Миграции справедливо считаются одними из древнейших социальных явлений. С наступлением постиндустриального этапа развития общества и постепенной глобализации миграционные процессы превратились в одну из важнейших политических и социально-экономических проблем современности. И на сегодняшний день миграция населения и проблемы, связанные с ней, становятся все более актуальными. По данным ООН количество международных мигрантов в 2017 году достигло внушительного числа в 258 миллионов человек, причем их численность возросла на 49 процентов, превысив показатель роста мирового населения, составляющий 23 процента [5]. С увеличением количества как вынужденных, так и добровольных мигрантов по всему миру, возрастает и напряженность в обществе, что сказывается на экономической, политической и социальной сферах жизни людей. Вследствие этого усиливается и интерес к изучению миграций.
Сегодня существует множество теорий, относящихся к экономическому, историческому, демографическому, социологическому и другим подходам изучения миграций. Интерес вызывают теории, рассматривающие миграции с социологического подхода, обращающие внимание на проблемы, связанные с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни в социальной, культурной и этнической сфере. В настоящей статье будут рассмотрены основные теории, встречающиеся соответственно в американской, западноевропейской социологии. Это теория ассимиляции, мультикультурализма и транснационализма.
Первая теория миграции была выдвинута в Соединенных Штатах Америки в начале 20-го века и получила название — теория ассимиляции (лат. Assimilatio —уподобление, слияние, усвоение). Ее основателями считаются Роберт Парк и Эрнест Бёрджесс. Данная теория отстаивает идею полного включения мигрантов в принимающее общество, полное растворение в принимающей культуре, которое в любом случае неизбежно. Парк обосновывал 4 этапа на пути ассимиляции, через которые проходят все люди, попадающие в новое общество. Цикл предоставляет следующую схему: соревнование → конфликт→ приспособление → ассимиляция. Социологической классикой в рамках данной теории считается работа Ф. В. Знанецкого и У. И. Томаса под названием «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918), в которой были детально описаны общины польских эмигрантов в США. Л.Уорнер, например, связывал скорость ассимиляции с расой и религией, предполагая, что представители англосаксонской культуры ассимилируются быстрее всех, а «негры и мулаты» — медленнее [7,p.17]. Все ассимиляционные идеи укладываются в концепцию «плавильного котла», которая предполагает, что приезжие в Америку, принимая существующую культуру, полностью расстаются со своими национальными особенностями. Однако с течением времени теория ассимиляции потеряла свое значение в связи со своей значительной идеологической нагруженностью и этноцентризмом. Стало понятно, что полное растворение мигрантов в принимающем обществе не всегда возможно. И фокус сместился с изучения принимающего общества на анализ этнических меньшинств (мигрантов). Так появилась теория мультикультурализма.
Данная теория появилась в конце 1960-х годов в Канаде. Под мультикультурализмом понималось «гармоничное взаимодействие носителей разных культур в рамках единого политико-территориального сообщества — нации-государства» [3, с. 64]. Во многом она основывалась на правовой составляющей и была связана с понятием либерализма. Основной целью мультикультурализма объявлялось — обеспечение социальной гармонии и интеграции этнически и культурно разнообразного общества. И основными представителями данного направления считаются Ч. Тейлор, У. Кимлика и Ч. Кукатас. Первым идеи мультикультурализма начал развивать Ч. Тейлор, в дальнейшем их развил У. Кимлика, который рассматривал мультикультурализм с точки зрения всеобщей справедливости. Ч. Кукутас в свою очередь представила разные формы мультикультурализма — жесткого и мягкого [4]. Однако, основная идея данной теории — гармоничное сосуществование различных этнических меньшинств и приминающего общества, идея толерантности, в какой-то степени сыграла плохую роль для общества, так как, по мнению некоторых исследователей, привела к разрастаниям межэтнических конфликтов внутри государств. Данный факт способствовал созданию новой теории-теории транснационализма.
Основателями теории транснационализма выступают такие ученые как Ш. Глик, С. Каслз, А. Портес и Т. Файст. При создании теории транснационализма ставилась одна основная задача — создание новой теоретической основы для анализа миграции, где мигрант больше не будет воспринимается как человек, оторванный от своей страны и вынужденный ассимилироваться или интегрироваться, поскольку к отправляющему обществу он больше не принадлежит. Напротив, мигрант должен восприниматься как обладатель двух и более идентичностей [2]. И данная задача была вполне достигнута. Это подтверждает и то, что на базе данной теории развиваются новые исследования интеграции мусульманского населения в странах Европы и США, причем европейские и американские исследователи демонстрируют принципиально разный подход к данному вопросу [1]. Если европейские исследователи видят угрозу в уровне религиозности мигрантов, то американские исследователи в свою очередь рассматривают данных кандидатов как весьма подходящих.
Анализ вышеперечисленных теорий миграций показал, что теории развивались постепенно, в какой-то степени эволюционно. Возникновение каждой теории было тесно связано с этапом развития общества, уровнем правовых свобод и развитием социологической науки в целом. Первой появилась теория ассимиляции, основной мыслью которой была идея «полного растворения» прибывающего населения в принимающем обществе, но с развитием индустриализации, ростом демократических свобод и изменением соотношений мировых сил, появился интерес к новым культурам, языкам. Эти обстоятельства способствовали созданию нового подхода — мультикультурализма, основная идея которого состояла в гармоничном взаимодействии мигрантов и коренного населения. Позже из-за критики последнего подхода и продолжающейся индустриализации была создана еще одна теория — транснационализм, утверждавшая, что мигрант может одновременно относить себя сразу к двум или более обществам. Все три предложенных метода не идеальны и обладают своими преимуществами и недостатками. Однако нельзя отрицать, что эти теоретические рамки и на сегодняшний день не теряют свою актуальность. Исследования интеграции мусульманского населения в Европе и США показывают, что исследования миграций продолжаются, и возможно в будущем нас ждет создание новых теорий.
Литература:
1. Костенко В. В. Теории миграции: от ассимиляции к транснационализму // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XVII.-2014. № 3. С. 62–76.
2. Кочеткова Л. Ю. Транснациональная миграция: понятие, условия развития и последствия/ Кочеткова Л. Ю.// Географический вестник. Социальная и экономическая география. — 2013. — № 2(25). — С.25.
3. Рыбаков А. В., Квон Д. И. Мультикультурализм как социальная теория и политическая практика/ Рыбаков А. В.// Журнал «Власть». — 2016.- № 6. — С.64.
4. Чандран Кукатас. Теоретические основы мультикультурализма. — URL: http://www.inliberty.ru/library/265-teoreticheskie-osnovy-multikulturashylizma (дата обращения: 12.11.2017)
5. Kobler B., Lattes P. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. International Migration Report 2017: Highlights — P.38.
6. Warner W. L., Srole L. The Social Systems of American Ethnic Groups/ Warner W. L.// New Haven: Yale University Press.-1945.