Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Семья великий дар, недаром писатель Лев Толстой однажды сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И это прекрасно, когда в семье есть свои традиции, когда по вечерам или за обедом вся семья собирается за большим столом, каждый радуется успехам друг друга, все рассказывают, как прошел день, что в нем было удачного, а что, может быть, не очень. Это то, что сближает людей, делает чище и разумнее общество, создает морально- нравственных и устойчивых людей. Это не закон, не убеждения, это стремление к истинным ценностям! В настоящее время существуют лишь два устойчивых воспитательных института и каждый способен дать ребенку социальный опыт — это семья и детский сад. Но лишь сочетаясь друг с другом, они могут создать наиболее оптимальные условия для вхождения в многообразный мир социальных отношений. Как институт поддержки и помощи семье в образовании и воспитании детей создано дошкольное общественное воспитание. В настоящее время нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в дошкольном образовательном учреждении воспитание всегда стоит на первом месте.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте [17, с.22]. Физическое воспитание- первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников и направлена на поддержку физического развития детей, на приобщение к физической культуре и спорту, на охрану и укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ здорового образа жизни. Достигается это через решение задач формирования основных жизненно важных двигательных умений и навыков; привития устойчивого интереса к занятиям физической культурой, морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.), создание условий для успешной сдачи норм ГТО всех возрастных групп. Однако с уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В нашем детском саду разработана программа, которая включает комплекс системных мероприятий, реализуемых в трех основных направлениях: приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья; работа с родителями по оптимизации семейных традиций физического воспитания; подготовка педагогов ДОУ к сотрудничеству с семьей в области физического воспитания. Совместно с родителями, мы разработали план-программу формирования у дошкольников семейных ценностей. Для повышения компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка использую консультативную (папки-передвижки, информация в уголке для родителей) и практическую работу с родителями (системные мероприятиями с участием родителей и детей). Заинтересовать родителей в повышении уровня физической культуры детей и стать участником педагогического процесса. позволяют разнообразные формы работы: составление семейных фотоальбомов, отражающих спортивную историю семьи (пользуются успехом «Фото-коллажи», «Фото репортажи» на темы Активный отдых с внуками», «Папа, мама, брат (сестра и я здоровая семья!», «Хобби моей семьи», Традиции моей семьи», Самый интересный семейный выходной», Самая дружная моя семья!»). Сравнивая свои результаты с результатами братьев, сестер. дети стремятся увеличить свои показатели, формируется потребность ежедневно заниматься физкультурой Дети с удовольствием описывают свои спортивные достижения (указывают показатели прыжков, метания, бега, сроки овладения плаванием, лыжами, велосипедом, футболом и т. д.) делают свои зарисовки, рисунки, пояснения под собственными фотографиями и помещают в фотоальбом. Создается своеобразная летопись семьи, архив, передаваемый из поколения в поколение. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, вырастает на добрых традициях, которые он будет передавать и своим детям. Самостоятельность, настойчивость формируются у ребенка при совместной деятельности по созданию семейного кодекса, который позволяет осознать ребенку собственную роль в укреплении здоровья. Понять ребенку «дух семьи», помогает изготовление эмблемы здоровья семьи. Элементы-символы определяют ее физкультурно-спортивную индивидуальность, ее устремления. Для реализации программы оптимизации традиций физического воспитания в семье использую «метод написания творческих сочинений» родителями. Тема сочинения «Традиции здоровья в нашей семье», в соответствии с ней родители рассказывали о спортивной жизни своей семьи, каковой она была в их детстве, что изменилось сейчас. Практикую создание библиотеки игр. Поскольку традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. В своём докладе хочу поделиться такими формами и методами работы, которые позволят вовлечь родителей и учесть их потребности. [1,120]
На занятиях стараюсь целенаправленно формировать двигательные качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость. Дети ориентируются на успех другого ребенка о выполнении того или иного движения, стремясь сделать не хуже, а даже лучше. Таким образом дети учатся друг у друга, а эффективность занятия тем самым только повышается. Провожу кратковременные походы, экскурсии, развиваю интерес к событиям спортивной и физкультурной жизни города (встречи с интересными людьми), страны. С целью ознакомления детей с олимпийским движением, историей Олимпийских игр была подготовлена презентация для детей, проведены городские соревнования, посвященные Олимпиаде, а также «Малые Олимпийские игры» внутри сада. Во время проведения «Недели здоровья», Дня открытых дверей» родители воспитанников просматривают утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, закаливающие процедуры, лечебно-профилактические мероприятия. В процессе физкультурных занятий детей приобщаю к традиционным для региона видам спорта; ввожу элементы сезонных видов спорта (в зимний период посетить ФОК, совместно организовать отдых в выходной на лыжах и на коньках.) и спортивных игр, расширяю репертуар подвижных народных игр. Один из путей решения задач — совместная спортивная деятельность детей и взрослых. Ничто так не сближает родителей, детей как совместно проведенные праздники («День бегуна», “Зарница”). Всегда весело и задорно проходит праздник, посвященный 23 февраля. В программе соревнований эстафеты, конкурсы, игры, танцы. Праздничные мероприятия укрепляют взаимоотношение взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей (дети видят, как красиво родители выполняют упражнения, быстро бегают, ловко играют; гордятся сильными папами и грациозными мамами, подражают им). Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. С целью оздоровления и поддержания положительного эмоционального состояния детей проводятся Дни здоровья», «Дни отдыха», развлечения, соревнования. Большое внимание при планировании данной формы работы необходимо уделять самостоятельной двигательной и игровой деятельности, где происходит приобщение детей к духовным и материальным ценностям физической культуры, воспитание в духе истинной дружбы, формирование осознанного ощущения сплоченности семьи, как единой «команды», привитие потребности в здоровой состязательности. «Участие»- ключевое слово, определяющее стремление членов семьи к активному, насыщенному, интересному образу жизни, возможность испытать чувство гордости за своего спортсмена. Стараюсь оснащать пространственно-развивающую среду в помещении и на территории детского сада физкультурным и спортивно-игровым оборудованием; использовать все возможности созданной среды для организации разнообразной двигательной активности детей подвижных народных игр. Благодаря проводимой работе, мы смогли вовлечь в воспитательный процесс родителей. Они стали проявлять большой интерес к мероприятиям, направленным на физическое развитие детей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях, помогают в создании физкультурного оборудования.
Таким образом, целенаправленная система партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культурыздоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала. [2,140]
Успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии для усвоения детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла. Дети и родители становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государство. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и ДОУ. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие мероприятия с родителями, чтобы они были ещё более интересны и увлекательны. Очень важно участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей, а также вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей. В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества, расширяются границы общения взрослого и ребенка, укрепляется связь между поколениями. Перед детским садом стоит задача использовать новые формы работы. Повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Литература:
- Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М., 2009.
- Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М., 2010.
- Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей — М.: Мозаика — Синтез, 2012.
- Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004.
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4 апрель/2013.