Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Меркулова, Н. В. Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее) / Н. В. Меркулова, С. Г. Кречковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49329/ (дата обращения: 18.12.2024).



В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Приоритетным является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Данная статья представляет собой конспект игровой экскурсии в мини-музее казачьей культуры МДОУ д/с № 73 в подготовительной к школе группе, проведенной в рамках городского смотра-конкурса музеев народного творчества «Параскевушка» в 2018 году.

Цель: Знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях народа.

Задачи:

- познакомить детей с традицией гостеприимства в казачьих семьях, с обычаями, связанными с рождением и крещением ребенка; особенностями воспитания казачонка и девочки в казачьей семье;

- знакомить с песнями, играми казаков;

- расширять кругозор дошкольников, обогащать словарный запас;

- способствовать формированию у детей чувства любви к Родине, интереса и уважения к людям, которые живут рядом.

(Приглашенные гости собираются за дверью мини-музея, в холле).

Гости: Люди добрые, хозяева, казаки донские, справные да удалые!

Отворяйте-ка нам ворота, да пущайте нас, сердешные. Мы по волжской степи долго ехали, поустали, притомились!

Казачка: (выходит, к гостям, открывает двери).

Это кто нас булгачит? А, – это гости званые! Раскрываем ворота, да так и пусть останутся открытыми, чтоб все гости подворье видели, в дом зайдут. А все соседи знали – гости на смотринах! (заходят в сени)

Ребенок: Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей.

Народ казачий собирается,

Выставка – представляется!

Ребенок: Смотрите, не моргайте, рты не разевайте,

Ворон не считайте!

Казачка: Гости званые и желанные.

Мы, казаки донские, люди добрые да гостеприимные.

Собрались мы на выставку, на познавательную да старинную.

Поглядите, потрогайте, да старанья наши оцените!

Казачка: вам представлена информация:

Планы работы, сценарии, пословицы, загадки казаков и т.д.

На стендах – уклад жизни казачьей семьи,

Устройство казачьего куреня,

Воспитание казачат в семье.

Книги – все о казаках, альбомы, книга отзывов.

Казачка: Здесь видим большое количество обереговых кукол. Казачки вечерами любили вязать, шить да делали кукол своими руками. Возьмите понравившуюся куколку-желанницу да загадайте желание, а теперь положите их в эту корзинку.

( Гости загадывают желание, обращаясь кукле-желаннице. Казачка вместе с детьми переходит в горницу. На пороге встречает гостей музея хлебом – солью).

Казачка: Заходите, родные, заходите званые, нами не побрезгуйте. Мы по вас соскучились, дюжа стосковалися. Погостите гостюшки, погостите милые, да хлеб – соль откушайте!

Ребенок: Рады видеть мы вас в светлой горнице у нас! (гости рассаживаются).

Казачка: Всем ли видно, всем ли слышно! Всем ли места хватило?(дети садятся на подготовленные скамейки).

Казачка: Здесь портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Одним словом – родственники, родичи, предки. Близкие предки – это мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальше предки – это те родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попали в курень дальних – дальних родственников – предков, в котором жила старинная казачья семья. А как они жили, с удовольствием покажем и расскажем вам обо всем с нашими казачатами.

Казачка: Очень часто, за событиями

И сутолокою дней,

Старины своей не помним мы,

Забываем о ней.

Ребенок: Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Ребенок: Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Казачка: Казачья семья была многолюдной. Её главой являлся старший по возрасту казак – отец или дед. Он пользовался в семье непререкаемым авторитетом и неограниченной властью. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а, самое главное, охранял границу от врагов (демонстрирует портрет казака).

Детям вменялось в обязанность почитать родителей даже будучи взрослыми. А ссориться с родителями было тяжким грехом.

Посмотрите, какой казак носил красивый костюм!(демонстрирует казачий костюм, называет его элементы: лампасы, портупея, сапоги, фуражка…)

Женщины-казачки были в семье равноправны, к ней относились уважительно и защищали ее. Казачки имели характер самостоятельный и гордый.

Дом казаков называется – курень. Курень в старину делился на две половины. Девочка: В женской половине находилась большая кровать, сундук с вещами, стояла прялка, висела люлька для младенца (демонстрирует фото «бабьего угла»)

Казачонок: Мужская комната была определена для холостых казаков и подростков.

Казачка: Иметь 7- 8 детей в семье считалось вполне нормальным. После рождения ребёнка не торопились распеленывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». Именно так поступал и взрослый казак в критической ситуации. Без паники и ненужных движений, сначала оценил ситуацию, а потом сделал. Далее, ребенка всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

А как казачат воспитывали мы вам и расскажем... Садитесь рядком да поговорим ладком. Казачка: Казак рождался воином, и этим определялось всё его воспитание в семье. Его никогда не называли «мальчиком», а только казаком, казачонком. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня, и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком, да говорил: "Казака принямайте! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился, да сабле учился! Чтоб малых не обижал, старших уважал, а к родителям был почтителен!

Казачонок: Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. У каждого новорожденного казака или казачки, помимо отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. Когда в казачьей семье рождался сын, это считалось большим счастьем, так как каждый мужчина получал земельный надел. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар «на зубок» ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. Дед дарил шашку и ружье.

Казачонок: Первый раз стригли казачьих сыновей в 1 год, второй раз – в 7 лет, это "порог" прощания с детством. Трёхлетние казачата уже гарцевали на коне по двору, а с 5 лет – свободно скакали в степи. До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.

Казачонок: С 7 лет казачат учили стрельбе, с 10 лет – обучали владеть шашкой. Казачата с увлечением участвовали в военных играх, стремились отличиться в станичных состязаниях, скачках, кулачных боях, плясках. Тогда же получал казачонок первые уроки драки и боевого искусства.

Казачонок: Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости.С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле или проводил время с дедом: оберегали бахчу, погоняли волов на пахоте, и, уже без участия взрослых, пасли лошадей, овец и другой скот…

Казачонок:Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. К 14 годам мальчик должен был уметь сбить булыжником высоко летящую птицу. 14-15 летний подросток воспитывал жеребёнка, с ним он нередко в последующем отправлялся в полк на действительную службу.

Казачка: С семилетнего возраста женщины уже не имели права вмешиваться в спартанское воспитание будущего воина и землепашца, а наказывать могли только взрослые казаки. В этот момент уже наступала ответственность маленького казака перед миром, а когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

Самым жутким позором для казачонка считалась неграмотность. Примерно с 7-8 лет дети начинали посещать станичную или церковно-приходскую школу. Вся станица следила за судьбой отпрыска. Студент был человеком уважаемым. Даже деды именовали его по имени и отчеству. Когда сын не мог посещать школу, с ним занимались в домашних условиях.

Казачка: А как воспитывали девочек?

Девочка: Девочек воспитывали совершенно иначе. Рождение девочки не праздновалось в семье так широко и торжественно, как мальчика. При известии о её рождении, не грохотали выстрелы. Это было тихой домашней радостью, овеянной легендой и молитвами. Девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку. Первое купание новорожденной дочери проводила бабья часть семьи с песнями. Малышку «умывали от хлопот», родители и близкие девочки молились о её счастье.

Девочка: Отец ел "отцовскую кашу"- горелую, пересоленную, наперченную, не морщась, чтобы "девочке" меньше горького в жизни досталось. Первый шаг ребенка становился настоящим праздником, сопровождавшимся подарками, угощениями, песнями. Дарили ленточки на первый бантик, гребенку для косы, платок в церковь ходить и т.д.

Девочка: Девочки начинали работать рано. Они «хвостиком» ходили по дому за матерью, участвовали во всех домашних работах. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Матери и бабушки обучали дочек и внучек любить и беречь семью, правильно вести хозяйства, развивали женственность, хозяйственность, терпение, трудолюбие и отзывчивость.

Девочка: Девочка училась быть настоящей казачкой. С малолетства девочки-казачки стирали, мыли полы, ставили заплатки и пришивали пуговицы. Учились стряпать, печь хлеб, шить, вышивать, вязать. А после 14 лет девочка казачка начинала шить себе приданное.

Казачка: Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, находиться на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушали, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая семья и честно заработанный достаток. Для казаков семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости, жизнелюбия.

Казачка: Расскажу еще об одной традиции. Из покон веков казаки любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, но и за прялкой, и у люльки малыша. (Девочки качают зыбку, исполняется колыбельная -1 куплет)

М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»

- Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, песенки спою.

Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю.

F:\Конкурс музеев\IMG_0370.JPG

Казачка: А еще пели за работой, на игрищах, да и в поле.

Песня «Посеяли девки лен».

Казачка: Издавна казачий край славился замысловатым языком.

Игра «Подкову забираю – на вопросы отвечаю!»(Детипередают под музыку подкову, у кого подкова окажется в руках с окончанием музыки, тому и отвечать).

  1. Лохматый казак, по середине кушак. По двору бродит, порядок наводит? (веник, метла)
  2. Рогат, а не бык, хватает, а не сыт. Сам не жрет, людям отдает и на отдых идет? (ухват)
  3. И комковато и ноздревато, и солоно и кисло, а всем людям мило? (хлеб)
  4. Какая обувь в огне изготавливается и с ноги не снимается? (подкова)
  5. В сенокос горька, а в мороз сладка, что ж за ягода така? (калина)
  6. Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят? (плетень)
  7. Что же такое плетень?
  8. Что такое рубель?
  9. Что такое зыбка?
  10. Что такое карпетки?
  11. Что же такое нардек?
  12. Что такое зипун?
  13. Как называется предводитель войск казаков? (атаман)
  14. Как называется оружие казаков? (шашка, пика, винтовка)
  15. Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)
  16. Как называли девочек? (казачки)

Казачка: Гость, войдет, традиций не нарушив! Мы всегда чайку попьем. Всем известно – казаков радушие: хлебосольство и открытый дом.

Девочка: Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.

Казачонок:Ещё одним признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев.

Казачка: Да и верно, гостей у нас много собралось, пойдемте веселиться на двор.

(все участники переходят на подворье).

Казачка: Двор просторен и широк, что вдоль, что поперек. Огорожу посмотрите, амбары да клети проверьте, в конюшню да катухи загляните, скотом, живностью поинтересуйтесь.

Ребенок:

Нынче у нас радостно на лугу,

Собрались казаченьки на кругу.

Понадели праздничный свой наряд,

Пусть казачьи песни да зазвучат!

Казачка: Казаки, весёлый народ.

Выходите поскорей, да танцуйте для гостей.

F:\Конкурс музеев\IMG_0372.JPG

Танцевальная композиция «Ой, на горке калина» (исполняют казачата)

Казачка: Ну, как, гостюшки, не дюжа грустно вам у нас? А чего нам еще не хватает?

Ребенок: Игр, да шуток!

Пришло время поиграть-

Свою удаль показать.

Ребенок: Мы ребята-казачата ,

Не умеем мы тужить.
Без веселых игр казачьих

Нам на свете не прожить.

Казачка: Начинайте, в круг вставайте! На игру мы приглашаем и наших гостей!

Игра "Цалуй дружка"

Казачка: Спасибо, гости дорогие, что в дом ко мне пришли!

Столько радости, веселья для нас сегодня принесли!

А я вам угощение припасла – не счесть!

Одной не выпить мне, не съесть.

К столу вас приглашаю, угостить хочу вас чаем!

Напьетесь моего чайку, позабудете тоску!

Гости, участники проходят к столу в горницу, и угощаются казачьим пирогом с чаем. Знакомятся с материалами выставки.

Казачка: Вот и настал момент прощанья, Будет краткой моя речь. Говорю вам: «До свиданья, До счастливых новых встреч!»

Литература:

  1. Б.А. Алмазов «Мы − казачьего роду. Традиции семейного воспитания. СПб., 1993.
  2. Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края», Ростов-на-Дону, 1983, с.109
  3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, издание 2. СПб., «Детство-Пресс» ,1998
  4. Абрамов – Зябловский , А.И.Скрылов, Г.В.Губарев. Казачий словарь-справочник – т.1, «Созидание»,1992
  5. Н.И.Атанова, Е.В.Шишкина Детский игровой фольклор Волгоградской области: репертуарно-методический сборник, Волгоград , 1997
  6. Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем, «Перемена», Волгоград, 1997
Основные термины (генерируются автоматически): казачок, гость, девочка, ребенок, Казак, казачонок, казачья семья, семья, дед, Отец.


Похожие статьи

«Тайны старинной вазы» (конспект игрового занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе)

В соответствии с ФГОС ДО основной целью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к...

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей

На основе практического опыта — коллектива авторов: педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Пузиковой Натальи Ивановны, музыкальн...

О работе муниципальной инновационной площадки «Организация системы внеурочной деятельности обучающихся»

Важнейшей задачей, которую поставили перед современной российской школой Президентская инициатива «Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО и ФГОС ООО), является создание для обучающихся оптимальных условий п...

Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Музыкально-оздоровительный досуг по духовно-нравственному воспитанию «Добры молодцы», посвященный Дню защитника Отечества (старшая группа)

Данное мероприятие является итогом образовательного проекта по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе детского сада, где активными участниками были родители воспитанников и их братья. Мотиватором выступил богатырь земли русской Ил...

Похожие статьи

«Тайны старинной вазы» (конспект игрового занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе)

В соответствии с ФГОС ДО основной целью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к...

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей

На основе практического опыта — коллектива авторов: педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Пузиковой Натальи Ивановны, музыкальн...

О работе муниципальной инновационной площадки «Организация системы внеурочной деятельности обучающихся»

Важнейшей задачей, которую поставили перед современной российской школой Президентская инициатива «Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО и ФГОС ООО), является создание для обучающихся оптимальных условий п...

Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Музыкально-оздоровительный досуг по духовно-нравственному воспитанию «Добры молодцы», посвященный Дню защитника Отечества (старшая группа)

Данное мероприятие является итогом образовательного проекта по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе детского сада, где активными участниками были родители воспитанников и их братья. Мотиватором выступил богатырь земли русской Ил...

Задать вопрос