятельности. О роли игры в развитии ребёнка многие родители даже не догадываются. Молодые мамочки часто задают воспитателям такие вопросы: «Опять играете? Когда же учиться начнёте?»

И просветить родителей по данному вопросу, тоже обязаны мы, воспитатели.

Вечером, заигравшись, дети не замечают, что за ними пришли родители, в такие моменты дайтеродителям возможность понаблюдать за тем, как играют их дети. Игра делает их радостными, весёлыми. Играя, дети удовлетворяют свою потребность в двигательной активности: бегают, прыгают, благодаря этому они растут ловкими и крепкими. В игре дети приобретают опыт, развиваются духовно, физически и морально. У них развивается воображение, сообразительность. Играя вместе, дети учатся общаться, заботятся друг о друге. У них вырабатывается условность поведения, что очень пригодится в дальнейшем при решении задач.

В игре дети подражают взрослым, изображая то, что их интересует, что им нравится. В подготовительной группе дети сами разворачивают игру, берут на себя роли, а также увеличивается и продолжительность игры, иногда она длится несколько часов. Взрослый может осторожно прийти на помощь, если чувствует, что игра зашла в тупик, но делать это нужно тактично, принимая правила игры, обращаться к детям надо как к людям, которых они изображают. Например: «Доктор, Вас дожидается ещё один пациент», – обратится воспитатель, желая вовлечь в игру ребёнка, нерешающегося попроситься в игру.

Дети в своих играх используют предметы-заместители, заменяя ими недостающие игрушки или предметы.

Часто бывает, что дети придумывают хорошую игру, но у них недостает опыта в ее организации, в привлечении к игре товарищей. Здесь должен помочь взрослый. Наблюдаю за тем, с какой выдумкой дети организуют игру. Маша Л. любит играть в магазин, несколько дней она перекладывала на прилавке овощи, фрукты и другие продукты питания и предлагала их покупателям. В следующие дни перед прилавком появились стульчики, стоящие друг за другом, а Маша прохаживалась мимо них с корзинкой фруктов. Я решила уточнить: «Маша, ты в магазин играешь?» Маша удивленно ответила: «Ты разве не видишь? Это поезд». «Можно мне в твой поезд?» – спросила я. Маша серьёзно кивнула, следом за мной в импровизированный поезд сели ещё несколько подтянувшихся детей, я вышла на первой остановке, дальше игра продолжалась без меня.

На прогулке дети любят играть в кафе, готовя из песка различные блюда. Делаю вид, что пробую их на вкус, и благодарю за обед. В ход идут палки, листья, камешки. Воспитатель должен сам иметь хорошую фантазию, чтобы изготовить из природного материала игрушки и научить этому детей.

Маркер к сюжетно-ролевой игре «Ателье мод»

Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать современной жизни, поэтому зачастую маркеры игрового пространства приходится создавать своими руками. Так, были изготовлены «Банкомат», «Ателье мод», «Бюро путешествий».

Бережно относитесь к играющим детям. Не прерывайте игру в самый увлекательный момент, делайте это тактично. Например, во время игры в больницу напомните «врачу», что «пациентов» ждет вкусный обед.

Маркер к сюжетно-ролевой игре «Бюро путешествий»

Дети подрастают, у них появляются новые обязанности: домашняя работа, подготовка к урокам. Но ещё так хочется поиграть. Правда, взрослые не одобряют желания ребёнка поиграть, считают это бесполезной тратой времени, «Что ты, как маленький, играешь в войнушку?» Но игра ещё очень нужна ему и очень важна. Игра для первоклассника – это разрядка после уроков. Школьники на улице с товарищами играют ещё довольно долго. И родители должны с пониманием отнестись к этой потребности и создать пространство необходимое не только для учёбы, но и игры.

Выработайте определенный режим. Приучайте детей в одно время ложиться спать, просыпаться, заниматься, гулять. Это помогает проще адаптироваться к школе и способствует здоровому росту организма. Более того, такая системность приучает даже самого непоседливого ребёнка к порядку.

«Банкомат»

Таким образом, семья, детский сад и школа, преследуя общие цели, могут обеспечить безболезненный переход ребенка из детского сада в первый класс, и родители, вооруженные новыми знаниями, уверенно поведут свое чадо навстречу новому этапу его жизни.

Литература:

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  3. Родионова Е.С. Преемственность в работе детского сада и школы // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – № 10. – М.: МЦФЭР, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, игра, детский сад, родитель, безболезненный переход ребенка, воспитатель, мелкая моторика, подготовительная группа.


Задать вопрос