Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 06.04.2018

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Яо, Сюе. Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты») / Сюе Яо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 87-91. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49189/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья посвящена системным и последовательным выявлению характеристик студентов в русской языковой картине мира конца XIX века. Рассматриваются и классифицируются языковые единицы в русской прозе того времени (в данной работе — «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского (1895–1898)), описывающие особенности студентов как социальной группы. В работе исследуется языковая репрезентация данного образа в определенный исторический период, что способствует пониманию процесса развития студенчества как социальной группы.

Ключевые слова: русская проза, конец XIX века, языковая картина мира, языковая единица, образ студента.

Неслучайно выбран образ студента конца XIX века переломного периода в истории России, полного противоречий и потрясений. Ряд кардинальных реформ 60-х годов, прежде всего, отмена крепостного права, лежали в основе реформирования системы образования [4, с. 8]. Известно, что 18 июня 1863 года был утвержден новый университетский устав, который дал университетам большие демократические свободы и привилегии [12; 14]. Благодаря данному уставу, образование в России стало более доступным для представителей различных сословий. На этом историческом фоне поступили в высшие учебные заведения герои повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты» (1895–1898).

Персонажами повести являются студенты из разных социальных слоев, студенческая жизнь которых началась по различным причинам, а получение образования имеет различные цели. Они поступили в университеты и институты по математической, медицинской, юридической и другим специальностям, мечтая изменить мир, получить должность, стать инженером и т. д. В этой повести большое количество лексики используется для описания жизни студентов: важно отметить, что это не только термины и слова, описывающие процесс обучения, но и общеупотребительная лексика, однако количество слов со значением интеллектуальной деятельности будет при описании студентов больше, чем при описании людей других групп. Кроме того, ряд слов и выражений отражают отношение к студентам и восприятие студентов, типичные для конца XIX в.

В данной работе выявляются характеристики студентов в русской языковой картине мира (далее ЯКМ) конца XIX века. ЯКМ изучают разные ученые, как Ю. Д. Апресянопределял ее как «зафиксированная в языке и специфичная для данного языкового коллектива схему восприятия действительности» [1, с. 39]. З. Д. Попова предлагала, что ЯКМ — это «языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире» [8, с. 68]. С точки зрения З. И. Резановой, в ЯКМ отражается интерпретативная гносеологическая деятельность человека по отношению к миру в языковых единицах и др. [9, с. 28].

Таким образом, в данной статье анализируются языковые единицы, описывающие студентов в художественном тексте, поскольку художественный текст отражает фрагменты ЯКМ, наглядно и ярко демонстрирует культурные коннотации, содержащиеся в единицах языка [11, с. 75].

Языковые единицы, создающие в повести образ студента, классифицирована нами по тематическим группам. Под этим термином понимается «объединение слов, основывающихся на классификации самих предметов и явлений действительности» [13, с. 230]. Так, среди языковых средств описания студентов в повести «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского были выделены 5 тематических групп:

1) черты внешности студентов;

2) интеллектуальная деятельность;

3) физическая деятельность;

4) оценки студентов самими студентами и членами русского общества конца XIX в.;

5) жизнь студентов (повседневный обиход и учебный процесс).

В первой тематической группе отмечены черты внешности как конкретного студента, так и нескольких студентов, обладающих общими характеристиками. Например:

1)Это был худенький студент, в грязном потертом вицмундире, на плечах и спине которого была масса перхоти, волосы на голове торчали черной копной, косые черные глаза смотрели болезненно и твердо. Черная бородка пушком окаймляла маленькое хорошенькое лицо, но, несмотря на бородку и мундир, это был все тот же маленький друг его [5, с. 30].

2)Тот же шут, несмотря на путейскую фуражку, с маленьким румяным лицом, веселый и возбужденный [5, с. 36].

3)Андреев, высокий, худой, страшный, костлявый, с землистым цветом лица [5, с. 93].

4)Молодые фаты ходили в коротких куртках, в узких в обтяжку штанах, из бокового кармана которых иногда торчал шнурок табачницы. Они носили на носу пенсне[5, с. 149].

В вышеуказанных предложениях выражения описывают одежду, фигуру, рост, волосы, черты лица студентов и т. п. Первые три примера показывают особенности индивидуальной внешности студента, у которого не только имеются такие черты внешности, как у всех людей: высокий, черные глаза и др., но и собственные характеристики, отражающие общественное сословие: в грязном потертом вицмундире, путейская фуражка. Кроме того, нетрудно заметить, что в тексте часто встречаются такие связанные с человеческой фигурой слова, как прилагательные худенький, худой, костлявый — доказательства бедности студентов. О том же говорит прилагательное потертый. В четвертом предложении речь идет о группе студентов: молодые фаты.

Во вторую тематическую группу «интеллектуальная деятельность» входят две подгруппы: учебная интеллектуальная деятельность, неучебная интеллектуальная деятельность. В данной работе обратим внимание на первую подгруппу. Глаголы интеллектуальной деятельности описывают, как человек реализует активность интеллекта с целью получения новых знаний и на их основе умственные ресурсы и технологии [7]. Анализируя все глаголы этой группы, мы отобрали несколько слов в повести по классификации глаголов интеллектуальной деятельности с точки зрения Л. Г. Бабенко: думать (и однокоренные с этим глаголом слова обдумать, подумать, придумать и др.), знать (узнать и др.), понимать, читать, зубрить. Приведем примеры:

5)У окна студент с программой обдумывает свой вопрос, перед профессором в кресле сидит другой студент. Ничего официального, все так просто [5, с.120].

Обдумывать — мысленно обсуждать, взвешивать что-либо, вникать во что-либо [10, Т 8, с. 66].

6)Когда Карташев дошел до Декарта, он думал: «Отчего бы мне самому свою собственную философскую систему не выдумать[5, с. 100].

Выдумать — изобрести, придумать [10, Т 2, с. 1023].

7)— … Мы с тобой «high life» [высший свет (англ.)], ты, надеюсь, знаешь, что значит это слово?... [5, с. 37].

Знать — Постигая что-либо, обладать какими-либо сведениями, осведомленностью в какой-либо области [2, с. 318].

8)Этот последний был его собственный метод, и Карташев смотрел с широко раскрытыми глазами и думал, в какую бездну надо погрузиться, чтобы не только понимать, а еще и изобрести этот какой-то страшный метод [5, с. 24].

Понимать — постигать что-либо очень хорошо, глубоко, становясь сведущим, прекрасно разбирающимся в чем-либо [2, с. 313].

9)На этот раз Карташев засел за лекции так, как, казалось, давно и следовало. Он читал, составлял конспекты, зубрил на память и медленно, но упорно подвигался вперед [5, с. 100].

Читать — воспринимать органами зрения что-либо написанное, напечатанное, произнося что-либо вслух или воспроизведя что-либо про себя [2, с. 308].

ЗубритьПостигать какой-либо текст (обычно большой по объему), заучивая его наизусть, многократно повторяя, запоминая надолго, обычно не вникая в содержание [2, с. 319].

Данная тематическая группа демонстрирует самые типичные черты интеллектуальной деятельности студентов: люди занимаются, чтобы получить высшее образование. Названные действия в большой степени являются привычными и для студентов конца XIX века, и для нынешних учащихся. Нужно обратить внимание на глагол зубрить: отметить, это слово разговорное, а значит, его появление придает высказыванию экспрессию, показывает читателю, как старается студент. Одним словом, интеллектуальная деятельность неизменно и безусловно играет важную роль в жизни студентов, особенно в учебной жизни.

Тематическая группа «физическая деятельность» выступает в качестве дополнения при сопоставлении с группой «умственная деятельность», она разделяется на три подгруппы: 1) глаголы движения (подходить, пройти, выйти, уйти, поехать, кивать, оглянуть и др.); 2) глаголы действия (чертить, кричать, аплодировать, одеваться и др.); 3) глаголы восприятия (смотреть, слушать и др.). Например:

10)Он чертил петушка, отрываясь, делал вдруг вдумчивое лицо и, смотря в потолок, кивал головой. И в то же время он то и дело смотрел потихоньку на часы [5, с. 25].

Вышеуказанный отрывок текста повести описывает физическую деятельность студентов на лекции, включая все глаголы из всех трех подгрупп. Во время лекции у героя Карташева сначала появилось чувство большой напряженности, потом все его описанные действия, движения и восприятие точно и живо показали состояние студента, который не понимает содержание занятий.

В четвертой группе рассматриваются оценки студентов самими студентами и членами русского общества конца XIX века, включающими родных студентов, профессоров, знакомых дам и др. Важно отметить, что эти оценки даются разными людьми и в разное время. Так, оценка студенчества гимназистами, еще только мечтающими поступить в университет, демонстрирует некое идеальное представление о жизни студента. Родственники, опасающиеся за покидающих дом молодых людей, обращают внимание на опасности студенческой жизни. Точка зрения студентов, уже поступивших в университет, значительно отличается от этих двух позиций, а мнения людей, окружающих студентов, разнообразны и зависят от различных обстоятельств. Рассмотрим примеры:

11)Через месяц он уедет в Петербург и будет жить новой, совсем новой, особенной жизнью. Там он будет другим человеком. Он станет серьезным, будет заниматься, будет ученым, — новый мир откроется перед ним, … [5, с. 6].

12)– … Помни, Тема, что единственная опасность, которая грозит тебе, — это если увлечешься в Петербурге и попадешь в те кружки, откуда выход на эшафот, в каторгу… [5, с. 7].

13)Наконец все было готово: и платье, и белье, и шуба, и башлык, и даже кожаные калоши. Непременно кожаные. Человек хорошего тона не наденет резиновых [5, с. 8].

14)Здесь, в Петербурге, где он уже успел и доказать свои способности, поступив вторым в трудное по приему заведение, и выглядел, кажется, единственным веселым человеком, — этот Шацкий производил на Карташева впечатление уже не того идиота, каким окрестил его Корнев. Теперь это был, правда, шут, но остроумный (с этим соглашался и Корнев) и главное — без претензии человек [5, с. 37].

15)Были и здесь кружки всяких оттенков, но масса в общем являлась довольно однородной — практической в своих увлечениях, больше склонной в сторону брожения сердечного, чем умственного. К последнему громадное большинство относилось равнодушно. К брожениям же чувства, если оно проявлялось даже в несимпатичной форме фатовства, относились снисходительно и терпимо [5, с. 148149].

16)Он считал всех этих красных мальчишками, а себя человеком, уже поднявшимся на высшую ступень человеческого самосознания [5, с. 149].

17)– Ах, какой милый! Какой красивый! — рассматривая его в лорнет, говорили пожилые дамы. — Очень, очень удачный вечер… С каким вкусом, тактом все устроено… Это молодежь наших времен [5, с. 152].

Оценки студентов разными субъектами даются с разных сторон: оценка с точки зрения интеллектуальных способностей, внешности, участия в студенческих кружках и др. Оценки выражаются с помощью прилагательных, существительных, словосочетаний и значения высказывания и т. п. События в примерах 11), 12) и 13) произошли тогда, когда герои еще не стали студентами. В представлении Карташева, студент — это человек серьезный, он занимается и будет ученым. Более того, студент — человек хорошего тона, с этой точкой зрения согласны его родные, которые тщательно подготовили будущему студенту одежду. А в примерах 14), 15), 16) и 17) речь идет об оценках и мнениях того этапа, когда герои уже начали жизнь внутри университетских стен. Например, по мнению Карташева, Шацкий — способный, остроумный, человек без претензии. По сравнению со студентами-красными, Карташев считает себя человеком, находящимся на высшей ступени самосознания, а красных — мальчишками. Кроме того, пожилые дамы в качестве членов общества оценивают студентов, которые удачно устроили замечательный вечер, выражением «молодежь наших времен». Также, анализируется кружок студентов, которые ведут себя как фаты; слово фат имеет значение «самодовольный франт, щеголь; пустой, любящий порисоваться человек» [10, Т 16, с. 1278], это негативное обращение к студенту. Примеры 12) и 15) показывают разные оценки кружков и студентов. Мать студента считает кружки негативным обстоятельством, хотя в студенческой жизни они представляют собой важную часть внеуниверситетской деятельности.

Последняя тематическая группа связана с жизнью студентов, словами этой группы описывается их повседневный обиход и учебный процесс. В обыденной жизни герои-студенты ищут места для проживания, общаются с друзьями, пишут письма родным, посещают театр и т. д. Вместе с тем главным грузом на плечах студентов является учеба. Они ходят в университет на занятия, читают конспекты лекции, готовятся к экзаменам, меняют университеты и т. п. Следующие отрывки рисуют фрагменты жизни студентов:

18)Корнев поселился на Выборгской… Дарсье поселился в доме своих дальних родственников, поступив в технологический институт главным образом потому, что здесь не требовалось никаких поверочных испытаний [5, с. 21].

19)– … Завтра опять экзамен: на всю ночь засяду [5, с. 112].

Из вышесказанного можно заключить, что в конце XIX века не было общежитий, по этой причине каждый студент ищет комнату. Студенты снимают недорогие комнаты, находящиеся в далеких от университета районах, например, на Выборгской стороне. Кроме того, студенты живут у родственников. Это доказывает, что после реформы образования студенты разных сословий приезжают в Петербург на учебу из провинций. Такова бытовая сторона жизни, а в процессе учебы студенты занимаются и в университете и дома, в частности, перед экзаменами на всю ночь засядут и подготовятся.

В первых трех тематических группах рассмотрены характеристики студентов в языковом аспекте, а остальные две группы — это анализ в культурологическом аспекте. Исследуя черты внешности студентов, их интеллектуальную и физическую деятельность, анализируя оценки студентов и их жизни, автор обнаружил, с одной стороны, общие и особые черты студентов конца XIX века в русской языковой картине мира, а с другой стороны — сходство и различия мнений разных членов общества того времени о студентах. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) бедность является одним из признаков группы студентов конца XIX в.; 2) большинство членов общества, включая самих студентов, уважают студентов и считают, что из них выйдут выдающиеся люди; 3) далеко не все студенты умные и способные, одни сосредоточивают всю энергию и мысли на учебе, а другие уделяют внимание театру, сомнительным развлечениям, женщинам; 4) в университете студенты собираются в различные кружки: по сословиям, по увлечениям, по другим принципам; 5) студенты из разных провинций получают знания в большом городе на общем культурном фоне; 6) все студенты конца XIX в. в данной повести — мужского пола, так как реформы не решили вопрос о высшем образовании для женщин.

«Характерные для студенчества той поры (конец XIX — начало XX века) ожидания благотворных перемен в российском обществе» [6, с. 288]. В начале XX века студенты активно участвуют в революции. В. Э. Багдасарян считает, что «уход студентов в революцию являлся проявлением кризиса юношеской социализации» [3, с. 83]. Таким образом, исследование образа студента в русской ЯКМ в конце XIX в. демонстрирует различные взгляды на данную социальную группу, существовавшие в то время, выясняет роль и место студенчества в русском обществе, указывает дальнейшее развитие и путь этой группы.

Литература:

  1. Апресян Ю. Д. Избранные труды: В 2 т. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995. 767 с.
  2. Бабенко Л. Г. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 698 с.
  3. Багдасарян В. Э. Мотивы девиантного поведения студенчества в конце XIX — начале XX в. // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века). Всероссийская научная конференция. Сб. научн. ст. М., 2004. С. 82–95.
  4. Богуславский М. В. Реформы российского образования 19–20 вв. как глобальный проект. Вопросы образования. 2006, № 3. С. 5–21.
  5. Гарин-Михайловский Н. Г. Студенты // Студенты. Инженеры. М.: Худож. лит., 1977. С. 3–172.
  6. Иванов А. Е. Студенческая корпорация России конца XIX — начала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. М.: Новый хронограф, 2004. 408 с.
  7. Мухин В. И. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Владос, 2007. 335 с.
  8. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 189 с.
  9. Резанова З. И. Языковая картина мира: взгляд на явление сквозь призму термина-метафоры // Картина мира: Модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука» (1–3 ноября 2001 г.) / под общ. ред. проф. З. И. Резановой. Томск, 2002. С. 28–34.
  10. Словарь современного русского литературного языка (ССРЛЯ). М.-Л.: Изд-во АН СССР. Т. 2., 1951; Т.8., 1959; Т.16., 1964.
  11. Сабитова З. К. Лингвокультурология. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 528 с.
  12. Томсинов В. А. Университетская реформа 1863 года в России. М.: Зерцало, 2012. 480 с.
  13. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. 336 с.
  14. Шилина Е. В. Развитие образования в России в XIX веке: автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2007. 28 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, интеллектуальная деятельность, оценка студентов, Петербург, тематическая группа, жизнь студентов, конец XIX века, русская языковая картина, социальная группа, студенческая жизнь.


Похожие статьи

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены ...

Архаизмы романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в транслатологической перспективе

Данная статья посвящена исследованию особенностей перевода архаизмов романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на английский и французский языки. Представлены главные теоретические положения, связанные с понятием архаизмов, а также проведено ...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

К вопросу о функционировании антропонимов-реалий в художественном произведении (на материале романа О. де Бальзака «Евгения Гранде»)

В данной статье проводится мысль о том, что в художественном произведении антропоним-реалия может выступать в обобщенно-символической функции и способствовать реализации авторского замысла, являясь, в частности, символом, характеризующим персонажей р...

Исследование русского перевода социальной культурно-маркированной лексики в книге «Мэн-цзы» с точки зрения функциональной эквивалентности

Культурно-маркированная лексика — это совокупность лексических единиц, обозначающих предметы или понятия, характерные для определённой культуры, глубоко запечатлённые территорией и временем конкретного языковой общности. «Мэн-цзы» является представит...

Оценка эмоционального состояния личности в испанской языковой картине мира

В статье рассматриваются способы вербализации эмоционального пространства в испанской лингвокультуре. Анализируются глаголы с семантикой движения вдоль вертикальной оси, а также другие части речи, при помощи которых может быть выражена ориентация объ...

Поэтические тексты в преподавании русского языка детям из стран Средней Азии

В статье рассматриваются подходы, применяемые в процессе обучения русскому языку детям из стран Средней Азии. Анализ научно-методической литературы показал, что преподавателю следует помнить: поэтический текст предназначен для осмысления и сопережива...

Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»

Статья посвящена анализу композиционных особенностей повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан». В качестве основного подхода к исследованию структуры произведения выбран приём, связанный с определением системы точек зрения. Вычленение различных взгля...

Передача индивидуальной речевой характеристики персонажа при переводе с русского языка на английский на примере сериала «Внутри Лапенко»

Статья посвящена исследованию феномена речи персонажей как переводческой проблемы в рамках киноперевода на материале YouTube-сериала «Внутри Лапенко» и его субтитров на английском языке. Особое внимание уделено влиянию речи персонажей в оригинале и п...

Похожие статьи

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены ...

Архаизмы романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в транслатологической перспективе

Данная статья посвящена исследованию особенностей перевода архаизмов романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на английский и французский языки. Представлены главные теоретические положения, связанные с понятием архаизмов, а также проведено ...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

К вопросу о функционировании антропонимов-реалий в художественном произведении (на материале романа О. де Бальзака «Евгения Гранде»)

В данной статье проводится мысль о том, что в художественном произведении антропоним-реалия может выступать в обобщенно-символической функции и способствовать реализации авторского замысла, являясь, в частности, символом, характеризующим персонажей р...

Исследование русского перевода социальной культурно-маркированной лексики в книге «Мэн-цзы» с точки зрения функциональной эквивалентности

Культурно-маркированная лексика — это совокупность лексических единиц, обозначающих предметы или понятия, характерные для определённой культуры, глубоко запечатлённые территорией и временем конкретного языковой общности. «Мэн-цзы» является представит...

Оценка эмоционального состояния личности в испанской языковой картине мира

В статье рассматриваются способы вербализации эмоционального пространства в испанской лингвокультуре. Анализируются глаголы с семантикой движения вдоль вертикальной оси, а также другие части речи, при помощи которых может быть выражена ориентация объ...

Поэтические тексты в преподавании русского языка детям из стран Средней Азии

В статье рассматриваются подходы, применяемые в процессе обучения русскому языку детям из стран Средней Азии. Анализ научно-методической литературы показал, что преподавателю следует помнить: поэтический текст предназначен для осмысления и сопережива...

Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»

Статья посвящена анализу композиционных особенностей повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан». В качестве основного подхода к исследованию структуры произведения выбран приём, связанный с определением системы точек зрения. Вычленение различных взгля...

Передача индивидуальной речевой характеристики персонажа при переводе с русского языка на английский на примере сериала «Внутри Лапенко»

Статья посвящена исследованию феномена речи персонажей как переводческой проблемы в рамках киноперевода на материале YouTube-сериала «Внутри Лапенко» и его субтитров на английском языке. Особое внимание уделено влиянию речи персонажей в оригинале и п...

Задать вопрос