Рассматривается современная ситуация на мировом рынке металлов платиновой группы, исследуются альтернативные источники извлечения металлов из вторичного сырья, даётся прогнозная оценка тенденций развития.
Ключевые слова: мировой рынок металлов, металлы платиновой группы, производство, вторичное сырьё, спрос, предложение, потребление, экономика.
Мировой рынок драгоценных металлов представляет собой совокупность международных и внутренних рынков, глобальную структуру круглосуточной торговли физическим металлом, практически без участия государственного регулирования. Он охватывает всю систему циркуляции драгоценных металлов в глобальном масштабе — производство, распределение, потребление.
В данной статье рассмотрено современное состояние металлов платиновой группы на мировом рынке, проанализированы альтернативные источники извлечения драгоценных металлов, составлен прогноз тенденций развития рынка.
Прежде чем приступить к рассмотрению ситуации на рынке металлов, необходимо понять, что из себя представляют металлы платиновой группы и в чём заключается их ценность.
Металлы платиновой группы (МПГ, Платиновая группа, Платиновые металлы, Платиноиды, ЭПГ) — общепринятое обозначение шести химических элементов (рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина), имеющих схожие физические и химические свойства, и, как правило, встречающихся в одних и тех же месторождениях. Металлы платиновой группы являются благородными и драгоценными металлами. [6]
В настоящее время, почти 90 % всего объёма производства металлов платиновой группы разделено между платиной и палладием, остальные добываются и продаются в небольших количествах. 95 % запасов и 90 % производства МПГ сосредоточены в двух крупных месторождениях — Бушвельдском комплексе, находящемся на территории Южно-Африканской Республики, и в Норильском рудном районе, расположенном в России. В рудах Бушвельда содержание платины втрое выше, чем палладия, в то время как в Норильске наблюдается обратное соотношение. Поэтому, ЮАР является крупнейшим мировым производителем платины, а Россия — палладия. [1].
Области применение МПГ очень обширны: ювелирная промышленность, электротехническая промышленность, медицина и многое другое. В последнее время на повышение спроса данной группы металлов повлияла автомобильная промышленность за счёт применения МПГ в производстве автомобильных катализаторов и нейтрализаторов. Ужесточение мониторинга вредных автомобильных выбросов Евросоюзом повлекло за собой увеличение использования палладия в производстве автомобилей в качестве детали катализатора. Стоит сказать, что в дизельных автомобилях в качестве катализатора используется платина, а вот в бензиновых — палладий. Это главная сфера применения драгметалла. Три четверти всего добываемого палладия используется для производства катализаторов для бензиновых двигателей.
В структуре мирового автопарка автомобилей по данным на 2017 год соотношение выглядит следующим образом (рис. 1–3).
Рис. 1. Структура мирового автопарка, тыс. единиц.
Просчитать точное количество автомобилей в мире довольно сложно, так как ежедневно тысячи машин выходят из строя, сдаются на утилизацию либо наоборот приобретаются. Экспертами принято количество порядка 1,5 млрд. единиц.
Рис. 2. Структура мирового автопарка легковых автомобилей по типу двигателей, тыс. единиц
Рис. 3. Структура мирового автопарка грузовых автомобилей по типу двигателей, тыс. единиц
Из данных графиков можно увидеть, что количество бензиновых двигателей составляет 88,4 % от мирового автопарка автомобилей, в связи с чем растёт спрос на потребление палладия. Стоит отметить, что свою лепту внёс и дизельный скандал в США, в центре которого оказался немецкий автопроизводитель Volkswagen, в результате чего эксперты пришли к выводу, что в будущем будет продаваться всё меньше машин с дизельным двигателем. Их место займут машины на бензине.
С начала 2017 года стоимость палладия выросла почти вдвое. Таким образом этот драгметалл показал наилучшую динамику роста цен среди всех драгоценных металлов. Цена к концу года достигла отметки выше 1050 долларов за унцию, что является максимумом за последние 16 лет.
Стоит также напомнить, что на мировом рынке уже несколько лет наблюдается дефицит предложения палладия. По сообщению компании Johnson Matthey, которая является крупнейшим продавцом палладия в мире, дефицит драгметалла в мире составляет около 25 тонн. Он будет только расти.
Таблица 1
Динамика спроса ипредложения напалладий, тысячи унций: [5]
Предложение |
2015 |
2016 |
2017 |
Южная Африка |
2684 |
2574 |
2581 |
Россия |
2434 |
2773 |
2684 |
Другие |
1336 |
1415 |
1366 |
Предложение, ВСЕГО |
6454 |
6762 |
6631 |
Спрос |
2015 |
2016 |
2017 |
Автокатализаторы |
7651 |
7935 |
8217 |
Ювелирный |
223 |
189 |
182 |
Промышленность |
2007 |
1938 |
2028 |
Инвестиционный |
-659 |
-646 |
-298 |
Общий брутто-спрос |
9222 |
9416 |
10129 |
Переработка |
-2412 |
-2491 |
-2706 |
Общий чистый спрос |
6810 |
6925 |
7423 |
профицит/дефицит |
-356 |
-163 |
-792 |
По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, за первое полугодие 2017 года было продано больше автомобилей с бензиновым двигателем примерно на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, а продажи дизельных авто — сократились на 4 %.
В июле доля дизельных авто снизилась до 45,1 %, в августе — до 42,7 % и до 42,5 % в сентябре по сравнению с долей в 50 % в июле 2016 года.
Значительное снижение продаж отмечается в Германии, Франции, Италии, Испании, и в Великобритании, где предстоящий Brexit (это сокращение от British exit, дословно переводится как «британский выход» — кампания по выходу Великобритании из состава Евросоюза) создает дополнительное давление.
В результате растет спрос на автомобили с бензиновым двигателем, и как следствие — на палладий.
Что касается платины, то общее падение спроса объясняется ожидаемым сокращением потребления платины ювелирами в Китае, а также снижением объёмов производства дизельных автокатализаторов.
В целом, первичные поставки платины на рынок в 2017 году значительно не меняются, тогда как вторичная переработка может упасть в основном из-за низкого уровня переработки ювелирного лома.
Таблица 2
Динамика предложения испроса на платину, тысячи унций
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
2015 |
2016 |
2017 |
Южная Африка |
4571 |
4392 |
4383 |
Россия |
670 |
723 |
668 |
Другие |
868 |
988 |
960 |
Предложение, ВСЕГО |
6109 |
6103 |
6011 |
СПРОС |
2015 |
2016 |
2017 |
Автокатализаторы |
3264 |
3318 |
3164 |
Ювелирный |
2824 |
2446 |
2341 |
Промышленность |
1732 |
1843 |
1881 |
Инвестиционный |
451 |
620 |
220 |
Общий брутто-спрос |
8271 |
8227 |
7606 |
Переработка |
-1713 |
-1922 |
-1897 |
Общий чистый спрос |
6558 |
6305 |
5709 |
дефицит/профицит |
-449 |
-202 |
302 |
В 2016 году рынок платины оставался в дефиците пятый год подряд, но разрыв между спросом и предложением значительно сократился и составил 202 тысячи унции (6,3 тонны).
«Инвестиционный спрос был самым высоким за последние три года, особенно за счет высоких продаж платиновых слитков населению в Японии. Однако резкое сокращение производства ювелирных изделий в Китае нивелировало высокие показатели спроса в других секторах», — поясняется в обзоре Johnson Matthey. [7]
Если цена на палладий будет оставаться выше платины продолжительное время, автопроизводители могут задуматься о его замене на платину, отмечают аналитики Commerzbank.
В 2018 году экспертами Всемирного совета инвестиций в платину (WPIC) прогнозируется дефицит платины на рынке. Это обусловлено снижением добычи при стабильном росте спроса на металл. [3]
Прогнозное снижение добычи платины будет составлять 1 % в сравнении с 2017 годом и будет наблюдаться только в первичном производстве (добыче). Влияние на снижение добычи оказало закрытие рудников во втором полугодии 2017 года. Что касается вторичного предложения платины, то оно вырастет на 2 % за счет роста переработки автокатализаторов и незначительного роста переработки ювелирного лома.
В результате высокого спроса на металлы платиновой группы и низкого предложения на рынке на данные металлы — встаёт вопрос о поиске альтернативного источника добычи. И тут как не зря кстати на помощь приходит переработка тех самых катализаторов. Принимая во внимание, что на Земле сейчас порядка 1,5 млрд. автомобилей, вес катализатора варьируется от 0,927 кг до 1,778 кг (средний вес = 1,352 кг) и с учетом среднего содержания драгоценных металлов в одном катализаторе +/- 0,23 % вес драгоценных металлов в 1,5 млрд. автомобилей составит = 4,66 тысяч тонн или почти 150 миллионов унций.
Следует отметить, что на объёмы продаж легковых и грузовых автомобилей также влияет и запущенная программа утилизации, за счёт чего автовладельцы стараются обновить свой старый автомобиль. Кстати говоря, средний возраст автомобиля в мире порядка 12 лет, проще говоря в среднем через 12 лет автовладелец сменит свой автомобиль, утилизировав старый. На деле же автовладелец может иметь и 2 и 3 и более машин благодаря их доступности, кредитным программам, широкому модельному ряду на любой ценовой сегмент, что и обусловливается ростом количества автомобилей в мире и учащению цикла смены старого автомобиля на новый.
Рис. 4. Динамика роста автопарка РФ, тыс. единиц
Анализ численности мирового автопарка в период с 2009 по 2013 годы позволил определить темп роста легкового автопарка — 3,6 %, грузового — 3,7 % в год. Исходя из данных показателей, спрогнозирован объем рынка отработанных автокатализаторов на 2020 год.
Рис. 5. Прогнозная динамика роста рынка отработанных катализаторов, тонн
Предполагается, что к 2020 году мировое потребление платины вырастет за счет восстановления промышленного спроса до прежних уровней, а также умеренного роста ювелирного спроса. Эксперты отмечают, что это будет первый годовой рост в секторе с 2014 года на фоне ожидания стабилизации в Китае, а также увеличения потребления платины в других регионах. Спрос в автомобильной промышленности будет стабильным. [2]
Однако согласно прогнозу до 2040 года голландским банком ABN Amro, рост производства электромобилей в мире будет оказывать негативное влияние на мировой спрос на платину и палладий. По словам аналитика банка Georgette Boele, к 2040 году около 60 % проданных автомобилей в мире будет приводиться в движение от электродвигателя.
Если число выпускаемых в мире электромобилей будет расти, то это будет иметь «драматический эффект» на стоимость платины и палладия, так как именно эти два драгметалла используются при производстве катализаторов для дизельных и бензиновых автомобилей. Потребность в платиноидах для автомобильной промышленности будет минимальной.
По мнению Georgette Boele, к 2040 году стоит ожидать снижение спроса на платину со стороны автомобилестроения на 65 %. Если при этом спрос на платиноиды со стороны ювелирной отрасли, электроники и химической промышленности останется хотя бы на прежнем уровне, то общий спрос всё равно снизится на 30 % из-за автомобилестроения. Снижение мирового спрос на палладий может составить даже 40 %.
На основе текущих трендов аналитик голландского банка считает, что в долгосрочной перспективе цены на платиноиды могут обрушиться. По её оценкам, цена одной унции платины может опуститься до 500 долларов, что соответствует снижению на 45 %. Для палладия прогноз падения составляет 60 % до 400 долларов за унцию. [4]
Литература:
- «Вместо Ротшильдов и Оппенгеймеров», Сергей Шумовский, автор «Эксперт», Иван Рубанов; специальный корреспондент журнала «Эксперт». Режим доступа: http://www.infogeo.ru/metalls/press/?act=show&rev=2724
- Gruzo Portal: Развитие автопарка до 2020 года. Режим доступа: http://gruzoportal.su/news/rynok_podvizhnogo_sostava/1588/
- Вестник золотопромышленника. «World Platinum Investment Council: 2018 — очередной год дефицита платины». Режим доступа: https://gold.1prime.ru/analytics/20171219/238886.html
- Вестник золотопромышленника. «Влияние электромобилей на стоимость платиноидов». Режим доступа: http://gold.ru/news/vlijanie-jelektromobilej-stoimost-ceny-platiny-palladija.html
- Вестник золотопромышленника. «РФ в 2017 году снизит поставки палладия и платины — JM». Режим доступа: https://gold.1prime.ru/reviews/20170523/201374.html
- Платиновые металлы и их роль в современном обществе. Буслаева Т. М. 1999, химия. Режим доступа: http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/882.html
- Вестник золотопромышленника. «Россия в 2016 году сократила дефицит на рынке платины — JM» Режим доступа: https://gold.1prime.ru/news/20170516/200275.html