В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационной сессии.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, учебная деятельность, студенты
The article presents the dynamics of social-psychological adaptation of first-year students to the university. The indicators of adaptation to learning activity and a group of students at the beginning of the first semester and during the first test-examination session are considered.
Key words: socio-psychological adaptation, educational activities, students
В современных условиях глобальной информатизации одним из условий эффективной деятельности специалистов является своевременная и успешная адаптация в профессиональной среде. Правильный выбор профессии, продуманный подход к выбору университета становятся решающим фактором в адаптации студентов сначала к учебной группе, а затем к учебной деятельности в целом. В традиционном учебном процессе все более широко используются инновационные технологии, самостоятельная работа становится практически основным типом учебной деятельности студентов. Вчерашние выпускники школ не всегда готовы к такому резкому изменению ситуации, не знают, как быстро реагировать на все требования учителей, часто терпят неудачу. Определение психодиагностических мероприятий, посвященных социально-психологической адаптации студентов в вузе может рассматриваться как одна из актуальных задач психологической службы высшей школы. Цель работы — выявить и описать особенности психологической адаптации. Объект исследования — социально-психологическая адаптация личности. Предмет — динамика психологической адаптации в ВУЗе у студентов первых курсов.
Психологические особенности первокурсников оказывают непосредственное влияние на процесс их адаптации, как приспособление к новым условиям жизнедеятельности и социальных взаимодействий. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием личностных структур, интеллектуальной системы, их психических характеристик, а также большого числа новообразований. Большое количество информации, чрезмерное разнообразие и монотонность, необходимость рационального планирования своего рабочего времени для самообучения, обладания их индивидуальными способностями, неудовлетворительная познавательная деятельность и критика обстоятельств и риска принятия решений — все это новые условия, к которым нужно приспособиться. Для этого всем участникам образовательного процесса университета в первые дни обучения необходимо помочь студентам, направленным на преодоление трудностей, возникающих во всех аспектах их адаптации. Успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников в жизни и учебе в университете является ключом к дальнейшему развитию каждого студента как человека и будущего специалиста. Этот период иногда связан с коренным распадом существующих идей, привычек, необходимостью изменить и реорганизовать свое поведение и деятельность, «вступить» в новые условия.
Большой вклад в изучение адаптации внесли такие ученые, как У. Бакли, Ф. Б. Березин, П. С. Грейв, И. С. Кон Е. С. Маркарян, А. В. Петровский, и другие. По их мнению, адаптация — это не только состояние человека, но также процесс, в ходе которого социальный организм приобретает равновесия и устойчивость к воздействию и воздействию социальные среды. Социально-психологическая «дезадаптация студента это изменение его социального статуса и поведения, связанное с психогенным формированием его личности, и затрудняющее процесс его профессионализации на этапе обучения. В современных исследованиях такая проблематика рассматривается в понятиях социально-профессиональной, профессиональной, психофизической и межкультурной адаптации» [2, с. 43].
Эмпирическое исследование особенностей психологической адаптации первокурсников в вузе проводилось с помощью методики Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе» [4]. Методика проводилась два раза, в начале года и перед сессией среди 30 студентов первого курса направления подготовки «Психология». Результаты диагностики социально-психологической адаптации обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика социально-психологической адаптации студентов вгруппе
|
Низкие показатели адаптации |
Высокие показатели адаптации |
||
Адаптированность кучебной группе |
Адаптированность кучебной деятельности |
Адаптированность кучебной группе |
Адаптированность кучебной деятельности% |
|
В начале учебного года |
76,67 % |
77 % |
23,33 % |
23 % |
Перед сессией |
73,33 % |
90 % |
26,67 % |
10 % |
В начале обучения 77 % респондентов имеют низкий показатель адаптированности к учебной группе. Большая часть испытуемых имеют низкие показатели адаптированности как к учебной группе, так и к учебной деятельности. Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытуемых студентов трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости такой студент не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
Динамика изучаемых показателей в период первой сессии не велика, 73 % студентов сохраняют признаки дезадаптации, показывая психологическую травматичность ситуаций оценивания, не приспособленность к изменению интенсивности нагрузок, неумение мобилизоваться.
Полученные результаты показывают актуальность мониторинговых мероприятий психодиагностической работы, посвященных проблеме адаптации студентов к обучению в вузе, способности их перестроить учебно-профессиональную деятельность, выстроить систему отношений с педагогами и сокурсниками. Исследование показало, что адаптация первокурсников в вузе проходит со значительными затруднениями. Студенты-первокурсники испытывают трудности в адаптации к учебной группе и к учебной деятельности, как ведущим типам деятельности этого периода профессионализации.
Литература:
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. –СПб.: Речь., 2005. — 398с.
- Бородина И. И. Поведенческие паттерны в диагностике социально- дезадаптированных студентов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (6). С. 42–47.
- Граве П. С. Об адаптации в живых системах. — Рига: Зинатне, 1972.
- Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В., Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml [Методика исследования адаптированности студентов в вузе / 2010–2]
- Кон И. С. Социологическая психология. — Воронеж: МОДЭК, 2005. — 560 с.