Проблема профессиональной компетентности преподавателя вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 1422 раза

Библиографическое описание:

Егорова, Ю. А. Проблема профессиональной компетентности преподавателя вуза / Ю. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/archive/2/90/ (дата обращения: 16.11.2024).

В условиях социально-экономической ситуации современной России внимание обще­ственности приковано к недостаточно изученной проблеме профессионализма и профессио­нального развития преподавателя вуза. Разработка профессиональных требова­ний к совре­менному преподавателю вуза явля­ется довольно сложным делом, требующим большой на­учно-исследовательской работы, не­обходимым как для общества, ожидающего высокой от­дачи от преподавательского труда, так и для вуза, осуществляющего отбор претендентов на соответствующую должность. Однако, сделаны только первые шаги в этом на­правлении.

Профессия преподавателя вуза находится на стыке систем «человек-наука» и «чело­век-человек», следовательно, профессионализм («полипрофессиона­лизм», по М.Ларионовой) преподавателя проявляется в том, насколько гармонично в его деятельно­сти связаны научно-исследовательская, педагогическая и научно-педагогическая (методи­ческая) деятельность, взаимообогащающие друг друга [1, с.31-32]. Преподаватели вузов, учитывая деформации, которым подвергалась в историческом процессе модель гармонич­ного триединства исследовательской, образовательной и культуротворческой функций университетского преподавателя, должны определиться с тем, что является ключе­вой ценностью, в чем заключается общечеловеческая значимость их профессиональной дея­тельности [9, с. 129].

Под профессионализмом преподавателя высшей школы Л.И. Гурье понимает «высо­кий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний и уме­ний в сочета­нии с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально востребованную подготовку будущих специалистов»; профессиональ­ную ком­петентность преподавателя вуза представляет в виде взаимосвязанных блоков: педаго­гическая деятельность, педагогическое общение, личность преподавателя, обучен­ность и уровень развития студентов; структуру деятельности: гностиче­скими, проектировоч­ными, конструктивными, организаторскими и коммуникативными уме­ниями [7].

Требования к преподавателю вуза  обусловлены  требованиями  к  специалисту,  ко­то­рый формируется в процессе обучения в вузе. Однако, профессиограмма включает в себя общие (инвариантные) профессиональные свойства, которыми должен обладать пре­тендент на должность преподавателя ВУЗа, вне зависимости от того, какие виды занятий он будет обеспечивать, какие учебные курсы читать. Помимо традиционных, появляются но­вые требования к его компетентности, связанные с изменениями с системе обра­зования.

Осмысление проблемы профессио­нализма преподавателя вуза в последнее время связывают с реализацией парадигмы компетентност­ного подхода. В. Медведев выделил 8 функций преподавателя вуза: 1) непосредственно связан­ные с преподаванием: обу­чения; воспитания студентов, развития их творческого потенциала; организации и управле­ния учебным процессом; 2) связанные с обязанностями преподава­теля как субъекта, веду­щего активный научный поиск: исследователя в сфере науки, к которой отно­сится препо­даваемая дисциплина, в сфере образо­вательного процесса; 3) свя­занные с обязанностями преподавателя как члена педагогиче­ского коллектива кафедры, фа­культета, вуза, с его социальной ролью как представителя российской интеллигенции: взаи­модействия с дру­гими членами педагогического сообщества в интересах достижения корпо­ративных целей; развития и саморазвития, предполагающая инновационную деятельность преподавателя, повышение профессиональной квалификации; духовно-нравственное и физи­ческое со­вершенствование; просветительская, предполагающая активное участие преподава­теля в распространении научных знаний, повышении образован­ности и культуры населения и 11 соответствующих им компетенций - в области: препода­ваемого предмета; познаватель­ной деятельности, современных средств получения и обра­ботки информации; философских и правовых основ, определяющих назначение и социаль­ную роль образования, функциони­ро­вание и развитие образовательной системы России; тео­рии и методики обучения и вос­пита­ния; программно-методического обеспечения образова­тельного процесса; педагоги­ческих измерений, диагностики, оценки и анализа результатов обучения и воспитания; управления качеством образовательного процесса; педагогического общения, решения коммуникатив­ных задач; общей и профессиональной культуры; самораз­вития; организа­ции и проведения научных исследований. Результат выполнения преподавате­лем той или иной функции целиком зависит от уровня развитости тех компетенций, кото­рыми он дол­жен обладать. Модель компетентности преподавателя представлена тремя компонентами: гностиче­ским, функциональным и этическим. При отсутствии первого компонента препо­давателя можно считать ремесленником, второго компонента - функционально-безгра­мотным, третьего – социально опасным человеком [3].

Целый комплекс особенностей ценностно-смыслового самоопределения преподава­теля отечественного вуза определяется необходимостью осмысления современных тен­денций, связанных с созданием единой зоны  европейского высшего образования. Осмыс­ливая саму возможность реализации этого мегапроекта, преподаватель должен опреде­литься, что он считает ведущей ценностью высшей школы как таковой. Вместе с тем не утрачивается и ак­туальность идей М.Вебера, в начале прошлого века призывавшего пре­подавателей вузов пе­реосмыслить содержание и характер своей профес­сиональной дея­тельности [9, с. 128-129].

Для эффективной организации учебного процесса, преподаватели вуза должны хорошо осознавать характерные особенности современных студентов («поколения Next», по М.Л. Тейлору). Подавляющее большинство студентов эпохи постмодерна равнодушны к учебе, недисциплинированны, мало времени проводят за учебниками, испытывают скуку от учения, инертны, часто опаздывают на занятия, неучтивы, плохо знакомы с правилами общественного поведения, ориентированы на развлечение, хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий, несдержанны в желаниях и неразборчивы в средствах их удовлетворения, циничны, крайне невоспитанны, эмоционально зажаты, инфантильны, их трудно расшевелить и увлечь.

Следовательно, учитывая особые запросы поколения Next и специфические черты эпохи, необходимо пересмотреть методы и содержание высшего образования, изменить саму атмосферу учебы, с тем, чтобы повысить эффективность обучения, как можно больше содействовать успеху воспитанников, например: с самого начала установить ясные требования и постоянно о них напоминать; быть последовательным; обозначить все цели обучения; разработать осмысленные цели и мероприятия по развитию личностных и гражданских качеств студентов; подчеркивать роль научного метода в процессе познания, но при этом признавать возможные ограничения науки; перейти к образовательной парадигме, ориентированной на познание; использовать активные и творческие методы обучения; повышать уровень преподавания; объяснять необходимость изучения предмета его практической применимостью; не ожидать слепого подчинения авторитету преподавателя; расширять диапазон внеаудиторных заданий: не ограничиваться традиционными письменными работами, применять другие формы контроля; предоставлять студентам более широкие возможности для общения; уважать чужую точку зрения; проявлять доброжелательность; верить в своих студентов [8].

«Новый преподаватель» авторам новой модели российского образования – 2020, модели образования для экономики, основанной на знаниях, видится как «исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов». Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены [4, с. 15]. Новый тип обучения будет характеризоваться большим объемом самостоятельной работы студентов, их вовлечением в реальные проекты, появлением коллективных форм учебной работы [4, с. 27]. Следовательно, преподаватель в совершенстве должен овладеть компетентностным подходом к обучению, при котором акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений [4, с. 37].

Авторы [2] предлагают рассматривать как обяза­тельные при высокой оценке профес­сионализма преподавателя высшей школы такие компо­ненты: базовые знания информационных технологий; разработка и примене­ние электронных учебно-методи­ческих материалов; владение методическими приемами использования слайд-лекций, Интер­нет-семинаров, он-лайн занятий и др.; адаптация имеющихся психолого-педа­гогических принципов (а возможно, и создание новых) к со­временным информационным и коммуника­ционным технологиям в образовании.

Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности пре­пода­вателя вуза должно быть в центре внимания руководства вузов, деканатов и кафедр. Психо­логическим механизмом развития профессионализма преподавателя является ак­тивность личности, направленная на саморазвитие.

Педагогическое мастерство, как пишет В.А. Скакун, это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию, любящему свое дело, своих воспитанников. Это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, специальных, педагогических знаний и умений, позволяющих ему с помощью системы педагогических средств добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников [6].

Педагогическое мастерство развивается посредством активного творческого педагогического труда на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний в области педагогики, педагогической психологии, дидактики, методики и организации обучения, умений применять их в практической деятельности. Рост мастерства педагога происходит при наличии у него соответствующего стремления.

Важную роль в развитии и поддержании на соответствующем уровне профессионализма преподавателя играет, помимо повышения педагогической квалификации, эффективное педагогическое самообразование, самосовершенствование, самостоятельная методическая работа по изучению передового педагогического опыта.

Проблема педагогического самообразования должна решаться не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. Педагогическое самообразование – это чтение, изучение педагогической литературы, педагогической периодики, методических разработок и пособий, их продумывание, выделение мыслей, идей, высказываний, теоретических выводов и рекомендаций, полезных для практической работы, посещение лекций, образовательных и книжных выставок, а также самоанализ собственного опыта, в процессе которого преподаватель фиксирует как собственные педагогические находки при проведении занятий, так и промахи и недоработки. Способности к письменному выражению своего опыта, мыслей, находок, необходимо развивать [6].

В контексте статьи весьма актуально мнение Г.Селье: «Не нужно заноситься, метить слишком высоко и браться за непосильные задачи. У каждого есть свой потолок. Для од­них он близок к максимуму, для других к минимуму человеческих возможностей. Но в рамках своих врожденных данных надо сделать все, на что мы способны, стремиться к выс­шему мастерству. Не совершенству - ибо оно недостижимо. Делать его своей целью - значит зара­нее обрекать себя на дистресс и неудачу. Достижение высокого мастерства - прекрасная цель, к тому же она приносит расположение, уважение и даже любовь ближ­них» [5].

Именно преподаватель является центральной фигурой в модернизации современ­ного образования в России, от него зависит - каким будет высшее образование в будущем.

 

Литература

1. Ларионова М. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования / М.Ларионова // Высшее образование в России. – 2007. - №12. –  С. 30-33.

2. Макарова М.В. Преподаватель вуза: оценка его профессионализма в современном ин­формационном обществе [Электронный ресурс] / М.В.Макарова. – Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/get_thes.php?id=452, свободный.

3. Медведев В. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный под­ход / В. Медведев // Высшее образование в России. – 2007. - №11. –  С. 46-56.

4. Российскоеобразование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.

5. Селье Г. Стресс без дистресса [Электронный ресурс] / Г.Селье. – Режим доступа:  http://www.lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt, свободный.

6. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 208 с.

7. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза / под ред. В.Г.Тимирясова. – Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2001. – 112 с.

8. Тейлор М. Поколение Next: студент эпохи постмодерна [Электронный ресурс] / М. Тейлор. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=30&article=1273, свободный.

9. Шафранова О. Современный преподаватель: задача ценностного самоопределения / О.Шафранова // Высшее образование в России. – 2007. - №7. –  С. 127-131.

Основные термины (генерируются автоматически): Преподаватель вуза, высшая школа, Высшее образование, Россия, педагогическое мастерство, Электронный ресурс, PSIHO, SELYE, Макаров, педагогическое самообразование.


Похожие статьи

Задать вопрос