Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 10.04.2018

Статья просмотрена: 5072 раза

Библиографическое описание:

Шобанова, А. О. Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала / А. О. Шобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49262/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам. Приведены примеры обрядов и жертвоприношений, существующие в каждой системе верований. Обозначена проблема жизнеспособности подобной религиозной системы в современной массовой культуре, а также необходимость сохранения и передачи информации об уникальных культурных явлениях коренных народов Севера.

Ключевые слова: мир, коренные народы, культура, ненцы, духи, представления, боги, Ямал, религия, обряды, жертвоприношение, Пугос-Лунг.

This article describes the religious beliefs of indigenous minorities of the North. The specific features of ideology peculiar to the peoples of the data are defined. The examples of rituals and sacrifices that exist in every system of beliefs are given. The question of the viability of religious diversity in contemporary mass culture is highlighted; the need to preserve and transmit information about the unique cultural phenomena of the indigenous peoples of the North is also represented.

Key words: peace, indigenous peoples, culture, Nenets, spirit, representations, god, Yamal, religion, rituals, sacrifice, Pugos-Lung.

Религиозные верования коренных народов Ямала составляют один из важнейших пластов северо-языческой цивилизации. В связи с активной интеграцией её представителей в современное общество, сохранение самобытности национальной культуры является необходимым условием для поддержания идентичности Российской Федерации. Религия — одно из важных условий самоопределения коренных народов, их верования дают обширное представление о мировоззрении, свойственном северо-культурной цивилизации. Вопрос сохранения уникальной культуры делает тему актуальной для анализа и популяризации.

Цель работы — сделать обзор религиозных взглядов, а также спрогнозировать возможность их сохранения.

Задачи — найти и проанализировать исследования (особенно проведенные в полевых условиях).

Объект исследования — религия. Предмет исследования — религиозные верования коренных народов Ямала.

Суровые природные условия Ямальского полуострова создают особую культурную среду. Разобщённость жителей и их разбросанность по небольшим поселениям привела к тому, что отказываться от опыта предков было угрозой для выживания. «Поэтому определяющей чертой местной национальной культуры можно считать её традиционность, консервативность. Но, в отличие от европейских культур, где человек — царь природы, у обских угров природа одухотворена и является субъектом взаимодействия». [6]

Коренные народы Ямала — это народы, исповедующие язычество. Согласно исследованию Л. А. Лара: «у ненцев имеется весьма многочисленный и сложный пантеон, включающий десятки имен: Илебям'пэртя (бертя) — бог изобилия, дарующий людям оленей, Я'Миня — богиня-покровительница рождения и земли. Эти боги являются, по существу, олицетворением сил и стихий природы и выступают покровителями разных видов человеческой деятельности». [2, С. 10]

Монография упомянутого ранее Л. А. Лара “Шаманы и боги” (1998) представляет полную картину политеизма северных народов, ведь, по словам Г. П. Харючи «это первая работа ненца, носителя своей культуры, в которой описывается мир богов и духов в представлениях ненцев, а именно, духов Верхнего, Среднего и Нижнего миров».

Верхний мир представляют так называемые творцы. Для исполнения просьбы и получения защиты необходимо «задобрить» бога — принести ему жертву. Например, Пугос-Лунг является верховной богиней ханты и манси. Существует обряд, при котором красную ткань сжигают в костре: это способствует появлению у Пугос-Лунг детей. Так же богиня защищает жилище от пожара, и сожженное красное платье — знак того, что жертва принята. [5]

В основном коренные народы ведут кочевой образ жизни, поэтому связь с природой для них священна. Анимизм — это вера в существование духов, она находит воплощение в Среднем мире. Его представляют духи-хозяева тундры, озёр, рек, гор. Например, детям запрещают бросать камни в воду: «проткнёшь глаз дедушке-хозяину воды» [4], а это, в свою очередь, негативно повлияет на улов. Люди и животные так же относятся к Среднему миру.

Нижний мир, согласно Г. П. Харючи, представляют следующие духи: «Хабча минрена — злой дух, приносящий болезни, Мэдна — злой дух, приносящий людям и животным уродство, Тэри Цамгэ — духи в образе разных подземных тварей, Сустана — дух болезни дистрофии. При жертвоприношении злым духам оставляют содержимое желудка оленя в виде семи кусков» [4, С. 110]

Система верований жителей Ямала довольно сложная и имеет много мелочей и особенностей. В подобном обществе нужен главный хранитель традиций и проводник в мир духов, их посланник. Такими служителями культа являются шаманы. Они от рождения отмечены знаками: например, крупными родимыми пятнами.

Шаманы делятся на две группы: непосвященные и посвященные. Непосвященные имеют способности к отдельным проявлениям сверхъестественных умений: кто-то предсказывает судьбу, кто-то исцеляет и разгадывает значение снов. Посвященные шаманы имеют больше знаний, они так же устанавливают священные места для каждого клана. Непосвященных шаманов много, но посвященным стремится стать далеко не каждый.

Несмотря на врожденную предрасположенность к оккультным наукам, шаман проходит через обряд посвящения. Человек испытывает симптомы «болезни шаманов»: стремится к уединению, видит странные сны. «Во время болезни происходит так называемое «пересотворение» шамана: духи, унеся его душу в иной мир, разрубают ее на кусочки, варят, едят это мясо, заменяют части тела новыми, обучают будущего шамана» [2, С. 22].

К сожалению, на данный момент информация о шаманах теряется и забывается. Этот вид фольклора, вероятно, будет постепенно утрачен. Прогрессивные взгляды настоящего времени подвергают подобные верования критике. Повсеместными становятся медицина и обучение в школах: практические знания развеивают мифы о духах и шаманах.

Задача дальнейших исследований — найти сведения, которые не были известны ранее. Ограниченность достоверных фактов не позволяет в полной мере изучить многогранную культуру кочевников. На данный момент статья показывает, что религиозные верования коренных народов Ямала — это политеистическая религия с развитым культом, сложившимся на почве олицетворения и почитания природы во всех её проявлениях.

Заключение

Коренные народы Севера малочисленны, самобытность их национальной культуры очень ценна.

Во время написания статьи автор столкнулся с отсутствием разнообразия источников информации. К сожалению, несмотря на довольно активный диалог культур, собрать уникальные знания сложно: отчасти из-за отсутствия повышенного интереса к подобным исследованиям, отчасти из-за замкнутой системы жизненного уклада коренных народов. Наиболее информативные исследования были проведены в полевых условиях представителями малочисленных национальностей, поставивших перед собой цель сохранить и популяризировать культуру своего народа. Результат их труда лёг в основу данного обзора.

В связи с нежеланием молодых людей становиться кочевниками и следовать жизненному укладу своего народа, пожилые люди передают новому поколению всё меньше информации. По словам Л. А. Лара «со смертью старых людей навсегда исчезают религиозные верования» [2], поэтому проблема их сохранения как никогда актуальна в современном мире. Популяризация культуры посредством научных исследований видится автору оптимальным вариантом поддержания интереса к сохранению северо-языческих цивилизаций.

Литература:

  1. Главацкая, Е. М. Забытые образы хантыйских шаманов: каталог фотодокументов начала XX в. из собрания Тобольского историко-архивного музея-заповедника. Екатеринбург, 2013. 153 с.
  2. Лар, Л. А. Шаманы и боги /Л. А. Лар. — Тюмень: ИПОС СО РАН, 1998. — 126с.
  3. Рыкова, В. В. Традиционные верования и религия коренных народов севера: информационные аспекты проблемы /В. В. Рыкова. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2015. — 13с.
  4. Харючи, Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса /Г. П. Харючи; под ред. Н. В. Лукиной. — Томск: Издательство Томского университета, 2001. — 228с.
  5. Божества коренных народов Севера: ханты и манси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://falyosa.livejournal.com/5151103.html, свободный. — Загл. с экрана.
  6. Языческие культы народов ханты и манси, их связь с природой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.microanswers.ru/article/jazicheskie-kylti-narodov-hanti-i-mansi.html, свободный. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): дух, религиозное верование коренных народов Ямала, шаман, злой дух, коренной народ Севера, народ, национальная культура, нижний мир.


Похожие статьи

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Антропоморфизм в религиозно-мифологических представлениях древних японцев

В статье рассматриваются аспекты антропоморфизма в религиозно-мифологических верованиях и представлениях японского этноса. Отражены жизненно важные реалии, которые традиционно одушевлялись и персонифицировались древними японцами. Предпринята попытка ...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни.

В значительной мере морально-нравственные устои у подрастающих поколений — в том числе и у татарского народа– формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако, возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения сред...

Прошлое и культ императора в религиозно-мифологической традиции японцев

Статья посвящена изучению одного из важнейших элементов традиционной религиозно-мифологической системы японцев — культу императора. Благодаря анализу его сакрально-мифологического содержания представляется возможным более глубоко осмыслить традиционн...

Особенности развития и формы культурного ландшафта на территории Северного Кавказа

Определены особенности эволюционных изменений культурных ландшафтов Северного Кавказа. Рассмотрены основные этапы его развития, начиная с момента вхождения Северного Кавказа в состав российской цивилизации по настоящее время. Неизменным остается трад...

Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре японцев

Статья посвящена осмыслению обрядов жизненного цикла в сфере повседневности японцев, охватывающих периоды детского развития человека. Особое значение уделяется влиянию традиционных ценностей в процессе первичной социализации ребенка в японской семье....

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...

Похожие статьи

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка (на материале якутской литературы)

В данной статье рассматривается отражение в якутской литературе обрядов, связанных с рождением ребёнка. У народа саха выделяются обычаи, посвящённые отношению к беременной женщине, закапыванию плаценты, а также наблюдается культ богини Айыысыт. Особо...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Антропоморфизм в религиозно-мифологических представлениях древних японцев

В статье рассматриваются аспекты антропоморфизма в религиозно-мифологических верованиях и представлениях японского этноса. Отражены жизненно важные реалии, которые традиционно одушевлялись и персонифицировались древними японцами. Предпринята попытка ...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века. Аспекты духовной жизни.

В значительной мере морально-нравственные устои у подрастающих поколений — в том числе и у татарского народа– формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако, возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения сред...

Прошлое и культ императора в религиозно-мифологической традиции японцев

Статья посвящена изучению одного из важнейших элементов традиционной религиозно-мифологической системы японцев — культу императора. Благодаря анализу его сакрально-мифологического содержания представляется возможным более глубоко осмыслить традиционн...

Особенности развития и формы культурного ландшафта на территории Северного Кавказа

Определены особенности эволюционных изменений культурных ландшафтов Северного Кавказа. Рассмотрены основные этапы его развития, начиная с момента вхождения Северного Кавказа в состав российской цивилизации по настоящее время. Неизменным остается трад...

Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре японцев

Статья посвящена осмыслению обрядов жизненного цикла в сфере повседневности японцев, охватывающих периоды детского развития человека. Особое значение уделяется влиянию традиционных ценностей в процессе первичной социализации ребенка в японской семье....

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...

Задать вопрос