В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.
Ключевые слова: дидактические игры и упражнения, коррекция, рекомендации по использованию игр.
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный
поток представлений и понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.В. Сухомлинский.
Игра имеет огромное значение во всестороннем развитии детей. А.С. Макаренко в своих работах придавал игре большое значение. Он говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть. Но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь игра»
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребёнка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра – как форма деятельности ребёнка, способствует его гармоничному развитию.
На закономерность формирования движений в процессе игры указывал в своих работах А. В. Запорожец, на формирование моральных привычек – З.В. Мануйленко. В.А. Горбачёва, З.М. Истомина приходят к заключению, что у ребёнка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче.
Касаясь вопроса влияния игры на формирование всех основных процессов у ребёнка, советский психолог Д.Б. Эльконин показывает, что игра влияет на формирование психических процессов: от самых элементарных до самых сложных.
Игра – один из приёмов работы с дошкольниками. Игровой метод обучения детей способствует созданию такой непринужденной обстановки, в которой могут раскрыться их индивидуальные и творческие способности, развиваются чувства взаимовыручки и взаимопонимания. Хорошая, занимательная и умная игра активизирует внимание детей, снимает напряжение, помогает легко усвоить новый материал. Важно, чтобы она достигла цели.
Сделать занятия с детьми интересными, более развлекательными и эффективными, обучать, играя, а не просто играть – вот та главная проблема, которую необходимо решать логопеду в работе с детьми.
В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы ни использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и её развитие зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет окружение ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет слышал правильную, отчётливо звучащую речь взрослых, на примере которой и формируется его собственная речь. Правильная речь помогает детям комфортно и уверенно чувствовать себя в общении со сверстниками в детском саду и в повседневной жизни.
Если у ребёнка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям. Ребёнок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей, поэтому такой ребёнок отделяется от коллектива и замыкается в себе, он старается отмалчиваться, не принимает участия в речевых играх
Важная задача взрослых убедить ребёнка в том, что речь можно исправить. Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось в этом участвовать. А для этого занятия не должны быть скучными урокам, а интересной игрой. Желание ребёнка участвовать в процессе обучения определяется его интересом и стремлением к положительной оценке со стороны взрослого, который должен стать для ребёнка другом, всегда готовым прийти на помощь. Поэтому на занятиях я избегаю низких оценок в адрес ребёнка и всегда помню о том, что ребёнок должен испытывать психологическую защищённость.
Я в своей работе придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться её усвоения. Используя различные игровые приемы, я придаю занятиям лёгкий, занимательный характер, доступный дошкольнику и убеждена, что именно они обеспечивают успех занятиям, делают их доступными и интересными детям.
Количество игр на занятии должно быть разумным. Надо продумать поэтапное распределение игры: в начале занятия она должна организовать детей, в середине – должна помочь усвоить материал, а в конце занятия игра будет носить поисковый характер. Но всегда она должна быть доступной и интересной. Таким образом, перед логопедом в его работе с детьми стоят две задачи:
1. Необходимость широкого использования игры в коррекционной работе с детьми. При этом необходимо учитывать их значимость, как одного из средств, всестороннего развития ребёнка
2. Необходимость помнить об особенностях поведения детей.
Основное обучение детей логопедом идет через упражнения по звукопроизношению, развитию связной речи.
Дидактические игры на развитие грамматического строя речи способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению, обеспечивают многократное повторение ими речевого материала, тренируют детей в выборе нужного речевого варианта. Это приводит не только к усвоению конкретных грамматических форм, грамматических навыков, но и к постижению логики языка, его грамматических правил и законов, развивают языковое чутьё, формируют способность к произвольному использованию в речи грамматических средств, побуждают ребёнка к свободному речевому общению.
У каждого ребенка свой темп овладения языком. Независимо от этого, стадии речевого развития всегда одинаковы.
Первые слова появляются к году (10-15 слов), к двум годам – уже 50 слов и первые коротенькие фразы.
К трём-четырём годам дети начинают усваивать грамматические формы падежей, могут правильно употреблять слова, согласовывая их в роде, лице, числе и времени, могут общаться не только простыми, но и распространёнными предложениями, составлять небольшой рассказ.
К старшему возрасту формирование грамматических навыков усложняется, усваиваются способы словообразования.
Решая задачу по формированию лексико-грамматического строя речи, необходимо, чтобы у детей была возможность для самостоятельных высказываний в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
Формирование лексико-грамматического строя речи проводится по следующим направлениям:
расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием мыслительной деятельности (памяти, внимания мышления, восприятия, представлений и др.);
уточнение значений слов;
активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;
уточнение лексического значения слова;
уточнение грамматического значения слова;
изменение парадигмы словоизменения;
формирование словообразования;
развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;
развитие языкового анализа и синтеза.
Все эти задачи я решаю через дидактические игры и упражнения, которые являются одним из основных средств обучения и развития дошкольников.
Позволю себе дать несколько рекомендаций для организации и проведения игр с детьми:
длительность игры не должна быть более 15 минут;
игра должна проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, исправить возможную ошибку, а взрослый мог помочь ему;
игры могут проводиться на прогулке, во время отдыха;
во время игры следует добиваться речевой активности ребёнка;
в игре следует развивать у ребёнка навыки контроля за своей и чужой речью, правильно выполнять речевое задание;
в процессе игры взрослый должен не только сам участвовать, но и поощрять детскую инициативу.
Существует много дидактических игр и упражнений на развитие и обогащение словаря, перечислю лишь некоторые из них. Для классификации предметов по картинкам можно использовать следующие игры:
«Назови одним словом»;
«Ассоциации»;
«Объясни, чем отличаются предметы»;
«Объясни, что у предметов общее»;
«Найди четвертый лишний предмет»;
«Назови части предмета»;
«Узнай по описанию»;
«Слова-друзья» и «Слова-неприятели» (синонимы и антонимы);
«Подбери слово»;
«Кто как кричит и передвигается?»;
«Кто, где живёт?»;
«Доскажи словечко»;
«Угощения» (вкусное, кислое, сладкое и другие);
игры с мячом, другие.
Дидактических игр и упражнений, позволяющих развивать грамматический строй речи детей также существует великое множество. Перечисленные ниже отличает то, что они не требуют для своей организации большого количество времени и атрибутов. Это такие игры, как:
«Приготовим сок» (какой сок можно приготовить из яблок, груш, слив, вишен, моркови, апельсина), затем наоборот: «Гранатовый сок из чего?»;
«Я заметил» (называть предметы, мимо которых проходим, а также указать, какой он);
«Волшебные очки» (если я надену желтые очки, то все предметы вокруг станут желтыми: желтая скамейка, желтый столб, желтое окно, аналогично с другими цветами);
«Упрямые слова» (объяснить слова, которые не изменяются: пальто, кино, пианино, метро);
«Из чего сделано?»;
«Где чей хвост?» (по иллюстрациям);
«Скажи наоборот» (антонимы);
«Бывает – не бывает?»
«Подбери правильное действие» и другие.
Рекомендованные игры могут использоваться как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её несовершенств. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребёнка-дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усвоить уже полученные знания и умения.
Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты их проведения, опираясь на свой творческий потенциал.
Литература:
- Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под. ред.В.И.Селивёрстовой,3-е изд. М,: Просвещение 1981, – 192с.
- Использование логопедических игр в логопедической работе. Сост. Д.А. Мазо, А.М. Черник, М.Ф. Фомичёва. М.,1971
- Лопухина И.С. Логопедия.550 занимательных упражнений для развития речи. М,: Аквариум,1995
- Ильина С. А. Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника. // Наука и школа, 1997г. № 8
- Никитина А.Ю. Практическая психология и логопедия // Игровые приёмы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения звукового анализа и синтеза. 2003г. № 1-2
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013