Важной тенденцией развития современного футбола является значительное увеличение объема двигательной активности игроков, проявляющейся в постоянно возникающих неожиданных ситуациях, требующих от спортсменов совершенной быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности. Все эти характеристики связаны с проявлением координационных способностей.
Неоспоримым является тот факт, что хорошо координированный футболист лучше овладевает сложными техническими приемами, что ведет к повышению качества соревновательной деятельности. По мнению большинства специалистов, координационные способности являются ведущими для футболистов [3 ].
Любое сложное физическое упражнение, выполненное на высоком техническом уровне, характеризуется пластичностью. Пластичные движения проявляются в непрерывности, слитности, плавности, амплитуде, экономичности, выполнением движений без пауз, своеобразием и индивидуальностью. Уровень пластичности во многом зависит от развития координационных способностей, технической подготовленности и творческого личностного развития спортсмена.
Этим качеством виртуозно владеют игроки одной из сильнейших команд мира – Бразилии. Игра команды красива, зрелищна за счет умелого согласования движений во времени и пространстве, яркого проявления игроками позитивных эмоций.
На наш взгляд, это не только результат особенностей национального темперамента латиноамериканских игроков, но и использование в подготовке инновационных подходов.
Ведущие команды мира уже давно широко применяют, наряду с традиционными средствами и методами координационной подготовки, элементы спортивной хореографии, ранее используемые лишь в видах спорта, связанных с искусством движения (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание).
Известно, что занятия различными танцами, танцевальной аэробикой (этническая, латина, фанк, хип-хоп и др.), хореографией, развивают гибкость, пластичность, координацию - качества, необходимые для овладения двигательными действиями высокой сложности. Выполнение упражнений с музыкальным сопровождением способствует эффективному развитию и совершенствованию ритмичности движений, а также психических процессов – внимания, памяти, творческого мышления [ 2 ].
Значительная же часть исследований в области спортивной тренировки футболистов посвящена физической и функциональной подготовленности игроков [ 1,5].
К настоящему времени лишь наметилось направление исследований, связанных с применением средств прикладной аэробики в подготовке спортсменов различных специализаций [ 4 ] в том числе юных футболистов. Однако широкий диапазон средств музыкально-двигательной подготовки не ограничивается только аэробной ритмической гимнастикой [6].Современная спортивная хореография включает в себя кроме этого занятия классическим экзерсисом, партерной гимнастикой, различными танцами и т.д., которые достаточно давно и эффективно используются в видах спорта, где высокая культура движений является главным критерием результата.
На наш взгляд целесообразно системное использование различных элементов хореографической подготовки на тренировочных занятиях юных футболистов, учитывая при этом особенности двигательной деятельности в данном виде спорта.
Таким образом, несмотря на широкую практику использования музыкально-двигательных средств в учебно-тренировочном процессе футболистов в научно-методической литературе, в том числе зарубежной, отсутствуют обоснованные методики занятий спортивной хореографией с юными футболистами, что ограничивает возможности их подготовки, направленной на развитие пластических способностей, которые, в свою очередь, являются основой выразительной зрелищной спортивной игры.
Основной целью настоящего исследования является разработка и обоснование методики занятий спортивно-прикладной хореографией с футболистами 8-10 лет на начальном этапе обучения.
Исследования проводились в три этапа: на первом этапе изучалась научно-методическая литература, определялись цели, задачи и методы исследования, была сформулирована гипотеза.
На втором этапе проводились предварительные исследования по апробации тестов, характеризующих развитие основных проявлений пластики, определялся уровень физической подготовки юных футболистов.
На третьем этапе проводился основной педагогический эксперимент по апробированию разработанной методике развития пластичности юных футболистов.
Выяснилось, что уровень проявления пластичности футболистов 8-10 лет тесно связан с развитием координационных способностей, гибкости, быстроты, творческого мышления, технической подготовленности, т.е. пластика футболиста является сложным интегральным показателем подготовленности спортсмена.
Так на основании подбора рациональных средств и методов проведения специальных хореографических тренингов, была разработана методика спортивно-прикладной хореографии футболиста (состав средств методики представлен на рис 1.).
СПОРТИВНО - ПРИКЛАДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ ФУТБОЛИСТА |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Для проведения исследования были отобраны 2 группы юных футболистов контрольная и экспериментальная, систематически занимающихся футболом в группах начальной подготовки. В каждую группу входило по 15 человек. Контрольная группа занималась по общепринятой методика, экспериментальная по разработанной методике. Эксперимент длился в течении одного года.
До и после завершения эксперимента футболисты экспериментальной и контрольных групп были обследованы по одинаковой программе.
Перед проведением эксперимента обе группы не имеют существенно значимых отличий ( Р>0,05) и являются однородными по составу.
В результате экспериментальной тренировки у футболистов экспериментальной группы произошел значительный рост показателей развития пластических способностей по всем проведенным тестам.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что учебно-тренировочные занятия с юными футболистами, проведенные по предложенной методике оказали положительное влияние на развитие пластичности.
Таким образом, в ходе экспериментальных исследований установлено, что применение в учебно-тренировочном процессе юных футболистов 8-10 лет методики спортивно-прикладной хореографии способствует развитию пластичности.
Библиографический список
1. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Автореф. дис. … канд. пед.наук. - Краснодар, 1997. – 50с.
2. Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе / Под ред. В.Н. Курысь. – Ставрополь: СГУ, 1998. – 203с.
3. Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 1989.-160с.
4. Лисицкая Т. С. Гимнастика и танец. – М.: Советский спорт, 1988. – 56 с.
5. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: Докт. дис. в виде научн. докл. Волгоград, 1997. - 77с
6. Фомина Н.А., Максимова С.Ю. Прописнова Е.П. Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры (учебное пособие с грифом ФА по ФКиС). - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 304 с.