Процесс социализации подрастающего поколения предполагает не только усвоение социального опыта, но и выработку адекватного поведения, способствующего успешной адаптации в обществе.
Одной из наиболее актуальных проблем воспитанников детского дома является овладение комплексом социальных ролей, позволяющих выпускнику адаптироваться в различных сферах жизни личности – гражданской, профессиональной, семейной, духовной. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.д.), опыта семейной жизни приводит к тому, что образ роли создается на основе достаточно ограниченной информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной роли, который реализуется в дальнейшем и приводит к трудностям в адаптации и не позволяет успешно социализироваться – освоить профессию, создать семью, противостоять асоциальным явлениям.
Главная задача детского дома заключается в воспитании человека, способного в дальнейшем стать гражданином, семьянином, профессионалом. Для формирования гражданской роли ребенку необходимо увидеть образцы, модели поведения, которые должны закрепиться в его сознании. Деятельность музейного комплекса детского дома как раз и направлена на моделирование различных сфер жизнедеятельности человека, создание единого социализирующего пространства.
Данная система деятельности комплексного краеведческого музея сложилась в условиях поиска новых направлений, возможностей образовательного учреждения в обеспечении процесса воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях недостаточной эффективности существующих механизмов подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в условиях становления системы постинтернатной адаптации выпускников. В рамках, разработанной концепции, определены следующие методологические подходы, рассматривающие музей как центр воспитательной работы, средство воспитания общественной активности, патриотизма, развития творчества, воспитания нравственности и сохранения традиций.
Исходным положением является понимание того, что музей рассматривается не только как институт социальной памяти - «хранилище древностей», коллекция предметов старины, а становится динамичным, интегративным пространством, участвующим в реализации важной задачи – социализации воспитанников детского дома, осуществляя механизм обратной связи между ребенком и обществом, между личным опытом и культурно- историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира.
Музей рассматривается как среда общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания ( воспитанник – воспитанник, воспитанник – педагог, группа –педагог, воспитанник - среда и др.) задающая определенную направленность , положительные ценностные ориентации, оказывающая помощь детям и подросткам в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.
Инновационная деятельность, проводимая детским домом, показала, что музей может выступать в роли исследователя, консультанта и, можно сказать, тренера в особом тренинге социальной активности детей и подростков, направленном на выработку гражданской, жизненной позиции. При обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведомые ему функции: социального ориентирования, адаптации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и создавая благоприятную среду социализации личности.
В международном и федеральном законодательстве (Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Типовое положение об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.) определены стратегические цели воспитания и развития личности, прописаны требования к деятельности образовательных учреждений, в том числе и учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важнейшими из них, в частности, являются реализация конституционных прав всех детей без исключения на образование, развитие, доступ к информации, которая способствует его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию; отдых, досуг и культурную жизнь и т.д.; создание условий для успешной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.
Реализация данных требований международного и федерального законодательства возможна только при условии приоритетности личностного развития детей, при условии системных изменений в организации воспитательной деятельности, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности у воспитанников детского дома, при условии создания единого воспитывающего пространства.
Структуру музейного пространства детского дома составляют музеи: «Боевая слава», «История школы», « В.А. Гаврилин», «Этнография и декоративно- прикладное искусство», «Православная культура».
Музей «Боевая слава» знакомит учащихся с историей Сивашской дивизии, с вологжанами - ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.
Музей «История школы» знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской ответственности, профессиональному самоопределению воспитанников; способствует сохранению преемственности поколений.
Музей «В.А. Гаврилин» знакомит с историей жизни и творчеством выпускника Ковыринского детского дома ( правопреемником которого, является детский дом), композитора Валерия Александровича Гаврилина; способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества В.А. Гаврилина.).
Музей «Этнография и декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром народной культуры, народными обычаями и традициями, ремеслами и народными промыслами Вологодской области, учит уважать человека труда, помогает выбрать ремесло по душе и освоить его на уровне мастера народных промыслов в предприятии «Овен».
Музей «Православная культура» знакомит воспитанников с основами православной культуры, историей духовной жизни Вологодской земли, способствует созданию условий для духовно-нравственного воспитания школьников, формирования системы ценностных ориентиров, основанных на фундаментальных общечеловеческих ценностях.
В музеях представлено богатое собрание экспонатов, среди которых есть просто уникальные вещи – школьная парта со скамьей, чернильница, перьевые ручки, аттестаты начала ХХ века, личные вещи В.А.Гаврилина, пионерская и комсомольская атрибутика, предметы крестьянского быта и др., что позволяет детям визуализировать свои представления об истории.
Концептуальной основой музейной деятельности является субъект-субъектный подход, в рамках которого ребенок рассматривается как самостоятельный, активный субъект деятельности, взаимодействия и освоения культурно-исторических ценностей и идей. Деятельность музеев построена таким образом, что дети не просто зрители, наблюдающие со стороны - они активные участники происходящего. Воспитанники знакомятся с историей страны, детского дома, традициями, с деятельностью и жизнью ветеранов педагогического труда, судьбами выпускников, что позволяет им выстроить собственную картину мира, своей жизни, своего будущего в контексте жизни детского дома.
Важным направлением деятельности в рамках всех действующих музеев являются встречи с выпускниками детского дома разных поколений, что позволяет нынешним воспитанникам смоделировать свое будущее, ощутить свою причастность к прошлому, почувствовать себя младшими в этой большой семье детского дома. Выпускники рассказывают о своей жизни, профессии, семье, тех трудностях, проблемах, которые им пришлось преодолеть и о своих достижениях. Это позволяет будущим выпускникам более реально оценить перспективы предстоящей самостоятельной жизни, более осознанно подойти к выбору профессии.
Общение с выпускниками способствует обогащению знаний детей, расширению их жизненного опыта, формированию благоприятного эмоционального климата, укреплению межпоколенных связей.
Опыт работы музеев показывает, что взаимодействие с педагогами, выпускниками, социальными партнерами способствует превращению детского дома в открытую воспитательную систему, создает более благоприятные условия для вхождения детей в социум, способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской ответственности, профессиональному самоопределению воспитанников, сохранению преемственности поколений.
Методологической базой разработки и реализации программы деятельности музейного комплекса детского дома являются принципы гуманизма, развития творческого потенциала детей, сотрудничества, целесообразности, создания информационного поля. В структуре музейной деятельности выделены следующие направления - фондовая, экспозиционная работа, научно-исследовательская деятельность, комплектование, экскурсионная практика.
Участие воспитанников в краеведческой деятельности: в поиске и обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных мероприятий на базе музея, уроков с использованием фондов музея, встречах с людьми - чрезвычайно благоприятно для включения механизма развития творческих сил, реализации нравственного потенциала, выявления дополнительных ресурсов личности.
Формы реализации программ музейной деятельности разнообразны, дифференцированы, комплексны, включают исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические - мастер-классы (мастерские) деятельность, которых направлена на приобщение детей к традиционным ремеслам – кружевоплетению, ткачеству, изготовлению фольклорных кукол, изделий из бересты и др.
Лекции, беседы, встречи проводятся в студии музея, в экспозиции или в конференц-зале, который оснащен мультимедийным оборудованием. Музеи активно развивают интерактивные формы деятельности – фольклорный театр, театрализованные экскурсии, организуют календарные праздники. Процесс работы на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения.
Деятельность музеев позволяет педагогическому коллективу детского дома решать задачи воспитания чувства гражданского долга, уважительного отношения к истории и культуре своего народа, к труду педагогов, осмысления происходящих в обществе перемен и понимания преемственности системы социально-нравственных ценностей, формирования эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Использование потенциала школьного музея, создает дополнительные возможности для воспитания и социализации через создание целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной адресной социально-педагогической поддержки, социально-педагогической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.