В последнее время проблема повышения качества профессиональной подготовки специалистов в высшей школе становится все более актуальной. И это неудивительно. Ведь только «качественное» образование может составить достойную конкуренцию европейскому, американскому и любому другому на рынке мировых образовательных услуг. И только специалист с высоким уровнем профессиональной культуры может быть успешен и востребован на рынке труда.
Понятие «качество» охватывает все основные направления деятельности в сфере высшего образования, поэтому может трактоваться по-разному в зависимости от того, какой аспект развития образования находится в центре внимания. Согласно первой трактовке, качество образования определяется в соответствии с ожиданиями и потребностями личности и общества как «совокупность показателей результативности и состояния процесса образования» [1, с.50]. Второе определение опирается на «уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями» [2, с.56-57]. Третья группа ученых акцентирует внимание на соответствии совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества и личности [1, с.50]. Четвертая группа исследователей рассматривает «способность образовательного учреждения удовлетворять запросы потребителей» и характеризует качество образования, как «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» [1, с.50; 2, с.56-57]. И, наконец, в-пятых, качество образования определяется как «совокупность характеристик образованности выпускника» с точки зрения критерия соответствия результата целям образования [1, с.50].
Как видно из приведенных определений, система обеспечения качества образования нацелена, прежде всего, на создание условий, в которых будет развиваться и формироваться будущий специалист, а именно: на улучшение качественных характеристик образовательного процесса, повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава, модернизацию материально-технической и научно-информационной базы вузов.
Повышение качества профессиональной подготовки будущих менеджеров в вузе – одна из важных стратегических задач, стоящих перед системой высшего образования, т.к. сфера управления затрагивает практически все стороны социально-общественной жизни, и от уровня подготовки специалистов-менеджеров зависит будущее российских предприятий, компаний и государства в целом. В условиях интеграции России в мировую экономику, усиления международного сотрудничества, развертывания процессов глобализации возникла потребность в специалистах качественно нового типа: мобильных, инициативных, ответственных, коммуникабельных, владеющих иностранными языками, имеющих навыки делового общения, способных к межкультурной коммуникации, умеющих вести переговоры.
Переговоры являются одной из самых сложных форм делового взаимодействия. От участника переговорного процесса требуется не только отличное знание предмета обсуждения, но и хорошие коммуникативные навыки, четкое представление о структуре, методах и тактических приемах ведения переговоров, стратегиях переговорного взаимодействия, коммуникативных барьерах, переговорном этикете.
Переговорный процесс осложняется проблемами межкультурных коммуникаций, если участники переговоров принадлежат к разным культурным контекстам. Каждому народу присущ свой стиль ведения переговоров, поэтому менеджер должен быть готов к тому, чтобы ясно и убедительно излагать свои мысли на иностранном языке, знать особенности национальной и деловой культуры своего партнера или оппонента, уметь избежать влияния стереотипов.
Переговорный процесс в сфере управления также зависит от ситуации управления, типа, стиля руководства или лидерства, уровня руководства, принимаемого управленческого решения, уровня принятия этого решения, а также от типа организации, организационной культуры или организационного конфликта. Актуальными вопросами при ведении переговорного процесса в контексте управления могут оказаться статусное неравенство, социальная дистанция, а также роль власти на переговорах [3, с. 166-168].
К сожалению такой, такой сложной и такой важной стороне общения менеджеров, как переговорный процесс в рамках профессиональной подготовки менеджеров в высшей школе не уделяется должного внимания. Об этом говорит анализ учебных планов нескольких вузов страны в области содержания национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин по выбору студента, по результатам которого составлена таблица 1.
Таблица 1
Высшее учебное заведение |
Национально-региональный (вузовский) компонент \ Дисциплины по выбору студента |
Московский государственный институт дизайна и технологии (г. Москва) |
Этика Конфликтология Лидерство |
Московский областной институт управления и права (г. Москва) |
Конфликтология |
Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина (г. Саратов) |
Этика и культура управления Деловой иностранный язык Конфликтология |
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (г. Москва) |
Деловая этика
|
Высшая школа экономики – Санкт-Петербургский филиал (г. Санкт-Петербург) |
Деловой английский язык Этика бизнеса |
Вятский государственный университет (г. Киров) |
Деловой иностранный язык
|
Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск) |
Этика деловых отношений Этика и этикет менеджера Основы имиджелогии |
Международная академия бизнеса (г. Москва) |
Психология деловых отношений |
Высший институт управления (г. Москва) |
Деловой английский язык Риторика Национальные и региональные отношения |
Московская открытая социальная академия – Бийский филиал (г. Бийск) |
Современный этикет Этика Международные экономические отношения Деловой иностранный язык Конфликтология |
Институт открытого бизнес-образования (г. Москва) |
Психология деловых отношений
|
Институт экономики и менеджмента РХТУ им. Д.И. Менделеева (г. Москва) |
Конфликтология Современная риторика Деловой этикет |
Уральская государственная лесотехническая академия (г. Екатеринбург) |
Этика и культура поведения |
Как видно из данных таблицы, в качестве примера мы взяли Учебные планы 13 вузов страны (доступные в сети Интернет), ведущих обучение по специальности «Менеджмент организации». Все указанные в таблице дисциплины встречаются в национально-региональных (вузовских) компонентах и дисциплинах по выбору студента и являются дисциплинами, в задачу которых входит развитие способности студентов к осуществлению деловой коммуникации, соблюдению правил этики и этикета, регуляции профессионального поведения и деятельности на основе моральных и нравственных норм и идеалов. Однако на основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что во многих вузах не уделяется должного внимания проблеме обучения переговорному процессу будущих менеджеров и формированию у специалистов данного профиля переговорной культуры. Однако обучение данному виду общения может существенно повысить качество управленческого общения и служить важнейшим показателем профессионального уровня специалиста.
В высшей школе основным инструментом контроля над качеством деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования являются государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки специалистов. Анализ государственного образовательного стандарта позволяет судить о том, что должен знать и уметь выпускник вуза, каков уровень его профессиональной подготовленности.
Для того чтобы изучить состояние изучаемой нами проблемы, мы проанализировали государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 - "Менеджмент организации", содержащего общие квалификационные требования к подготовке выпускника-менеджера.
Образовательная программа подготовки менеджера предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН – общие математические и естественно-научные дисциплины; цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины; цикл ДС – дисциплины специализации; ФТД – факультативы, а также итоговую государственную аттестацию.
Изучение учебных курсов, входящих в цикл ГСЭ, позволяет выделить ряд дисциплин, которые закладывают основу для формирования у студента переговорной культуры, а именно: философия, культурология, русский язык и культура речи. Они дают общее представление о том, то такое культура, ее роль и место в жизни общества, языке и символах культуры, межкультурной коммуникации, культурных ценностях и нормах, культурных традициях, особенностях устной публичной речи, коммуникативных и этических аспектов устной речи, культуре речи и делового общения.
Возможности же иностранного языка, как общей гуманитарной дисциплины, весьма ограничены. Он лишь формирует у студентов базовые фонетические, лексические, грамматические и аудитивные навыки. Говорение, как конечный результат изучения данной дисциплины, сводится к умению презентовать устное сообщение или доклад, а также использовать наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения.
Среди предметов общепрофессионального блока формированию навыка ведения переговорного процесса способствуют такие дисциплины, как основы менеджмента, теория организации, организационное поведение. В рамках курса «основы менеджмента» происходит знакомство с этикой менеджмента, природой организационных отношений в системе менеджмента, стилями и имиджем менеджера, также изучается разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. «Теория организации» ориентирует студентов на овладение организационной культурой, развитие организаторской и организационно-управленческой мысли. В свою очередь дисциплина «организационное поведение» способствует повышению уровня знаний в области теории поведения человека в организации, коммуникативного поведение в организации, организационного поведения в системе международного бизнеса.
Роль предметов, относящихся к циклу специальных дисциплин (стратегический менеджмент, управленческие решения, управление персоналом, инновационный менеджмент), заключается в том, что они раскрывают сущность таких явлений, как типология управленческих решений, управленческие решения и ответственность, планирование деловой карьеры и др.
Таким образом, проанализировав стандарт, мы констатируем, что ни одна дисциплина в полной мере не формирует у студента комплексного и системного представления о переговорном процессе и не обеспечивает подготовку будущих менеджеров к этой важной стороне их профессиональной деятельности.
Целенаправленное обучение отдельным аспектам делового общения, будь-то презентация проекта, ведение документации, деловой переписки и переговоры (в частности), как правило, происходит исключительно в рамках различных тренингов, семинаров, краткосрочных или долгосрочных коммерческих курсов, либо средствами дополнительного профессионального образования. Как отдельная дисциплина «переговорный процесс» преподается лишь на факультетах, готовящих специалистов для дипломатической, консульской службы и для внешнеполитических ведомств страны. В то же время важно отметить, что все большее распространение получает такая дисциплина, как «деловой английский», которая включается в блок общеобразовательных дисциплин, факультативных и специальных курсов, курсов по выбору. И нередко тема «переговоры» является одной из составляющих данного курса, а также ряда других курсов, к примеру, конфликтология. Но то количество часов, которое уделяется изучению данной темы, не позволяет сформировать навык ведения деловых переговоров, и тем более, культуру переговорного процесса.
На основании изложенного мы приходим к выводу о необходимости повышения качества подготовки будущих менеджеров ведению деловых переговоров в высшей школе.
Литература
1. Воротилов В., Шапоренкова Г.Анализ основных подходов к определению качества образования // Высшее образование в России. – 2006. – №11.
2. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000.
3. Стремовская А.Л. Переговорный процесс как форма социального взаимодействия (философско-методологический анализ). Дисс… канд.филос.наук. – М.: РГБ, 2003.