2014 год, ознаменовавшийся историческим событием в Российской Федерации, а также во всей международной политической действительности, воссоединением Республики Крым и России повлек за собой целый комплекс правовых аспектов, вопросов и проблем, требующих оперативного, системного разрешения и урегулирования в условиях «переходного периода» — процесса интеграции нового субъекта в правовое поле Российской Федерации.
Вопросы внутренней организации политико-правовой жизни жителей Республики Крым стали тем ключевым фактором, без учета и разрешения которого невозможно указывать, что Крым — полноценный субъект Российской Федерации, ведь вся деятельность полуострова, до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», базировалась преимущественно на законодательстве Украины, в меньшинстве на законодательстве Автономной Республики Крым. В связи с этим объективно возник процесс необходимости скорейшего приведения всей нормативно-правовой базы Республики Крым в соответствие с федеральным законодательством. Немаловажной сферой такого правового регулирования, требующей активной организации процесса регионального законотворчества и нормотворчества в целом, стала сфера земельных отношений, являющаяся одной из самых крупных и глобальных в новой республике.
За 4 года нахождения Крыма в составе России можно сделать вывод о положительных тенденциях развития полуострова, о чем свидетельствуют данные, содержащиеся в ежегодных отчетах Главы Республики Крым о результатах деятельности Совета министров Республики Крым, докладах Общественной палаты Республики Крым и т. п. Следует отметить, что данные тенденции характерны для всех сфер жизни Крыма. Тем не менее, за столь успешный короткий период реформирования регионального законодательства и его реализации следует отметить, что в настоящее время до сих пор встречаются довольно проблемные вопросы применения норм действующего законодательства Республики Крым, в частности в сфере земельных отношений, что в свою очередь делает данную тему актуальной и открытой для всестороннего и полноценного исследования.
Одной из самых актуальных тем в сфере земельных отношений в новом субъекте Российской Федерации является тема предоставления земельных участков, процедура которой урегулирована не только Земельным кодексом Российской Федерации, но и детализирована законодательством Республики Крым, в частности Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее по тексту — Закон) [1]. Именно данный закон регулирует вопросы не только землепользования, но и землеустройства в Республике Крым в целом.
Данный закон, статьей 7 предусматривает возможность предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное срочное пользование, при этом устанавливает, что предоставление участков допускается только определенным категориям граждан по профессиональной принадлежности (перечень профессий установлен постановлением Совета министров Республики Крым от 11 марта 2015 года № 110 «Об утверждении перечня специальностей для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование»).
Данная норма является весьма актуальной и востребованной в связи с необходимостью привлечения молодых квалифицированных специалистов в различные сферы жизнедеятельности в сельских поселениях Республики Крым. Тем не менее, анализируя акты органов исполнительной власти Республики Крым, не представляется возможным найти нормативно-оформленную процедуру такого предоставления, в частности в нормативно-правовых актах Крыма отсутствует принятый порядок формирования и предоставления таких земельных участков. Частью 1 вышеуказанной статьи отмечается срочность предоставления таких земельных участков, а именно на срок не более 6 лет. Тем не менее, частью 2 статьи 7 Закона отмечается, что безвозмездное пользование таким земельным участком прекращается в случае расторжения трудового договора, наличие которого являлось основанием для предоставления земельного участка.
Исходя из анализа вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что реальное применение статьи 7 Закона органами местного самоуправления Республики Крым в условиях нынешней политико-правовой действительности не может быть реализовано, что может быть определено несколькими дестабилизирующими факторами, а именно:
– отсутствие четко установленного субъекта предоставления такого земельного участка: в частности, данная проблема может быть реализована двумя путями:
- Предоставление земельного участка непосредственно органом местного самоуправления муниципального образования исходя из специально-сформированной очереди на предоставление земельного участка гражданам, занимающим должности, указанные в постановлении Совета министров Республики Крым от 11 марта 2015 года № 110 «Об утверждении перечня специальностей для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование» [2];
- Предоставление земельных участков (количество которых определяется согласно поданными такими организациями списками работников, соответствующих требованиям Закона) организациям, работники которых осуществляют деятельность по вышеуказанным профессиям, с последующим предоставлением таких участков в виде служебных наделов;
– установление прекращения срока безвозмездного пользования таким участком с одновременным указанием единственного основания для прекращения его пользования — расторжения трудового договора: представляется уместным исключение из статьи 7 Закона положения о предельном сроке пользования — 6 лет, с изложением части статьи 7 Закона в следующей редакции: «Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в дополнение к случаям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование на срок действия трудового договора для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, которые работают по основному месту работы в сельских поселениях муниципальных районов Республики Крым в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, социальной сфере по специальностям, перечень которых утверждается актом Совета министров Республики Крым»;
– данная статья Закона нуждается в детализации статуса субъекта, имеющего право приобретения земельного участка в безвозмездное пользование, а именно: наличие либо отсутствие требования о регистрации гражданина на территории Республики Крым, наличие или отсутствие прав на иные объекты недвижимого имущества (жилые дома, квартиры, земельные участки для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства) и т. п.
Осуществление вышеуказанных преобразований может способствовать реализации закрепленного Законом права граждан на приобретение земельного участка в безвозмездное срочное пользование.
Также положительную роль может сыграть разработка на уровне Правительства Республики Крым, при участии муниципальных образований Республики Крым, и принятие соответствующего нормативного акта, детально регулирующего процедуру такого предоставления, на основании которого будут разработаны муниципальные нормативные акты. Данная процедура, несомненно, будет способствовать унификации нормативных правовых актов всех муниципальных образований Республики Крым. Наглядным примером такой унификации может служить принятие Советом министров Республики Крым постановления от 02 сентября 2014 года № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» [3], в соответствии с которым муниципальными образованиями Крыма были приняты акты регулирующие процедуру переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов таких муниципальных образований.
Вышеуказанные предложения могут на практике способствовать реализации статьи 7 Закона, что наглядно будет свидетельствовать о реальности и действенности регионального нормотворчества в Республике Крым, что является особенно актуальным в условиях завершения интеграции нового субъекта в правовое поле Российской Федерации.
Литература:
- Закон Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://base.garant.ru/23703870/ (дата обращения: 6.04.2018).
- Постановление Совета министров Республики Крым от 11 марта 2015 года № 110 «Об утверждении перечня специальностей для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование» // Официальный портал Правительства Республики Крым. URL: https://monm.rk.gov.ru/file/postSM110.pdf (дата обращения: 6.04.2018).
- Постановление Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» // Официальный портал Правительства Республики Крым. URL: https://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_233237.pdf (дата обращения: 6.04.2018).