Статья посвящена описанию одной из форм организации внеурочной деятельности младших школьников — культурно-исторической экскурсии. Описана технология и содержание, на котором можно планировать экскурсии, представлены возможности использования экскурсий для достижения личностных результатов начального образования.
Ключевые слова: личностные результаты начального общего образования, культурно-историческая экскурсия, духовно-нравственное воспитание, младший школьник
Одной из важнейших задач современного образования является духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, которое предусматривает достижение учащимися личностных результатов, включающих их готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Если проанализировать те качества, которыми должен обладать выпускник школы [1], то можно сделать вывод о том, что личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся — к миру и к себе.
На достижение личностных результатов направлено формирование личностных универсальных учебных действий, которые включают в себя:
1) самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося, становление основ российской гражданской идентичности личности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
2) смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;
3) морально этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости, способность к моральной децентрации, развитие этических чувств [2, с.105].
Наиболее сложными в достижении являются личностные результаты образования. Только совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования и, конечно, самого ребенка) в урочной и внеурочной деятельности может привести к нужным изменениям.
Формирование личностных результатов образования предполагает следующую логику:
‒ приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов)
‒ переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов)
‒ приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов) [3, с.3].
То есть, первый уровень подразумевает собой получение ребенком знаний об общественных ценностях, устройстве общества, об одобряемом или неодобряемом поведении человека (когнитивный компонент). Второй — рефлексию этого знания (эмоциональный компонент). Третий — готовность и способность выполнять те нормы и правила, о которых он узнал (поведенческий компонент).
Если достижение личностных результатов первого уровня возможно на уроках и занятиях в школе, то эмоциональное переживание может вызвать только близкое знакомство с общественными явлениями и объектами культуры. Непосредственное взаимодействие с ними возможно лишь во внеурочной деятельности.
Большой потенциал внеурочной деятельности позволяет современному учителю искать наиболее эффективные формы ее организации. Одной из них может стать культурно-историческая экскурсия.
Идею применения экскурсии как активного метода обучения высказал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися. Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.
В толковом словаре Ушакова дано такое объяснение этого понятия: экскурсия — это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью. В Большой Советской Энциклопедии дана такая трактовка этого понятия: экскурсия — это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Борис Емельянов определили экскурсию — как целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира [4].
Николай Павлович Анциферов — ученый-краевед, один из основателей экскурсионного метода знакомства с городом, значительно отличающегося от общепринятого. Город для Анциферова является “наилучшей естественной средой для изучения социальных явлений во всех их видоизменениях”. «Город мы воспринимаем в связи с природой, которая кладет на него свой отпечаток; город доступен нам не только в частях, во фрагментах, как каждый исторический памятник, но во всей своей цельности; наконец, он не только прошлое, он живет с нами своей современной жизнью, будет жить и после нас, служа приютом и поприщем деятельности наших потомков. Город — для изучения самый конкретный культурно-исторический организм. Душа его может легко раскрыться нам» [5].
Культурно-историческая экскурсия — наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица [6].
Культурно-историческая экскурсия ставит своими целями:
а) Патриотическое воспитание.
б) Расширение кругозора.
в) Привитие уважения к народу, культуре и обычаям.
При разработке экскурсии выделяют следующие этапы:
- Определение темы экскурсии.
- Выявление экскурсионных объектов.
- Составление схемы маршрута.
- Написание текста экскурсии.
- Создание методической разработки экскурсии.
Технология достижения личностных результатов образования через культурно-историческую экскурсию может быть следующей:
На наш взгляд, культурно-историческая экскурсия способствует формированию ключевых личностных универсальных учебных действий:
‒ у ребенка развивается и поддерживается позитивная мотивация к обучению, познавательный интерес;
‒ учащийся стремится и учится искать новое в окружающем его мире;
‒ исследуя мир культуры своего народа, ребенок начинает осознавать себя гражданином российского общества с его ценностями и традициями, при этом испытывая гордость за величие и многообразие его культуры;
‒ через знакомство с архитектурными, художественными, религиозными или природными объектами происходит духовно-нравственное развитие учащихся, так как искусство, природа и религия пробуждают в людях чувства сопереживания, сострадания, заставляют переживать сильнейшие позитивные эмоции, способствующие развитию личности;
‒ соприкасаясь с культурными и природными объектами школьник осознает свою ответственность за бережное отношение к ним и их сохранение, что развивает его этические чувства, формирует экологическую культуру;
‒ в процессе экскурсии у ребенка развивается эстетический вкус.
Кроме того, культурно-историческая экскурсия способствует достижению предметных результатов и формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Организовывая культурно-исторические экскурсии для младших школьников важно учитывать особенности развития и объем социального опыта школьников. В этом возрасте еще не накопили достаточно знаний о культуре, истории и укладе жизни общества, но уже готовы к эмоциональному восприятию объектов искусства.
Разрабатывая культурно-исторические экскурсии для первоклассников стоит предлагать обзорные экскурсии по родному городу, либо экскурсии по историческому центру города, причем они не должны включать в себя более 5–7 объектов.
Во втором классе дети уже могут прослеживать изменение города в различные исторические эпохи. Поэтому стоит показать объекты, созданные в разное время. Особое внимание стоит уделить историческим памятникам, имеющим наибольшее значение для истории города и страны. Это могут быть памятники героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Это поможет не только «показать» учащимся историю города, но вызвать у них патриотические чувства.
Третьеклассников целесообразно знакомить через экскурсии с искусством, представленном в родном городе. Это могут быть театры, музеи, скульптурные группы и места, связанные с жизнью знаменитых людей города.
У учащихся четвертого класса в образовательной программе появляется новый для них предмет «Основы религиозных культура и светской этики». Экскурсии могут «поддержать» информацию, получаемую через изучение данного предмета, наглядностью. То есть культурно-исторические экскурсии для четвероклассников могут включать в себя религиозные объекты и святыни города.
Культурно-историческая экскурсия соединяет урочную и внеурочную деятельность и может быть использована в организации работы по таким направлениям как общекультурное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое и, даже, спортивно-оздоровительное.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что культурно-историческая экскурсия позволят решить много задач, связанных как с достижением предметных и метапредметных, так и личностных результатов образования младших школьников.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. https://docviewer.yandex.ru/?uid=122606277&url=ya-mail %3A %2F %2F161285161655209377 %2F1.3&name=poop_noo_reestr %20(14).doc&c=589c56a87688
- Коробкова, Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003.
- Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011.
- http://www.slovari.ru
- Анциферов Н. П. Непостижимый город... Душа Петербурга. — Спб.: Лениздат, 1991.
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/20725/ЭКСКУРСИЯ