В прогрессивной юридической науке проблема организационно-правового механизма, что обеспечивает конституционные права и свободу человека и граждан. чуть ли не исключительна по содержанию и многообразию материала. Какую бы сферу функционирования страны и общества мы ни взяли, она безусловно обнаружит собственную связь — большую либо же малую — с вопросом о правах и свободах человека. Следует обозначить недостаточную разработанность задач в изучаемой сфере. Первопричина выявляется в продолжающихся в РФ реформах, непостоянности действующего законодательства, регулирующего обозначенные вопросы. Эти и иные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость изучения, определяют надобность исследования индивидуальностей организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина с целью увеличения производительности его функционирования и свидетельствуют о надобности научно-практических назначений. [2]
Согласно Концепции взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции определены цели такие как:
– предоставление общественным объединениям определенного инструментария, в том числе законодательного, для обеспечения возможности выявления коррупционных проявлений;
– обеспечение возможности институтом гражданского общества получать сведения о действиях и решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, в случае необходимости сообщать о них соответствующим правоохранительным органам, прокурору
– и контролировать принятие решений по представленным ими сведениям;
– построение системы широкого общественного контроля за органами публичной власти, соблюдением и защитой ими конституционных прав и свобод граждан;
– преодоление противоречий и недоверия между институтами гражданского общества и органами публичной власти;
– формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.
Наиболее весомой отличительной чертой личных прав в контексте гражданского общества является то, что они призваны гарантировать свободу и автономию индивидуума как члена гражданского общества, его юридическую безопасность и защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. [5]
Данная категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере правоотношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Таким образом, она обеспечивает негативную свободу. Права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности. Особую роль в защите личных прав и свобод играет полиция и прокуратура. Обусловлено это правовой сущностью данных видов правоохранительных органов, а также спецификой данной группы прав и свобод. Любые нарушения закона со стороны органов власти, юридических лиц, в какой бы отрасли государственной, общественной, экономической деятельности они не допускались, в конечном итоге, затрагивают права и свободы граждан, ущемляют их интересы. Именно прокуратура как орган надзора призвана обеспечить защиту прав граждан, и для этого у нее есть необходимый объем полномочий. При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организации. Правозащитная функция органов прокуратуры значительно возросла, т. к. осуществление всего комплекса прав и свобод невозможно без строгого и неуклонного исполнения законов, а деятельность прокуратуры, и, прежде всего, прокурорский надзор, — это одна из гарантий соблюдения прав и свобод человека. [1] На сегодняшний день прокуратура едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Не случайно число лиц, обращающихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возраст. Большую часть информации о нарушенных правах граждан удается получить при рассмотрении жалоб и обращений. В связи с этим очень важным направлением, непосредственно связанным с охраной прав и свобод человека и гражданина, является работа органов прокуратуры с жалобами, заявлениями и обращениями граждан. Обращения граждан достаточно объективно отражают состояние законности в стране. Через работу прокуратуры с обращениями и жалобами граждан государственная власть становится ближе к населению, именно через эту работу происходит диалог власти и граждан. [3]
Также в сфере защиты прав и свобод граждан внимание органов прокуратуры акцентировано на защите закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод, соблюдению законодательства о гражданстве и свободе выбора места жительства и пребывания. Приоритетными же направлениями прокуратуры при осуществлении надзора в 2017 году стали надзор за соблюдением прав граждан, миграционного законодательства, законов при проведении избирательных кампаний, противодействии коррупции. О данном факте свидетельствуют проведенные проверки в указанных сферах и увеличение показателей по выявлению нарушений и принятию мер прокурорского реагирования в данных сферах. Основной акцент в надзорной деятельности делался на исполнение законодательства, связанного с выполнением национального проекта «Образование», о социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся общеобразовательных учреждений. [5]
Современное гражданское общество в недостаточной степени вовлечено в реализацию государственной политики в сфере защиты прав человека. Связано это с непониманием значимости его институтов значительной частью российского общества, коррупцией, страхом ряда чиновников перед эффективным гражданским контролем. Так называемые «откаты», выгодные недобросовестным чиновникам и бизнесменам, получили широкое распространение и препятствуют широкому вовлечению бизнеса в деятельность гражданского общества. В России отсутствует эффективная стратегия поддержки некоммерческих организаций. Ранее имевшийся позитивный опыт взаимодействия ОВД и гражданского общества во многом утрачен. Проводимая реформа полиции, призванная вовлечь институты гражданского общества в контроль над полицией, пока далека от завершения [4]. К сожалению, вышеуказанные органы не контролируется обществом в должной мере. Для исправления ситуации необходимо принятие программного документа о взаимодействии правоохранительных органов и гражданского общества, широкое вовлечение граждан в работу органов, проведение соответствующей информационной кампании, подготовка работников к взаимодействию с населением.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. на 24 июля 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20.02.1992 г. № 8. Ст. 366.
- Гаврилов А. В. Государство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодействия: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2007. — С. 9–10.
- Братко А. Г. Понятие и принципы гражданского общества // Публичное и частное право. — 2011. — Вып. II (X). — С. 54. 4. Чиркин В. Е. Гражданское общество, правовое государство и право // Государство и право. — 2002. — № 1. — С. 50.
- Автономов А. С. Межсекторальное взаимодействие: принципы и основы // Межсекторальные взаимодействия: методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры: настольная книга. — М., 2000. — С. 24–25.
- Яхьева А. М. Конституционные принципы гражданского общества в современной России // Юристъ-Правоведъ. — 2008. — № 6. — С. 61–64.
- Аврутин Ю. Е. Конституционализация правового регулирования деятельности российской полиции: аксиологические и формально-юридические аспекты // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции (22 марта 2012 г.): в 2 ч. — СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2012. — Ч. 2. — С. 3–10.