Актуальность. Студенты медицинского вуза в будущем станут представителями такой высоко важной для общества профессии, как врач. Однако сегодня ведется множество дискуссий о проблемах в системе здравоохранения. С нашей точки зрения, решить эти проблемы невозможно без улучшения качества подготовки специалистов, поскольку именно в ВУЗе будущий врач получает базовый запас знаний и практических навыков. Поэтому так важно изучить особенности организации образовательного процесса в медицинских ВУЗах, чтобы впоследствии устранить основные недостатки и проблемы здравоохранения.
Цель: с помощью методов социологического исследования выявить структуру образовательного процесса студентов лечебного факультета БГМУ, а также основные проблемы, препятствующие эффективному обучению.
Материал иметоды. В работе использованы общелогические методы, метод анкетного опроса, эксперимент, контент- и компаративный анализ, а также статистические методы для обработки полученных результатов.
Результаты иих обсуждение. На первом этапе научной работы было проведено анкетирование, направленное на то, чтобы выявить мнение самих студентов о структуре, особенностях и проблемах их обучения. В ходе анкетного опроса было опрошено 100 человек лечебного факультета БГМУ различных курсов. В результате анкетирования выявлено, что по субъективному мнению студентов, акцент в обучении делается в первую очередь на теоретические дисциплины — 44 из 77. Многие студенты этим недовольны и отмечают нехватку практических занятий — 49,4 % опрошенных.
Один из очень дискуссионных на сегодняшний день вопросов связан местом и ролью в системе образования гуманитарных дисциплин. Результаты изучения субъективных оценок студентов и объективных данных учебных планов оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, большой процент учащихся высказываются за важность изучения данных предметов на лечебном факультете, однако философия возглавляет список предметов, от которых студенты с удовольствием избавились бы, если бы у них была такая возможность. Мотивируется «нелюбовь» к гуманитарным предметам тем, что они отнимают время на изучение других более важных для медиков дисциплин. При этом анализ учебных планов показывает, что в общем объеме учебной нагрузки гуманитарные предметы занимают весьма незначительное место — не более 360 ч, что составляет 3,6 % от общего количества.
Что же касается весьма важной для будущих медработников этической составляющей обучения, то в данном случае результаты опроса достаточно противоречивы: с одной стороны, большинство опрошенных высказалось за то, что врачу необходимо знание принципов биомедицинской этики — 85,2 %, но при этом 35,8 % опрошенных согласен с тем, что на данный момент эта дисциплина факультативная, т. е. необязательная.
На втором этапе исследования был проведен контент-анализ Учебного плана на 2017–2018 учебный год, Специальность 1–79 01 01 «Лечебное дело». В основном при анализе внимание обращалось на количество часов, выделяемое на те или иные виды дисциплин, а также распределение теоретической и практической нагрузки.
При анализе учебного плана установлено, что соотношение теоретических дисциплин к практическим составляет 60/40. Это означает, что университет в духе классического подхода к образованию акцент делает все-таки на снабжение студентов фундаментальными и разносторонними теоретическими знаниями, нежели на подготовку просто узких специалистов-практиков в какой-то сфере. Интересно то, что большинство студентов, проходивших анкетирование, верно подметили эту тенденцию.
Как уже отмечалось, в ходе анкетирования было установлено, что, по мнению студентов, в университете не хватает практических занятий. Однако анализ учебных планов позволяет сказать, что это не совсем верно, поскольку в соответствии с планом студент лечебного факультета получает 6888 ч. практических занятий, что составляет 69,7 % от их общего количества. Иными словами, можно сделать вывод, что ВУЗ выделяет достаточное количество аудиторных часов на получение учащимися практических навыков и умений.
В чем же причина того, что ответы студентов в анкете не соответствуют объективным цифрам? Возможно, это связано не столько с количеством, но с качеством этих практических занятий, что и подтверждают данные, полученные от студентов при ответах на вопросы о трудностях и проблемах в обучении.
На гуманитарные предметы отводится 360 ч, что составляет 3,6 % от общего количества. Если взять для сравнения, то количество всех часов, отводящихся на предмет «Нормальная физиология» составляет 366 ч., хотя студенты неоднократно отмечали, что в учебной программе, отводится слишком большое количество часов на гуманитарные предметы.
Некоторые студенты недовольны распределением часов по различным предметам. Проанализируем 2 из них: Иностранный язык и Физическую культуру. На изучение иностранного языка отводится 2 учебных года, что составляет 150 академических часа. На изучение физической культуры — 4 учебных года, что составляет 560 академических часов. И это при том, что всем известно, как важно в наше время владеть иностранным языком, особенно в профессии врача, чтобы быть высокообразованным и востребованным специалистом не только в пределах Беларуси. Для физических же занятий создана масса условий вне университета, например, в общежитиях (спортивные залы, секции, тренажерные залы и т. д.), и при желании студенты могут тренироваться в удобное для них неучебное время. Иными словами, сократив обучение физической культуре и добавив эти часы к английскому языку, мы получили бы оптимальный результат.
Подытожив все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что учебные планы и учебные программы имеют ряд недостатков и нуждаются в пересмотре, так как даже сами студенты в анкетировании отмечали, что им не хватит знаний и умений, полученных в процессе обучения в БГМУ, чтобы стать высококвалифицированными специалистами.
Что же касается тех реформ, которые бы сами учащиеся провели в университете, то чаще всего они включают:
a) отмену платных отработок и свободное посещение лекций;
b) увеличение часов по субординатуре по выбранной специальности;
c) пересмотр расписания занятий с целью сокращения траты времени на переезды между различными корпусами БГМУ;
d) отмену экзаменов по гуманитарным предметам;
e) модернизацию методик проведения занятий;
f) отмену тестирования, как способа проверки знаний;
g) улучшение материального-технического обеспечения корпусов и общежитий (отсутствует интернет в подавляющем большинстве корпусов и общежитий).
На третьем этапе нашего исследования был проведен эксперимент, с целью выявления степени эффективности полученных студентами знаний и навыков. Эксперимент основывался на эффекте неожиданности, поэтому подопытные были выбраны в общежитии абсолютно случайно. 2 экспериментатора зашли в комнату студентов-медиков в общежитии под предлогом рекламирования одного из ведущих производителей косметики. Пока 1 из авторов эксперимента пытался заинтересовать студенток продукцией, 2-й неожиданно сымитировал обморок. 1-й в это время делал вид, что растерялся и запаниковал, просил о помощи студенток, так как якобы сам не знал, что делать в сложившейся ситуации.
Одна из подопытных студенток также начала паниковать. Другая предложила позвать кого-то из старших курсов. Третья начала приводить в сознание человека, которому стало плохо: побежала за холодной водой, чтобы опрыскать лицо, руками била по лицу, подняла вверх ноги. Через несколько минут 2-й экспериментатор «пришел в сознание». В итоге, экспериментаторы поблагодарили студенток за то, что они не растерялись и смогли помочь человеку в сложившейся ситуации.
Проанализировав эксперимент, прежде всего можно отметить смелость, решительность и неравнодушие наших студентов к оказанию первой медицинской помощи. Большинство студентов оказалось психологически устойчивым к неожиданной «проверке» их способностей. При этом студенты оказывали первую помощь охотнее, если рядом был товарищ, сосед по комнате. Студенты младших курсов были более робкими и оказывали помощь, в основном опираясь на советы и подсказки старших товарищей. Что касается учащихся старших курсов, то они без раздумий, как «на автомате», приступали к оказанию помощи. Если проследить закономерность оказания медицинской помощи, то, как и ожидалось, здесь большие навыки проявили педиатрический и лечебный факультеты. Ведь в этом непосредственно и заключается их будущая профессия.
Выводы:
- Анкетирование и изучение учебных планов говорит о несколько нерациональном подходе к составлению образовательной программы, что выражается в непропорциональном распределении часов на различные (теоретические, практические, гуманитарные) дисциплины. При этом сами студенты в достаточной степени отчуждены от влияния на процесс своего обучения, поскольку на факультативные дисциплины выделяется лишь 150 ч., т. е. весьма незначительный процент от общего количества.
- Анкетирование выявило, что в целом студенты хотят работать в медицинской сфере в будущем и уже сейчас активно настроены на помощь окружающим. Однако процент готовых к реальным действиям реанимационного характера все же выше в ситуациях, когда помощь требуется другу (77,8 %), либо коллеге по университету (90,1 %). Желающих оказывать помощь незнакомым людям в публичных местах намного меньше (27,2 %). При этом многие (61,7 %) скептически оценивают свою практическую подготовку, т. е. реальные навыки оказания медицинской помощи, и только 38,3 % считают, что в достаточной мере и теоретически, и практически готовы к оказанию первой помощи.Однако опрос не в полной мере позволяет выявить готовность студента к оказанию помощи, поэтому для подтверждения данных анкетного опроса, был проведен эксперимент, данные которого показали смелость, решительность и неравнодушие студентов к оказанию первой медицинской помощи.
- По результатам опроса значительная часть студентов (39 %), несмотря на то, что они сознательно выбирали университет и готовы трудиться в дальнейшем либо по профессии (52,7 %), либо открыть собственное дело, связанное с медициной (14,7 %), не удовлетворены образовательным процессом в целом или отдельными его сторонами. Больше всего нареканий со стороны студентов вызывают: а) нерациональное распределение учебных часов по различным предметам; б) изучение информации, не несущей в себе практической ценности (например, эксплуатация приборов, которые давно не используются в медицине); в) отсутствие целостного подхода в обучении (неоправданное повторение, фрагментированность и разбросанность информации по дисциплинам, курсам); г) проведение семинаров по предмету до начала цикла лекций; д) недостаточная техническая оснащенность (например, отсутствие интернета).Таким образом, образовательный процесс в БГМУ имеет еще ряд существенных недостатков, который мешают вывести университет на уровень международных стандартов образования и готовить действительно высокопрофессиональных специалистов. Возможные же реформы в образовании должны обязательно учитывать мнение и пожелания не только администрации, преподавателей, но и самих студентов.
Литература:
- Аверьянов, Л. Я. Контент-анализ / Л. Я. Аверьянов. — М.: РГИУ, 2007. — 286 с.
- Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами / И. А. Бутенко. — М.: Высшая школа, 1989. — 178 с.
- Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.