Реализация гендерного подхода во внеурочное время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Реализация гендерного подхода во внеурочное время / Т. В. Панаева, О. Г. Мунтянова, Е. З. Матвеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49130/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящей статье рассмотрены вопросы реализации гендерного подхода при организации деятельности во внеурочное время в условиях суворовского училища. Рассмотрены направления реализации гендерного подхода в рамках воспитательного процесса, особенностей их реализации в условиях суворовского училища.

Ключевые слова: гендерный подход, гендерно-ориентированные технологии обучения и воспитания, военно-патриотическое воспитание, воспитательный процесс, внеурочное время.

Гендерный подход в образовании, т. е. учет гендерных психологических различий (психофизиологических, личностных), позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности. В последние 10–15 лет проблема реализации гендерного подхода в обучении и воспитании активно обсуждается и педагогами, и психологами. И отечественные, и зарубежные ученые отмечают особенности протекания многих процессов в головном мозге у мальчиков, что отражается на восприятии ими информации. Не только особенности мозга, но и гендерные установки подростков определяют их поведение, реакции на тот или иной стимул в процессе воспитания (поощрение и наказание, оценку воспитателя).

Гендерный подход предполагает применение в процессе воспитания гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях:

‒ создание условий для гендерной социализации, овладения подростками моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых (гендерных ролей);

‒ применение гендерно-ориентированных (гендероориентированных) технологий обучения и воспитания.

Гендерный подход в воспитании предполагает применение знаний о следующих гендерных особенностях:

организации быта и жизнедеятельности суворовского училища;

в определении содержания и методов воспитания;

в создании условий в училище для овладения воспитанниками нормами, моделями, сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватными их возрастному статусу, психосексуальному развитию и социальным ожиданиям.

Гендерный подход во внеурочное время в рамках суворовского училища реализуется посредством организации процесса воспитания, включающего отбор форм, методов, приемов воспитания; изменения содержания воспитания, предполагающего создание программы воспитания и социализации и программ внеурочной деятельности; разработки сценариев мероприятий с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Военно-патриотическое воспитание — это основной вектор реализации гендерного подхода во внеучебное время, представляющий собой целенаправленный управляемый процесс личностного развития суворовцев на основе боевых традиций российского народа, направленный на формирование готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями. Основами содержания программы воспитания и социализации являются следующие базовые понятия: любовь к Родине, верность присяге, гражданский и воинский долг, честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка на основе суворовского братства, проявляющиеся в патриотических чувствах, патриотических отношениях, патриотическом поведении и патриотической деятельности.

В основе внеурочной программы «Я гражданин России» лежит групповая и индивидуальная работа с обучающимися. Программа строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения; имеет комплексный характер, и состоит из трех разделов:

Раздел 1. Я живу в России.

Раздел 2. Героическое прошлое моей страны.

Раздел 3. Заочное путешествие по России.

Цель программы:

— создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по курсу внеурочной деятельности «Я гражданин России».

Основные задачи программы:

‒ формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

‒ укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности обучающегося поступать согласно своей совести;

‒ формирование основ морали — осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

‒ укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

‒ формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности обучающихся формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

‒ принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;

‒ развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

‒ формирование основ российской гражданской идентичности;

‒ пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

‒ формирование патриотизма и гражданской солидарности;

‒ развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, обучающимися старших курсов в решении общих проблем.

Еще одним направлением реализации гендерного подхода являются воспитательные и спортивно-массовые мероприятия.

Воспитательный процесс строится на основе гендерного подхода к решению задач патриотического, нравственного, физического и эстетического воспитания.

В целях эффективной реализации гендерного подхода в рамках воспитательной работы в училище, формировании новых подходов к ее организации и проведении, влияния на морально-психологическое состояние суворовцев, главные усилия при организации воспитательной работы направляются на:

поддержание морально-психологического состояния суворовцев в интересах получения качественного среднего общего образования, обеспечения интеллектуального, культурного, нравственного развития в целом, а также военных знаний и навыков, необходимых в дальнейшем для успешного обучения в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны и службы в качестве офицеров Вооруженных Сил;

воспитание всех категорий гражданского персонала и в первую очередь обучающихся в духе государственного патриотизма, преданности своему Отечеству — Российской Федерации, безусловной поддержки решений Президента Российской Федерации- Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и Правительства Российской Федерации;

развитие у суворовцев высоких морально-нравственных и профессионально-важных качеств: любви к военному делу и профессии офицера Вооруженных Сил, честности и правдивости, сознательной дисциплинированности, трудолюбия и добросовестного отношения к учебе, правильного понимания коллективизма, дружбы и товарищества, стремления к героическим и самоотверженным действиям во имя защиты интересов Отечества;

формирование устойчивой военно-профессиональной мотивации, осознанного стремления стать офицером и служить в Вооруженных Силах;

формирование и развитие у суворовцев волевых и лидерских качеств, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, инициативности, справедливой повседневной требовательности к себе и окружающим;

укрепление у суворовцев физической выносливости, способности в дальнейшем стойко переносить тяготы и лишения военной службы.

Мы считаем, что важнейшим условием эффективного гендерного воспитания мальчиков в условиях Казанского суворовского военного училища является профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности. Компетентность педагогов включает знания о закономерностях психосексуального развития личности, особенностях гендерной социализации мальчиков; умения организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации; навыки структурирования и упорядочения педагогических ситуаций, умения согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, социальными условиями жизни подростка.

Литература:

  1. Градусова Л. В. Гендерная педагогика. Режим доступа: http://knizh.ru/read.php?book=28099&title= %C3 %E5 %ED %E4 %E5 %F0 %ED %E0 %FF %20 %EF %E5 %E4 %E0 %E3 %EE %E3 %E8 %EA %E0: %20 %F3 %F7 %E5 %E1 %ED %EE %E5 %20 %EF %EE %F1 %EE %E1 %E8 %E5&author= %C3 %F0 %E0 %E4 %F3 %F1 %EE %E2 %E0 %20 %CB %E8 %EB %E8 %FF
  2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0249/6_0249–1.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, суворовское училище, внеурочное время, воспитательный процесс, Российская Федерация, Россия, создание условий, военно-патриотическое воспитание, воспитательная работа, гендерная социализация.


Ключевые слова

военно-патриотическое воспитание, гендерный подход, воспитательный процесс, гендерно-ориентированные технологии обучения и воспитания, внеурочное время

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС

В статье рассматриваются вопросы о влиянии духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС

В статье рассматриваются вопросы о влиянии духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Задать вопрос