Проектирование и оптимизация несущей системы квадрокоптера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 05.04.2018

Статья просмотрена: 858 раз

Библиографическое описание:

Попков, М. А. Проектирование и оптимизация несущей системы квадрокоптера / М. А. Попков, М. В. Чугунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 30-35. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49131/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается задача проектирования и оптимизации несущей системы квадрокоптера на базе рамы F450 (APM). Выполнен анализ прочности и жесткости базового проектного решения. Задача оптимизации по массе решена как задача нелинейного математического программирования в среде API приложения для SolidWorks.

Ключевые слова: квадрокоптер, несущая система, прочность, жесткость, оптимизация, нелинейное математическое программирование, многоточечные аппроксимации

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), в частности, квадрокоптеры получили в настоящее время широкое распространение и весьма эффективно используются в самых разных областях человеческой деятельности [1]. Это влечёт за собой существенные специфические особенности и разнообразие проектных решений для конструкций данного класса в зависимости от их целевого назначения.

Выполненный нами анализ существующих проектных решений для квадрокоптеров (Топ-10) [2] позволил нам сделать следующий вывод: наиболее рациональным выбором для реализации нашего проекта является набор компонент на базе рамы F450 (APM).

Интернет-ресурсы изобилуют руководствами по сборке квадрокоптера на базе рамы F450 и полётного контроллера ArduPilot (APM).

Наряду с существующими стандартными решениями и сборкой соответствующей натурной модели (Рис.1 а-б), рассмотрен вариант конструкции с выдвигающимся шасси (Рис. 1 в-г). При этом преследовалась цель: свести к минимуму количество и массу дополнительных деталей.

Полнофункциональная модель обладает хорошими техническими характеристиками, но наш собственный опыт эксплуатации данной модели (Рис.2) и опыт других авторов [3] побудил нас провести дополнительные исследования в части прочности и жесткости несущей системы квадрокоптера.

Рис. 1. 3D-спецификация сборки (3D via Composer) (a), испытание натурной модели (б), фотореалистическое изображение 3D модели квадрокоптера с выдвигающимся шасси (а), анимация шасси (б)

разрушение.jpg

Рис. 2 Разрушение луча рамы вследствие столкновения квадрокоптера с преградой

3D модель деталей и сборки квадрокоптера была построена в среде SolidWorks в параметрической форме с визуализацией сборки (Рис.1) в среде 3D via Composer как 3D спецификация.

Анализ проектного решения в целом и напряженно-деформированное состояние основных деталей несущей системы выполнялся как средствами численного (SolidWorks Simulation), так и натурного экспериментов. Конечноэлементная модель построена с учётом возможных концентраторов напряжений со сгущением конечноэлементной сетки в областях с резким изменением геометрических параметров объекта.

Выполнено микроскопическое исследование (микроскоп ТоuрСаm UСМОЅ03100КРА) спилов луча (Рис. 3), которое показало, что полиамид, из которого изготовлен луч не включает в себя армирующих волокнистых наполнителей. Обычно используется стекловолокно в виде нитей диаметром 11 мкм. и длиной до 5–7 мм.

Таким образом, физико-механические параметры материала были взяты для данного случая в соответствии с работой [4], и для построения численной модели в среде SolidWorks Simulation для материала PA-6 (указан поставщиком в технических характеристиках детали) была выбрана модель упругопластического тела с линейным упрочнением. Модуль Юнга E=1800 МПа, предел текучести T=65 МПа.

Рис. 3. Спил луча (а), микроскопическое исследование (б).

На рис. 4 показана диаграмма растяжения синим цветом [4], а красным цветом — линейная аппроксимация зоны пластичности. Задача решалась как статическая с граничными условиями, соответствующими штатным условиям полёта.

диаграмма.bmp

Рис. 4. Диаграмма растяжения для полиамида и её линейная аппроксимация

Натурный эксперимент проводился с использованием установки СМ-4 (Рис. 5), включающей в себя блок измерения усилий, индикатор часового типа, элементы наладки.

натурный.jpg

Рис. 5. Установка для проведения натурного эксперимента

Результаты анализа прочности и жесткости состоят в следующем: в штатных режимах полёта, т. е. при нагружении рамы лишь полезным весом (до 2 кг.) при коэффициенте динамического нагружения d=1.5 максимальные перемещения не превышают 7 мм. Максимальные эквивалентные напряжения по Мизесу не превышают предел текучести. Концентраторы напряжений имеют локальный характер (Рис.6).

Рис. 6. Результат численного эксперимента в виде карты перемещений

Максимальное расхождение результатов натурного и численного экспериментов в диапазоне внешней нагрузки на луч P= 1- 7,5 Н не превышает 8 %.

Напряжения.bmp

Рис. 7. Результат численного эксперимента в виде карты напряжений

Задача анализа прочности и жесткости луча с выдвигающимся шасси решалась как нелинейная контактная задача. Несмотря на наличие фиксирующей бобышки, жесткость конструкции существенно снизилась. Максимальные перемещения увеличились по сравнению с исходным вариантом на 46 %. Максимальные напряжения выросли на 20 %. Выявлено два основных концентратора напряжений: в области фиксирующей бобышки и в области контакта элемента шасси с лучом (Рис. 7).

Сформулируем задачу оптимизации конструкции луча как задачу нелинейного математического программирования:

Найти C(X) при ограничении

,

где X =(x1, x2, x3) T вектор управляемых параметров, C(X) — целевая функция, выражающая собой массу конструкции, — функциональное ограничение, — максимальное перемещение оптимального варианта, — максимальное перемещение исходного варианта. В качестве x1 выбрана толщина оболочки, формируемой инструментом «Оболочка» Solidworks (Рис. 8), в качестве x2 толщина ребра жесткости, в качестве x3 толщина ребра жесткости в области углубления (Рис. 8).

Оптимизационная задача решалась c использованием оптимизационного API приложения к SolidWorks с поэтапной заменой исходной функции ограничений упрощенным аналитическими выражениями [5] на базе метода многоточечных аппроксимаций. Результат решения задачи: Масса луча уменьшилась на 24.4 %. Значения управляемых параметров, соответствующих оптимуму: x1=1,21 мм., x2=8.92 мм., x3=3.92 мм.

Рис. 8. 3D модель луча с оболочкой и углублением для регулятора (а), поперечное сечение луча с ребром (б), вид «справа» ребра жесткости, эскиз ребра жесткости (г)

Программная реализация задачи включает в себя построение AddIn приложений с использованием COM-технологий [6] на базе API SolidWorks, в функции которых в данном случае входит обеспечение доступа к результатам конечноэлементного анализа при каждом фиксированном наборе значений управляемых параметров (прямом расчёте оптимизационного процесса). Детали программной реализации представлены в работе [7].

Литература:

  1. Зулькарнаев, В.У., Камалова, В. Р. Практическое применение беспилотных летательных аппаратов в современном мире // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(53). Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2016. — С. 23–27. https://elibrary.ru/download/elibrary_25934551_29093911.pdf
  2. Дроно-мания. Интернет-журнал о дронах. Режим доступа: https://dronomania.ru/top/big-radius.html
  3. Ермаченков, Д.И., Фазли, Т. Г. К., Петренко, Е. О. Разработка конструкции рамы квадрокоптера для удаленного мониторинга объектов// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, No 6(2016) http://naukovedenie.ru/PDF/45TVN616.pdf(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  4. Крыжановский, B. K. Технические свойства полимерных материалов / B. K. Крыжановский, В. Бурлов, А. Д. Паниматченко, Ю. В. Крыжановская СПб.: Профессия, 2003. –240 с.
  5. Чугунов, М. В. Программный модуль для решения задач оптимального проектирования в среде SolidWorks на базе API // Наука и образование: электронное научно- техническое издание. 2011. № 9, МГТУ им. Н. Э.Баумана [Электронный ресурс]. (http://technomag.edu.ru/doc/206217.html).
  6. Шеферд Дж. Программирование на Microsoft Visual C++.NET для профессионалов. — СПб.: Питер, 2007–928 c.
  7. Chugunov M. V., Schekin A. V. Practical aspects for development of Add-in SolidWorks applications on example of optimization problems// Int. Journal of Applied Sciences and Engineering Research, Vol. 4, Issue 4, 2015, pp 494–499

[1] Работа выполнена при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно — технической сфере по программе УМНИК Aero.NET, договор № 11548ГУ/2017 «Разработка интегрированной модельной среды для квадрокоптера в среде SolidWorks»

Основные термины (генерируются автоматически): API, APM, баз рамы, выдвигающееся шасси, натурный эксперимент, нелинейное математическое программирование, несущая система, численный эксперимент, исходный вариант, максимальное перемещение.


Ключевые слова

оптимизация, прочность, жесткость, квадрокоптер, несущая система, нелинейное математическое программирование, многоточечные аппроксимации

Похожие статьи

Моделирование полета квадрокоптера в среде SolidWorks Motion

В статье рассматривается задача моделирования полёта квадрокоптера на базе рамы F450 (APM). Разработаны математические модели движения аппарата по вертикали (взлёт) и в вертикальной плоскости по траектории в виде ломаной. Математические модели реализ...

Использование математического пакета программы Scilab в задаче проектирования зеркальной антенны

Рассмотрена задача расчета параметров зеркальной (параболической) антенны с использованием свободно распространяемого программного обеспечение. Предложен алгоритм расчета и его осуществление на языке Scilab. В результате математического моделирования...

Решение прочностных задач при помощи САПР MathCAD

Статья посвящена расчёту на прочность плоской статически неопределимой кольцевой рамы парусного свода покрытия мансардного этажа административного здания. Описывается разработанный алгоритм решения задачи с использованием программирования в САПР Math...

Математическая модель оптимизации структуры электромонтажной панели системы управления

В статье изложен метод повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием математического моделирования. Разработана математическая модель оптимизации структуры электромонтаж...

Программный комплекс моделирования транспортных и пешеходных потоков на регулируемом перекрестке

В статье изложен способ повышения эффективности управления транспортными и пешеходными потоками на регулируемом перекрестке. Реализованы валидация, проектирование и верификация. Разработан программный комплекс моделирования регулируемого перекрестка...

Методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на сетях больших размерностей

В данной работе подробно рассмотрена задача маршрутизации транспорта с временными окнами и ограниченной грузоподъёмностью. В ходе работы рассматриваются различные эвристические и мета-эвристические алгоритмы, применённые к данному типу задач. Более п...

Динамическое программирование в решении задачи оптимального размещения электронных компонентов системы управления

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием метода Р. Беллмана. Разработана математическая модель, позволяющая наилучшим образом разместить эле...

Моделирование конструкции приемо-передающего модуля антенны

В статье рассмотрены вопросы моделирования приемо-передающего устройства рупорной антенны, которая будет применятся при построении системы обнаружения людей через препятствие, описан процесс конструирования и моделирования антенны в среде САПР HFSS, ...

Системный подход к выбору моделей для предсказания разрушения деталей на основе статистических данных

В статье описана методика работы с результатами испытаний деталей. С помощью методов машинного обучения удалось научиться предсказывать максимальное значение силы на растяжение, которую выдерживает деталь перед полным разрушением. Лучшую модель из ис...

Программный комплекс оптимального выбора проекта распределенной вычислительной сети

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования распределенной вычислительной сети. Разработаны математическая модель и программный комплекс оптимального выбора распределенной вычислительной сети. Результаты математического моделирован...

Похожие статьи

Моделирование полета квадрокоптера в среде SolidWorks Motion

В статье рассматривается задача моделирования полёта квадрокоптера на базе рамы F450 (APM). Разработаны математические модели движения аппарата по вертикали (взлёт) и в вертикальной плоскости по траектории в виде ломаной. Математические модели реализ...

Использование математического пакета программы Scilab в задаче проектирования зеркальной антенны

Рассмотрена задача расчета параметров зеркальной (параболической) антенны с использованием свободно распространяемого программного обеспечение. Предложен алгоритм расчета и его осуществление на языке Scilab. В результате математического моделирования...

Решение прочностных задач при помощи САПР MathCAD

Статья посвящена расчёту на прочность плоской статически неопределимой кольцевой рамы парусного свода покрытия мансардного этажа административного здания. Описывается разработанный алгоритм решения задачи с использованием программирования в САПР Math...

Математическая модель оптимизации структуры электромонтажной панели системы управления

В статье изложен метод повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием математического моделирования. Разработана математическая модель оптимизации структуры электромонтаж...

Программный комплекс моделирования транспортных и пешеходных потоков на регулируемом перекрестке

В статье изложен способ повышения эффективности управления транспортными и пешеходными потоками на регулируемом перекрестке. Реализованы валидация, проектирование и верификация. Разработан программный комплекс моделирования регулируемого перекрестка...

Методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на сетях больших размерностей

В данной работе подробно рассмотрена задача маршрутизации транспорта с временными окнами и ограниченной грузоподъёмностью. В ходе работы рассматриваются различные эвристические и мета-эвристические алгоритмы, применённые к данному типу задач. Более п...

Динамическое программирование в решении задачи оптимального размещения электронных компонентов системы управления

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием метода Р. Беллмана. Разработана математическая модель, позволяющая наилучшим образом разместить эле...

Моделирование конструкции приемо-передающего модуля антенны

В статье рассмотрены вопросы моделирования приемо-передающего устройства рупорной антенны, которая будет применятся при построении системы обнаружения людей через препятствие, описан процесс конструирования и моделирования антенны в среде САПР HFSS, ...

Системный подход к выбору моделей для предсказания разрушения деталей на основе статистических данных

В статье описана методика работы с результатами испытаний деталей. С помощью методов машинного обучения удалось научиться предсказывать максимальное значение силы на растяжение, которую выдерживает деталь перед полным разрушением. Лучшую модель из ис...

Программный комплекс оптимального выбора проекта распределенной вычислительной сети

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования распределенной вычислительной сети. Разработаны математическая модель и программный комплекс оптимального выбора распределенной вычислительной сети. Результаты математического моделирован...

Задать вопрос