Использование потенциала музейной деятельности в социализации детей-сирот (из опыта работы музейного комплекса Вологодского детского дома имени В.А. Гаврилина) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (20) сентябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Макеева, И. А. Использование потенциала музейной деятельности в социализации детей-сирот (из опыта работы музейного комплекса Вологодского детского дома имени В.А. Гаврилина) / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 9 (20). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/20/1494/ (дата обращения: 17.10.2024).

Процесс социализации подрастающего поколения предполагает не только  усвоение социального опыта, но и выработку адекватного поведения, способствующего успешной адаптации в обществе.

Одной из наиболее актуальных проблем воспитанников детского дома является овладение комплексом социальных ролей, позволяющих выпускнику адаптироваться  в различных сферах жизни личности – гражданской, профессиональной, семейной, духовной. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.д.), опыта семейной жизни  приводит к тому, что образ роли создается на основе достаточно ограниченной информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ»  социальной роли, который реализуется в дальнейшем и приводит к  трудностям в адаптации  и  не позволяет успешно социализироваться – освоить профессию,  создать семью, противостоять асоциальным явлениям.

Главная задача детского дома заключается в воспитании человека, способного в дальнейшем стать гражданином, семьянином, профессионалом. Для формирования гражданской роли ребенку необходимо увидеть образцы, модели поведения, которые должны закрепиться в его сознании. Деятельность музейного комплекса детского дома как раз и направлена на моделирование различных сфер жизнедеятельности человека, создание единого социализирующего пространства.

Данная система деятельности комплексного краеведческого музея сложилась в условиях  поиска новых направлений, возможностей образовательного учреждения в обеспечении процесса воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях недостаточной эффективности существующих механизмов подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в условиях становления системы постинтернатной адаптации выпускников. В рамках, разработанной  концепции, определены следующие методологические подходы, рассматривающие музей как центр воспитательной работы, средство воспитания общественной активности, патриотизма,  развития творчества,  воспитания нравственности и сохранения традиций.

Исходным положением является понимание того, что музей рассматривается не только  как институт социальной памяти -  «хранилище древно­стей», коллекция предметов старины, а становится динамичным, интегративным пространством, участвующим  в реализации важной задачи – социализации воспитанников детского дома, осуществляя механизм обратной связи между ребенком  и обществом, между личным опытом и культурно- историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая  целостность восприятия реального мира.

Музей   рассматривается как среда общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания ( воспитанник – воспитанник, воспитанник – педагог, группа –педагог, воспитанник - среда и др.) задающая определенную направленность ,  положительные ценностные ориентации,  оказывающая помощь детям и подросткам  в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

  Инновационная деятельность, проводимая детским домом, показала, что  музей может выступать в роли исследователя, консультанта и, можно сказать, тренера в особом тренинге социаль­ной активности детей и подростков, направленном на  выработку граждан­ской, жизненной позиции. При обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведо­мые ему функции: социального ориентирования, адап­тации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и  создавая  благоприятную среду социализации личности.

В международном и федеральном законодательстве (Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Типовое положение об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.) определены стратегические цели воспитания и развития личности, прописаны требования к деятельности образовательных учреждений, в том числе и учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важнейшими из них, в частности, являются реализация конституционных прав всех  детей  без исключения на образование, развитие, доступ к информации, которая способствует его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию; отдых, досуг и культурную жизнь и т.д.; создание условий для успешной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.

Реализация данных требований международного и федерального законодательства возможна только при условии  приоритетности личностного развития детей, при условии системных изменений в организации воспитательной деятельности, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности  у воспитанников детского дома, при условии создания единого воспитывающего пространства.

                   Структуру музейного пространства детского дома  составляют музеи: «Боевая слава», «История школы»,  « В.А. Гаврилин»,  «Этнография и  декоративно- прикладное искусство», «Православная культура».

Музей «Боевая слава»  знакомит  учащихся с  историей Сивашской дивизии, с вологжанами -  ветеранами, героями  Великой Отечественной войны,  тружениками  тыла,  с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует  осознание своей  сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим  своей жизнью на благо будущих поколений.

Музей «История школы» знакомит воспитанников  с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками  детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию  активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской  ответственности,  профессиональному самоопределению воспитанников; способствует сохранению преемственности поколений.

Музей  «В.А. Гаврилин»  знакомит с историей жизни и творчеством выпускника Ковыринского детского дома ( правопреемником которого, является  детский дом), композитора Валерия Александровича Гаврилина; способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей   реализации (на примере жизни и творчества В.А. Гаврилина.).

Музей «Этнография и декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с  миром народной культуры, народными обычаями и традициями, ремеслами и народными промыслами Вологодской области, учит уважать человека труда,  помогает выбрать  ремесло по душе и  освоить его на уровне мастера народных промыслов в  предприятии «Овен».

Музей «Православная культура» знакомит воспитанников с основами православной культуры, историей духовной жизни Вологодской земли, способствует созданию   условий для духовно-нравственного воспитания школьников, формирования  системы ценностных ориентиров, основанных на фундаментальных общечеловеческих ценностях.

В музеях представлено богатое собрание экспонатов, среди которых есть просто уникальные вещи – школьная парта со скамьей, чернильница, перьевые ручки, аттестаты   начала ХХ века, личные вещи В.А.Гаврилина, пионерская и комсомольская атрибутика, предметы крестьянского быта и др., что позволяет детям визуализировать свои представления об истории.

Концептуальной  основой  музейной деятельности  является субъект-субъектный подход, в рамках которого ребенок рассматривается как самостоятельный, активный субъект деятельности, взаимодействия и освоения культурно-исторических ценностей и идей. Деятельность музеев построена таким образом, что дети не просто зрители, наблюдающие со стороны -  они  активные участники происходящего.  Воспитанники знакомятся с историей страны, детского дома, традициями,   с деятельностью и жизнью ветеранов педагогического труда, судьбами выпускников, что  позволяет им выстроить собственную картину мира, своей жизни, своего будущего в контексте жизни детского дома.

Важным направлением деятельности в рамках всех действующих музеев являются встречи с выпускниками детского дома разных поколений, что позволяет нынешним воспитанникам смоделировать свое будущее, ощутить свою причастность к прошлому, почувствовать себя младшими в этой большой семье детского дома. Выпускники рассказывают о своей жизни, профессии, семье, тех трудностях, проблемах, которые им пришлось преодолеть и о своих достижениях. Это позволяет будущим выпускникам более реально оценить перспективы предстоящей  самостоятельной жизни, более осознанно подойти к выбору профессии.

Общение с выпускниками   способствует обогащению знаний детей, расширению их жизненного опыта, формированию благоприятного эмоционального климата, укреплению межпоколенных связей.

Опыт работы музеев показывает, что взаимодействие с педагогами, выпускниками, социальными партнерами способствует превращению детского дома в открытую воспитательную систему, создает более благоприятные условия для вхождения детей в социум, способствует формированию  активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской  ответственности,  профессиональному самоопределению воспитанников, сохранению преемственности поколений.

Методологической базой разработки и реализации  программы деятельности музейного комплекса детского дома являются принципы гуманизма, развития   творческого  потенциала детей, сотрудничества, целесообразности, создания информационного поля. В структуре музейной деятельности выделены следующие направления - фондовая, экспозиционная работа, научно-исследовательская деятельность,  комплектование, экскурсионная практика.

Участие воспитанников в краеведческой деятельности:  в поиске и  обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных  мероприятий на базе музея,  уроков с использованием фондов музея, встречах с людьми -  чрезвычайно благоприятно для включения механизма развития творческих сил, реализации  нравственного потенциала,  выявле­ния  дополнительных ресурсов личности.

Формы реализации программ музейной деятельности  разнообразны, дифференцированы, комплексны, включают исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические - мастер-классы (мастерские) деятельность, которых направлена на приобщение детей к традиционным ремеслам – кружевоплетению, ткачеству,  изготовлению фольклорных кукол, изделий из бересты и др.

Лекции, беседы, встречи  проводятся в студии музея, в экспозиции или в конференц-зале, который оснащен мультимедийным оборудованием. Музеи активно развивают интерактивные формы деятельности – фольклорный театр, театрализованные экскурсии, организуют календарные праздники. Процесс работы на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает  умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг  общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения.

Деятельность музеев позволяет педагогическому коллективу детского дома решать  задачи воспитания чувства гражданского долга, уважительного отношения к истории и культуре своего народа, к труду педагогов, осмысления происходящих в обществе перемен и понимания преемственности системы социально-нравственных ценностей, формирования эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Использование потенциала школьного музея, создает дополнительные возможности для воспитания и социализации  через создание целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной адресной социально-педагогической поддержки, социально-педагогической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дом, попечение родителей, музей, музейная деятельность, воспитанник, активная жизненная позиция, детский дом, музейный комплекс, образовательное учреждение.


Похожие статьи

Социальное становление детей-сирот в музейном пространстве детского дома

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством проекта «Уроки детской филармонии»

Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН)

Особенности гендерной идентичности учащейся молодежи (на примере педагогического института СВФУ им.М.К.Аммосова)

Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в условиях мини-музея

Организационно-педагогическая функция социального педагога в формировании досуговых интересов современного школьника в условиях малого города Подмосковья

Потенциал музея в реабилитационной работе с детьми-сиротами

Реализация программы развития творческого потенциала младшего школьника «Истоки творчества» в учреждении дополнительного образования

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого города

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Похожие статьи

Социальное становление детей-сирот в музейном пространстве детского дома

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством проекта «Уроки детской филармонии»

Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН)

Особенности гендерной идентичности учащейся молодежи (на примере педагогического института СВФУ им.М.К.Аммосова)

Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в условиях мини-музея

Организационно-педагогическая функция социального педагога в формировании досуговых интересов современного школьника в условиях малого города Подмосковья

Потенциал музея в реабилитационной работе с детьми-сиротами

Реализация программы развития творческого потенциала младшего школьника «Истоки творчества» в учреждении дополнительного образования

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого города

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Задать вопрос