В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации гендерного подхода при организации деятельности во внеурочное время в условиях суворовского училища. Рассмотрены направления реализации гендерного подхода в рамках воспитательного процесса, особенностей их реализации в условиях суворовского училища.
Ключевые слова: гендерный подход, гендерно-ориентированные технологии обучения и воспитания, военно-патриотическое воспитание, воспитательный процесс, внеурочное время.
Гендерный подход в образовании, т. е. учет гендерных психологических различий (психофизиологических, личностных), позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности. В последние 10–15 лет проблема реализации гендерного подхода в обучении и воспитании активно обсуждается и педагогами, и психологами. И отечественные, и зарубежные ученые отмечают особенности протекания многих процессов в головном мозге у мальчиков, что отражается на восприятии ими информации. Не только особенности мозга, но и гендерные установки подростков определяют их поведение, реакции на тот или иной стимул в процессе воспитания (поощрение и наказание, оценку воспитателя).
Гендерный подход предполагает применение в процессе воспитания гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях:
‒ создание условий для гендерной социализации, овладения подростками моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых (гендерных ролей);
‒ применение гендерно-ориентированных (гендероориентированных) технологий обучения и воспитания.
Гендерный подход в воспитании предполагает применение знаний о следующих гендерных особенностях:
организации быта и жизнедеятельности суворовского училища;
в определении содержания и методов воспитания;
в создании условий в училище для овладения воспитанниками нормами, моделями, сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватными их возрастному статусу, психосексуальному развитию и социальным ожиданиям.
Гендерный подход во внеурочное время в рамках суворовского училища реализуется посредством организации процесса воспитания, включающего отбор форм, методов, приемов воспитания; изменения содержания воспитания, предполагающего создание программы воспитания и социализации и программ внеурочной деятельности; разработки сценариев мероприятий с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Военно-патриотическое воспитание — это основной вектор реализации гендерного подхода во внеучебное время, представляющий собой целенаправленный управляемый процесс личностного развития суворовцев на основе боевых традиций российского народа, направленный на формирование готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями. Основами содержания программы воспитания и социализации являются следующие базовые понятия: любовь к Родине, верность присяге, гражданский и воинский долг, честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка на основе суворовского братства, проявляющиеся в патриотических чувствах, патриотических отношениях, патриотическом поведении и патриотической деятельности.
В основе внеурочной программы «Я гражданин России» лежит групповая и индивидуальная работа с обучающимися. Программа строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения; имеет комплексный характер, и состоит из трех разделов:
Раздел 1. Я живу в России.
Раздел 2. Героическое прошлое моей страны.
Раздел 3. Заочное путешествие по России.
Цель программы:
— создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по курсу внеурочной деятельности «Я гражданин России».
Основные задачи программы:
‒ формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
‒ укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности обучающегося поступать согласно своей совести;
‒ формирование основ морали — осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
‒ укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
‒ формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности обучающихся формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
‒ принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;
‒ развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
‒ формирование основ российской гражданской идентичности;
‒ пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
‒ формирование патриотизма и гражданской солидарности;
‒ развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, обучающимися старших курсов в решении общих проблем.
Еще одним направлением реализации гендерного подхода являются воспитательные и спортивно-массовые мероприятия.
Воспитательный процесс строится на основе гендерного подхода к решению задач патриотического, нравственного, физического и эстетического воспитания.
В целях эффективной реализации гендерного подхода в рамках воспитательной работы в училище, формировании новых подходов к ее организации и проведении, влияния на морально-психологическое состояние суворовцев, главные усилия при организации воспитательной работы направляются на:
поддержание морально-психологического состояния суворовцев в интересах получения качественного среднего общего образования, обеспечения интеллектуального, культурного, нравственного развития в целом, а также военных знаний и навыков, необходимых в дальнейшем для успешного обучения в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны и службы в качестве офицеров Вооруженных Сил;
воспитание всех категорий гражданского персонала и в первую очередь обучающихся в духе государственного патриотизма, преданности своему Отечеству — Российской Федерации, безусловной поддержки решений Президента Российской Федерации- Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и Правительства Российской Федерации;
развитие у суворовцев высоких морально-нравственных и профессионально-важных качеств: любви к военному делу и профессии офицера Вооруженных Сил, честности и правдивости, сознательной дисциплинированности, трудолюбия и добросовестного отношения к учебе, правильного понимания коллективизма, дружбы и товарищества, стремления к героическим и самоотверженным действиям во имя защиты интересов Отечества;
формирование устойчивой военно-профессиональной мотивации, осознанного стремления стать офицером и служить в Вооруженных Силах;
формирование и развитие у суворовцев волевых и лидерских качеств, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, инициативности, справедливой повседневной требовательности к себе и окружающим;
укрепление у суворовцев физической выносливости, способности в дальнейшем стойко переносить тяготы и лишения военной службы.
Мы считаем, что важнейшим условием эффективного гендерного воспитания мальчиков в условиях Казанского суворовского военного училища является профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности. Компетентность педагогов включает знания о закономерностях психосексуального развития личности, особенностях гендерной социализации мальчиков; умения организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации; навыки структурирования и упорядочения педагогических ситуаций, умения согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, социальными условиями жизни подростка.
Литература:
- Градусова Л. В. Гендерная педагогика. Режим доступа: http://knizh.ru/read.php?book=28099&title= %C3 %E5 %ED %E4 %E5 %F0 %ED %E0 %FF %20 %EF %E5 %E4 %E0 %E3 %EE %E3 %E8 %EA %E0: %20 %F3 %F7 %E5 %E1 %ED %EE %E5 %20 %EF %EE %F1 %EE %E1 %E8 %E5&author= %C3 %F0 %E0 %E4 %F3 %F1 %EE %E2 %E0 %20 %CB %E8 %EB %E8 %FF
- Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0249/6_0249–1.shtml