В настоящее время крайне актуальное значение приобретают вопросы совершенствования системы нормирования и рационального внутрикорпоративного использования материально-технических ресурсов в структурных подразделениях железных дорог – филиалов ОАО «РЖД».
Рациональное ведение хозяйства любой отрасли железнодорожного транспорта немыслимо без правильного определения потребности в смазочных материалах.
Действующая в настоящее время практика заказа (заявки) смазочных материалов для предприятий локомотивного хозяйства не достаточно полно учитывает специфику эксплуатации и содержания электроподвижного состава. В первую очередь это связано с тем, что заказ смазочных материалов осуществляется на основе данных предыдущего периода.
Расход смазочных материалов на железнодорожном транспорте определяется не только конструкцией электроподвижного состава, но и организацией его технического обслуживания и ремонта, поэтому особое внимание необходимо уделять определению нормативного значения расхода смазочных материалов.
Научно-обоснованные нормы, отражающие основные условия работы электроподвижного состава, являются необходимым инструментом при планировании расхода смазочных материалов, как в масштабе всей сети железных дорог, так и в масштабе структурного подразделения.
На сегодняшний день нет нормативного документа, в котором бы четко были прописаны все нормы расхода смазочных материалов на соответствующих видах обслуживания и ремонта электроподвижного состава, поэтому для определения норм необходимо взять данные из карт смазки электроподвижного состава и сравнить их с данными действующих Инструкций по применению смазочных материалов. Но поскольку действующая нормативная документация допускает дозаправку ряда узлов конструкции электроподвижного состава не в четко заданной количественной норме, а по факту (по уровню), то необходимо выявить эти узлы и виды обслуживаний и ремонтов на которых производятся данные операции. Следовательно, для более точного распределения данных по видам обслуживаний и ремонтов необходимо воспользоваться Правилами ремонта, в которых указано на каких именно видах ремонта производятся ревизии узлов электроподвижного состава.
К деповским видам технического обслуживания и ремонта, для которых целесообразно определять нормы расхода смазочных материалов, относятся: ТО-2, ТО-3, ТР-1, ТР-2, ТР-3, СР.
Результаты целесообразно представить в виде карточки норм расхода смазочных материалов на обслуживания и ремонты электроподвижного состава (рис.1.).
Нормы расхода смазочных материалов на обслуживания и ремонты
электроподвижного состава серии ______
Наименование смазочного материала |
Нормы расхода смазочных материалов, кг |
|||||
ТО-2 |
ТО-3 |
ТР-1 |
ТР-2 |
ТР-3 |
СР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Примерный вид карточки норм расхода смазочных материалов
на обслуживания и ремонты электроподвижного состава
Для реализации функции планирования расхода смазочных материалов необходимо составить индивидуальные карточки на каждую серию электроподвижного состава с указанием перечня смазочных материалов и их количества на каждом виде обслуживания и ремонта в депо. К тому же, применение подобных карточек на практике очень удобно, так как они дают четкие представления о том, сколько какого смазочного материала необходимо на соответствующем техническом обслуживании и ремонте.
В качестве проверки можно использовать «принцип кратности», согласно которому объем каждого последующего вида технического обслуживания и текущего ремонта включает в себя все работы предыдущего плюс дополнительные, то есть на каждом последующем виде обслуживания и ремонта количество смазочного материала должно либо оставаться таким же, либо возрастать.
Однако стоит отметить, что техническое обслуживание ТО-3 выполняется только для электроподвижного состава в пассажирском движении, а средний ремонт СР - в базовых локомотивных депо, на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов.
На основании карточек расхода смазочных материалов на обслуживания и ремонты всех выше перечисленных видов электроподвижного состава может быть составлена база данных норм расхода смазочных материалов.
Общий расход смазочного материала можно определить по формуле:
где - количество технических обслуживаний и ремонтов определенного объема, согласно действующей системы технического обслуживания и ремонта;
- норма расхода смазочного материала на соответствующем виде технического обслуживания и ремонта.
Чтобы выяснить, какие из смазочных материалов являются основными, применяется один из статистических методов повышения качества – диаграмма Парето.
Диаграмма Парето – это разновидность столбчатой диаграммы, применяемая для наглядного отображения рассматриваемых факторов в порядке уменьшения их значимости. Она является наглядным изображением информации, чтобы из многочисленных факторов, оказывающих влияние, выбрать те факторы, которые имеют наибольшее значение.
Для построения диаграммы используются данные локомотивного хозяйства Куйбышевской железной дороги за 2007 год, при этом суммируются расходы смазочных материалов, которые заменяют друг друга при сезонной смене (осевое масло летнее "Л" с зимним "З", а редукторная смазка ОСп "Л" с ОСп "З"). На оси абсцисс откладываются порядковые номера смазочных материалов в таблице, а на оси ординат – количество смазочных материалов. Строится столбчатый график, где каждому смазочному материалу соответствует прямоугольник (столбик), вертикальная сторона которого соответствует количеству данного смазочного материала. На правой стороне графика по оси ординат откладываются значения накопленного процента. Вычерчивается кривая кумулятивной суммы, которая носит название кривой Лоренца, а полученный график называется диаграммой Парето.
Диаграмма использования смазочных материалов локомотивным хозяйством Куйбышевской железной дороги представлена на рис. 2.
№ |
Наименование смазочного материала |
Количество, тонны |
1 |
Осевое масло "Л" и "З" |
1297,000 |
2 |
Редукторная смазка ОСп "Л" и "З" |
458,200 |
3 |
Компрессорные масла КС-19, К-19, КЗ-20 |
127,700 |
4 |
Пластичная смазка Буксол |
89,100 |
5 |
Компрессорные масла КЗ-10Н, К-12 |
31,600 |
6 |
Индустриальные масла И-20А, И-12А |
31,200 |
7 |
Индустриальные масла И-40А, И-30А |
22,000 |
8 |
Трансмиссионное масло ТАп-15В |
17,500 |
9 |
Турбинное масло Тп-22с |
8,800 |
10 |
Солидол "С" и "Ж" |
3,800 |
11 |
Смазка ЖТКЗ-65 |
2,100 |
12 |
Тормозная смазка ЖТ-79Л |
1,200 |
13 |
Авиационное масло МС-20 |
1,000 |
14 |
Смазка электропроводящая Ж |
0,300 |
15 |
Трансформаторные масла |
0,200 |
16 |
Антиобледенительная смазка |
0,200 |
Рис. 2. Диаграмма использования смазочных материалов локомотивным хозяйством
Куйбышевской железной дороги
Анализ диаграммы, представленной на рис. 2, показывает, что наиболее значимыми являются следующие виды смазочных материалов:
- осевое масло (летом - "Л", зимой - "З");
- редукторная смазка ОСп (летом - "Л", зимой - "З"),
так как на них приходится примерно 84% от общего количества необходимых смазочных материалов.
На расход смазочных материалов оказывают влияние различные факторы, одни из которых приводят к перерасходу, а другие, наоборот способствуют экономии смазочного материала.
К числу основных факторов, определяющих перерасход смазочных материалов, относятся:
- низкий уровень технического состояния электроподвижного состава (плохое качество технического обслуживания и текущего ремонта);
- недостатки нормирования и учета расхода смазочных материалов.
Схема расхода смазочных материалов представлена на рис. 3.
Рис. 3. Схема расхода смазочных материалов
Таким образом, на основе формулы общего расхода смазочного материала с учетом схемы, представленной на рис. 3, может быть разработана методика планирования расхода смазочных материалов филиалами ОАО «РЖД», которая позволит:
- производить планирование по наименованиям смазочных материалов, видам обслуживания и ремонта для всех серий электроподвижного состава ОАО «РЖД»;
- планировать расход смазочных материалов на любой период времени, зная лишь программу ремонта;
- производить планирование расхода смазочных материалов по нормам заправки и дозаправки узлов, а не по факту предыдущего периода.
То есть, зная лишь программу ремонта электроподвижного состава указанной серии, можно будет с достаточной точностью спрогнозировать общий расход смазочного материала.