Артериальная гипертония — наиболее распространенное и грозное заболевание, приводящее к тяжелым осложнениям: инфаркту миокарда, инсульту, нарушению функции почек, сердечной недостаточности, а также способствует развитию ишемической болезни сердца и атеросклерозу [1,208]. Работа Школ артериальной гипертензии направлена на препятствие прогрессирования болезни, профилактику обострений и осложнений, а также повышение толерантности к физической нагрузке путем коррекции факторов риска и самоконтроля заболевания.
Введение. Артериальная гипертензия (АГ) — заболевание сердечно-сосудистой системы, которым страдают люди разного возраста и рода занятий. Влияние АГ на кардиоваскулярную заболеваемость и смертность является объектом пристального изучения во всем мире. Создание Школ артериальной гипертензии позволяет улучшить качество жизни, снизить инвалидность и повысить медицинские знания в области кардиологии. Масштабные эпидемиологические и клинические исследования неоднократно демонстрировали выраженное неблагоприятное влияние повышенного артериального давления (АД) на риск сердечно-сосудистых осложнений, в том числе и смертность от них [2,269]. Примерно две трети всех инсультов и половина всех случаев ИБС обусловлены АГ, и это становится причиной 7 миллионов смертей и 64 миллионов случаев инвалидизации ежегодно. Статистические данные этиологии артериальной гипертензии свидетельствуют о том, что в 90 % случаев заболевание развивается вследствие ведения нездорового образа жизни, имеющихся вредных привычек, а лишь в 10 % — по другим причинам. По статистике около 30 % населения земного шара отмечают у себя повышенное АД, из этого контингента 2/3 страдают стойкой артериальной гипертензией, 1/3 — пограничной АГ.
Таким образом, можно выделить основные факторы риска развития артериальной гипертензии:
‒ наследственность;
‒ ожирение;
‒ курение;
‒ алкоголь;
‒ гиподинамия;
‒ избыточное потребление поваренной соли;
‒ стресс.
Доля людей в возрасте от 65 лет, страдающего артериальной гипертензией, составляет более 50 % от общего населения этого возраста [2,270]. Данные о распространенности заболевания по возрастам следующие: каждый четырнадцатый среди 20–29-летних (7,1 %), каждый шестой среди 30–39-летних (16,3 %), каждый четвертый среди 40–49-летних (26,9 %), каждый третий среди 50–59-летних (34,4 %). Отмечается неуклонный рост частоты АГ, пропорциональный возрасту.
Школы артериальной гипертензии, или Школы здоровья, направлены на ознакомление пациентов с различными негативными условиями (как внешними, так и внутренними), оказывающими повреждающее действие на организм.
Ее функциями являются:
- Формирование у пациента понятия о сущности болезни и возможных осложнениях;
- Оказание помощи в устранении факторов риска, особенно отказа от курения;
- Информирование пациентов и членов их семей о возможности социальной и семейной поддержки для улучшения качества жизни;
- Обучение практическим навыкам измерения артериального давления, самостоятельному подбору необходимой поддерживающей дозы медикаментов, оказанию самопомощи;
- Информирование о препаратах, используемых для лечения артериальной гипертензии, и их побочных эффектах, современных схемах медикаментозной терапии заболевания;
- Обучение пациентов методам немедикаментозного лечения заболевания и профилактики возможных осложнений;
- Санитарно-просветительская деятельность и гигиеническое обучение населения с целью профилактики развития артериальной гипертензии.
Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 90 минут каждое:
- Что надо знать об артериальной гипертонии?
- Здоровое питание. Что необходимо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
- Ожирение и артериальная гипертония;
- Физическая активность и здоровье;
- Курение и здоровье;
- Стресс и здоровье;
- Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациентов к лечению?
Занятие 8. Заключительное занятие.
Заключение. Сердечно-сосудистые заболевания — одна из основных причина смертности среди населения. Риск развития артериальной гипертензии возрастает прямо пропорционально количеству факторов риска, среди которых основными являются избыточное употребление поваренной соли, пониженная двигательная активность и ожирение.
Основными целями функционирования Школ артериальной гипертензии (Школ здоровья) являются:
А) предупреждение рецидивов и прогрессирования АГ;
Б) обучение пациентов правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача;
В) подробное обучение правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам рационального питания.
Литература:
- Кобалава Ж. Д., Котовская Ю. В. Артериальная гипертония 2000: ключевые аспекты диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, клиники и лечения / Под ред. члена-корреспондента РАМН, профессора Моисеева В. С. — М.: Р/А «Форте АРТ», 2001. — 208 с.
- Моисеев В. С., Сумароков А. В. Болезни сердца. — М.: Универсум Паблишинг, 2001. — С. 269–270.