Проблемы реализации государственных программ и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 05.04.2018

Статья просмотрена: 4168 раз

Библиографическое описание:

Бурдуковская, А. П. Проблемы реализации государственных программ и пути их решения / А. П. Бурдуковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49245/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и рекомендации по повышению эффективности их реализации.

Ключевые слова: государственная программа, эффективность, анализ, методика, контроль, бюджет.

В современных условиях очень важно для государства выстроить стойкую конкурентоспособную экономическую модель. В настоящее время, разработка эффективной и действительно работающей модели осуществима при условии, если все сферы деятельности будут открыты и прозрачны. Данному направлению способствуют государственные программы, которые разрабатываются и реализуются во всех субъектах РФ. Актуальность исследования данного направления связано с наличием проблем в их реализации, а также для поиска оптимальных решений, с целью повышения эффективности и снижения рисков.

Анализ проблем в сфере эффективности и результативности государственных программ Новосибирской области указывает отклонение от системы выделенных индикаторов реализации программ. Это указывает на низкую эффективность в достижениях указанных целей и ожидаемых результатов в исполнении государственной программы и не дает адекватно и четко оценить эффективность реализации программы по ее завершению.

В разделе оценки эффективности государственных программ содержатся критерии оценки общего характера. Таким способом оценить реальный экономический эффект от реализации программ достаточно сложно. Отметим, что при исполнении обязательств по финансовому обеспечению программных мероприятий существуют факты неполного финансирования программ в текущем году, что приводит к планированию увеличения финансирования государственных программ в последующий период.

В механизме формирования и реализации целевых программ особое место занимает оценка эффективности и результативности программ, она представляет собой отдельную совокупность методов оценки в функциональной подсистеме (научно-практическом инструментарии) механизма в блоке методов и в то же время в обеспечивающей подсистеме механизма она присутствует в блоке информационно-аналитического обеспечения. [5]

Для оценки эффективности государственных программ и мероприятий существует Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010г. «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации», а также «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». В данных документах отражены требования к порядку оценки, за которые отвечает ответственный исполнитель программы. В функции ответственного исполнителя входит оценка эффективности программы, а также создание методики для своего субъекта с целью улучшения показателей эффективности данных программ. Эксперты отмечают, что в типовой методике, изложенной в «Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерация» существует комплекс недоработок. Во-первых, она основана на план-фактном анализе, то есть характеризует только исполнительскую дисциплину. Во-вторых, анализирует показатели, которые заложены самими ответственными исполнителями при подготовке государственной программы. [1] Исполнители, отвечающие за реализацию программ, могут занижать либо завышать необходимые показатели для уверенности в их достижении.

При этом отбор программ осуществляется на конкурсной основе по формализованным критериям с учетом приоритетности программной области, степени общественной значимости планируемых результатов и ожидаемой эффективности реализации программы. [6]

В Новосибирской области оценка эффективности реализации государственных программ в 2017 году осуществлялась в соответствии с методикой оценки эффективности, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Новосибирской области от 9 ноября 2012 г. № 110 «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области». В соответствии с вышеуказанной методикой реализация государственной программы, подпрограммы или мероприятий, направленных на реализацию программы считается результативной, если рассчитанное значение показателя интегральной оценки R >= 0,8, недостаточно эффективной- 0,5 <= R < 0,8, неэффективной, если значение меньше 0,5.

Изначально, законом об областном бюджете бюджетные ассигнования на 2017 год в объеме 111 241,7 млн. рублей были утверждены на реализацию мероприятий 12 государственных программ Новосибирской области и на другие направления деятельности органов государственной власти в объеме 5 001,5 млн рублей.

В заключении контрольно-счетной палаты Новосибирской области отмечается, что в ходе исполнения областного бюджета плановые показатели на 2017 год, направленные на финансирование программных мероприятий корректировались 5 раз соответствующими законами Новосибирской области. В результате корректировок, по фактическому финансированию расходы областного бюджета на 2017 год в редакциях последних изменений составили 114 182,3 млн рублей, в том числе на исполнение программ- 110 038,4 млн рублей.

В результате анализа видно, что законодательно утвержденные расходы областного бюджета на реализацию программ в 2017 году к первоначальному плану уменьшены на 2 060,9 млн рублей, или на 1,8 %. Сокращение бюджетных назначение на 2017 год коснулись всех 12 программ.

На основе статистического анализа и экспертных оценок для каждой статьи источников и расходов Программы можно определить возможные объемы поступления и расходования средств, их отклонение от запланированных величин и сформировать соответствующие вероятностные характеристики. [4]

В ходе анализа изменений и корректировок в течение года в государственных программы были обнаружены исправления с разницей во времени (несколько дней), так же некоторые корректировки одного и того же мероприятия, что указывает на не эффективную работу ответственных исполнителей программных мероприятий.

Проблема оценки реализации государственных программ существует по сей день и требует внимания со стороны государства. Невысокое качество государственных программ неблагоприятным образом сказывается на эффективности осуществления государственной политики в Российской Федерации, соответственно, и на общем уровне жизни населения.

Литература:

  1. Соколов И. А. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014.№ 2.С.7–11.
  2. Постановление от 2 августа 2010 года N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
  3. Приказ Министерства экономического развития Новосибирской области от 9 ноября 2012 г. № 110 «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области».
  4. Соколов В. Г., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Интерактивная модель оценки надежности реализации долгосрочной целевой программы // Сибирская финансовая школа. 2016. № 1. С. 50–54.
  5. Владимирова Т. А., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Методологические аспекты оценки эффективности реализации целевых программ / Экономика и предпринимательство. 2017. № 2–2 (79–2). С. 885–888.
  6. Баранова И. В., Дуплинская Е. Б. Модернизация системы управления государственными финансами на основе концепции управления по результатам: Монография. Новосибирск: САФБД, 2013. — 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Новосибирская область, государственная программа, программа, оценка эффективности, реализация, реализация программ, результативность программ, Российская Федерация.


Похожие статьи

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Анализ эффективности государственного финансирования НИОКР для транспорта и связи в Приволжском федеральном округе

Рассмотрена проблема результативности государственного финансирования НИОКР. Разработана модель оценки эффективности НИОКР на основе моделирования стоимостных значений федеральных целевых программ. Выявлены тенденции государственного финансирования Н...

Бюджетная политика и инструменты управления ею

В статье рассмотрены особенности формирования бюджетной политики и место в ней бюджетной политики субъекта РФ, рассмотрены основные направления бюджетной политики Тюменской области, структура доходов и расходов бюджета, проанализированы используемые ...

Факторы эффективности реализации государственной образовательной политики в Московской области

В статье рассмотрено понятие «эффективность системы образования». Перечислены факторы системы образования. Выявлены уровни эффективности государственной политики.

Способы укрепления доходной базы местного бюджета

В статье на основе аналитических данных обозначены основные проблемы наполняемости доходной базы местных бюджетов, а также определены основное направления и способы ее укрепления.

Роль прогнозирования в социально-экономическом развитии регионов (на примере Сахалинской области)

В статье рассматриваются вопросы необходимости прогнозирования социально-экономического развития регионов России. В частности, на примере Сахалинской области проведен анализ ключевых проблем осуществления прогнозирования социально-экономического разв...

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

Инвестиционная стратегия и политика Ульяновской области

Изучена инвестиционная политика и стратегия Ульяновской области. Рассмотрен инвестиционный потенциал, а также изложены вопросы улучшения инвестиционного климата области. Приведен ряд инструментами реализации инвестиционной политики Ульяновской област...

Похожие статьи

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Анализ эффективности государственного финансирования НИОКР для транспорта и связи в Приволжском федеральном округе

Рассмотрена проблема результативности государственного финансирования НИОКР. Разработана модель оценки эффективности НИОКР на основе моделирования стоимостных значений федеральных целевых программ. Выявлены тенденции государственного финансирования Н...

Бюджетная политика и инструменты управления ею

В статье рассмотрены особенности формирования бюджетной политики и место в ней бюджетной политики субъекта РФ, рассмотрены основные направления бюджетной политики Тюменской области, структура доходов и расходов бюджета, проанализированы используемые ...

Факторы эффективности реализации государственной образовательной политики в Московской области

В статье рассмотрено понятие «эффективность системы образования». Перечислены факторы системы образования. Выявлены уровни эффективности государственной политики.

Способы укрепления доходной базы местного бюджета

В статье на основе аналитических данных обозначены основные проблемы наполняемости доходной базы местных бюджетов, а также определены основное направления и способы ее укрепления.

Роль прогнозирования в социально-экономическом развитии регионов (на примере Сахалинской области)

В статье рассматриваются вопросы необходимости прогнозирования социально-экономического развития регионов России. В частности, на примере Сахалинской области проведен анализ ключевых проблем осуществления прогнозирования социально-экономического разв...

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

Инвестиционная стратегия и политика Ульяновской области

Изучена инвестиционная политика и стратегия Ульяновской области. Рассмотрен инвестиционный потенциал, а также изложены вопросы улучшения инвестиционного климата области. Приведен ряд инструментами реализации инвестиционной политики Ульяновской област...

Задать вопрос