Проблема организованности личности стала широко обсуждаться в научной литературе. Это естественно, так как именно организованность является одним из свойств личности, которое не только проявляется в конкретной деятельности, но и служит внутренним условием организации жизни и деятельности человека.
В различных источниках дается определение организованности. Это и инструмент, с помощью которого человек воплощает свои намерения и накапливает индивидуальную силу, и способность человека эффективно распределять силы и время, позволяя прийти к запланированному результату за определенный отрезок времени, и качество позволяющее контролировать и управлять самим собой и своей жизнью.
Мы провели исследование организованности личности у старших школьников и студентов. Нашей целью было выявить возрастные особенности проявления этого свойства в сравнительном изучении специфики внутренней структуры организованности, как системного образования.
Методологической основой нашего исследования организованности явилось положение отечественной психологии о системном характере свойств личности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Г.Б., Анцыферова Л.И., Бодалев А.А., Деркач Л.А., Ломов Б.ф., Рейнвальд Н.И., Фельдштейн Д.И. и др.), а также концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности, разработанная А.И. Крупновым (1983). Согласно данному подходу, каждое свойство личности включает в себя личностные и индивидуальные характеристики, функционально связанные между собой.
Наше исследование выполнено в рамках многомерно-функционального подхода, согласно которому организованность рассматривается, как система взаимосвязанных компонентов. Проведенный нами корреляционный анализ позволил выделить общие и специфические моменты в проявлении организованности у старших школьников и студентов. Выявилось, как у школьников, так и у студентов пересечение личностных целей с общественными. Отсюда вытекает взаимосвязь личностных целей с эгоцентричностью и социоцентричностью, это означает, что усиление социоцентрической мотивации организованного поведения, как следствие имеет увеличение выраженности эгоцентрических мотивов. Так же общими являются корреляции предметности с личностными целями и социоцентричностью, субъектности с эгоцентричностью и предметностью. У старших школьников специфической является корреляция осмысленности с общественными и личностно – значимыми целями. Это значит, что они стараются проявлять организованное поведение: быть собранными и аккуратными с целью достижения общественного признания в группе, реализации мечты быть любимым человеком. Осведомленность коррелирует с социоцентричностью, а предметность с общественными целями и с осмысленностью, т.е. старшие школьники понимают, что собственное организованное поведение приведет к более быстрому достижению коллективных целей, росту авторитета, привлекательности, повышению самооценки и как следствие – достижению общественного признания в группе. Студенты в отличие от старших школьников связывают осмысленность с социоцентричностью, предметность с эгоцентричностью. Они понимают, что проявляя пунктуальность и прилежность, рационально используя время, можно принять участие в решении коллективных проблем, что сэкономив время на совместных делах, можно найти время для решения собственных задач, направленных на обретение самостоятельности и независимости.
Большое сходство внутренней структуры мотивационно - смыслового аспекта организованности у старших школьников и студентов позволяет предположить, что выявленная система корреляционных связей внутри аспекта – есть общепсихологическая характеристика для структуры организованности, как системного качества личности в целом.
Для проверки значимости различий в проявлениях организованности старших школьников и студентов был проведен анализ по t-критерию Стьюдента.
Исходя из целостной модели, мотивационно – смысловой аспект организованности включает в себя четыре компонента и восемь переменных. Исходным является установочно-целевой компонент (общественно-значимые и личностно-значимые цели). При этом под общественно-значимыми целями понимаются цели, значимые в обществе и деятельности старшего школьника и студента. Личностно-значимые цели свидетельствуют о ценностных установках личности. В нем интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, а также стремление субъекта к межличностному взаимопониманию. Это стремление с содержательной стороны различается по направленности мотивации (социоцентрической – эгоцентрической). При этом под социоцентричностью организованности понимается общественно-деловая направленность ее мотивации. Эгоцентричность мотивации свидетельствует о личностно-значимой направленности организованности. По сфере приложения результата межличностного взаимодействия (предметная или субъектная сфера), где предметно-деятельностная сфера приложения организованности свидетельствует о ее использовании для решения практических задач, а субъектно-личностная сфера характеризуется расширением сферы применения способностей - продуктивный компонент. По степени осознанности самого свойства организованности (осмысленность – осведомленность) когнитивный компонент. При этом осмысленность подразумевает глубину осознания и высокий уровень обобщенности организованности, а осведомленность – масштаб и широту понимания организованности.
Рассмотрим расположение установочно-целевых признаков организованности. Из полученных данных характеризующих степень выраженности общественно-значимых и личностно-значимых целей у старших школьников и студентов, видно, что школьники нацелены на достижение общественного признания в группе, успешность учебной деятельности, стремление быть уважаемым человеком, реализацию мечты быть любимым человеком. У студентов цель: получение диплома по специальности, устройство семейной жизни. По остальным утверждениям (всего их 14) значимых различий нет. На первый взгляд результат выглядит парадоксально и старшие школьники активнее используют организованное поведение на достижение большего количества целей. Мы связали это с кризисным периодом созревания, в который начинается пробуждение личности и который продолжается в следующей за этим фазе юности с 16-17 лет(10-11 класс). Важными вопросами этой фазы являются следующие: кто я? чего я хочу? что я могу? и реализация собственного «Я». В этот период самоопределение есть саморазвитие, которое на внутреннем плане включает в себя самопознание, а на внешнем – самореализацию. Самопознание в переходный период юности представляет собой присвоение определенных ценностей и их осознания как своих собственных. Данный возрастной период характеризуется потребностью членства, то есть потребностью стать и оставаться принятой, уважаемой, отдельной и интегрированной частью близкой по духу функционирующей группы. У студентов наблюдаются более конкретные и жизнеутверждающие цели.
Мотивационный компонент, включающий в себя социоцентрические и эгоцентрические признаки имеет следующие соотношения. Старшие школьники стремятся сплотить коллектив, в котором учатся, повысить его социальный статус, установить и поддержать хорошие отношения с коллегами, как можно больше взять для себя от жизни. Студенты нацелены на обретение самостоятельности, независимости и на решение коллективных проблем. На первый взгляд кажется, что старшие школьники гораздо выгоднее для себя используют организованное поведение, но по данным Л.В. и О.Л. Усачевых (1999) у десятиклассников высоко развиты мотивы саморазвития, самореализации, развития личности, но у них сформированы лишь краткосрочные жизненные планы. О своем будущем многие из них серьезно еще не задумываются.
Анализируя когнитивные признаки, у старших школьников и студентов мы отметили, что старшие школьники понимают организованность, как умение программировать собственное поведение, проявление собранности и аккуратности. Студенты видят проявление организованности в способности рационально использовать время, проявлении пунктуальности и прилежности человека. Есть такая группа школьников, которая считает организованность врожденным свойством личности, природной характеристикой человека, чертой личности, которую сложно развить и усовершенствовать – так выражается переменная осведомленности у старших школьников, т.е. поверхностное и неправильное понимание организованности. У студентов это переменная минимизирована, что является положительным фактором, так как организованность не является врожденным свойством. Оно формируется в процессе жизни.
И последняя составляющая мотивационно-смысловых признаков – продуктивный компонент, который состоит из таких переменных, как предметность и субъектность. При анализе содержательной наполненности переменной предметно-деятельностной продуктивности старших школьников и студентов обращает на себя внимание тот факт, что для студентов важно экономное и продуктивное использование времени и средств в совместном деле тогда, как у старших школьников превалируют такие факты, как участие при достижении коллективных целей, что дает возможность проявить себя в коллективе и способствует росту чувства собственного достоинства, привлекательности и улучшению имиджа. Различия в степени субъектных признаков организованности у старших школьников и студентов наблюдаются в том, что школьники более чем студенты заинтересованы с помощью организованности спланировать и наладить коллективную деятельность, а вот студенты заинтересованы больше в расширении собственной сферы компетентности и снижении тревожности и неуверенности в себе – это достаточно узколичностные интересы, которые воспринимаются как путь к личному благополучию, как средство продвижения по жизненной лестнице.
Можно сказать, что процесс формирования такого свойства личности, как организованность подразделяется на этапы, соответствующие возрасту и зависит от особенностей формирования ценностных отношений к жизни. Любому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретения и потерь. Как известно ни один процесс развития не состоит только из роста и совершенствования. Ход психического развития является результатом взаимодействия по крайней мере трех групп факторов: возрастных, социо-культурных, индивидуальных. Наше исследование выявило направленность организованного поведения у старших школьников на потребность членства, то есть потребность стать и оставаться принятой, уважаемой, отдельной и интегрированной частью близкой по духу функционирующей группы. У студентов наблюдается насыщение потребности и ослабление ее напряжения. Еще значительный момент проявления организованности у старших школьников обусловлен тем, что они находятся в более жестких условиях контроля со стороны родителей, учителей; организации системы школьного обучения, подвергаются угрозе унаследованной этики «ты должен, ты не должен» и догм «научно обоснованных» воззрений на человека и мир.
Литература
1. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого - педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. – М.: Изд-во РУДН, 1988, с.28-39.
2. Крупнов А.И. О единице целостного анализа личности и индивидуальности // Практическая психология. – Екатеринбург: УГПУ, 1998, с.218-220.
3. Крупнов А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. – Бийск: НИЦБГПИ, 1999, с.38-40.
4. Крупнов А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования. – М.: Изд-во РУДН, 2000, с.4-7.
5. Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. М., 2007.
6. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М., 1995