Оценка стоимости и эффективности использования интеллектуального капитала компании «Яндекс» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 16.04.2018

Статья просмотрена: 1295 раз

Библиографическое описание:

Сусь, Е. Е. Оценка стоимости и эффективности использования интеллектуального капитала компании «Яндекс» / Е. Е. Сусь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49235/ (дата обращения: 18.12.2024).



Интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний, навыков и опыта, которые используются для максимизации прибыли. Для каждой компании крайне важно иметь на своем балансе нематериальные активы. Они обеспечивают ее стабильное и эффективное функционирование в век информационных технологий и коммуникаций. В связи с этим актуальна проблема оценки стоимости и эффективности использования интеллектуального капитала. Для этого была рассмотрена компания «Яндекс». При помощи индекса Тобина и показателя EVA было выявлено, что компания эффективно использует интеллектуальный капитал, но его стоимость недооценена. В заключении предложены возможные варианты решения в направлении увеличения стоимости интеллектуального капитала компании.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы, нематериальные активы, капитал знаний, индекс Тобина, показатель EVA, рыночная капитализация, чистая прибыль, балансовая стоимость активов, долгосрочные обязательства, капитал и резервы, показатель WACC.

По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), термин «интеллектуальный капитал» тождественен таким выражениями, как «интеллектуальные активы», «нематериальные активы», «капитал знаний». Интеллектуальный потенциал можно определить включает в себя исследования и разработки, патенты, торговые марки, человеческие ресурсы, способности и навыки, организационные компетенции (в том числе базы данных, технологии, качество корпоративной культуры и т. д.) и клиентские сети.

Ежегодно эксперты составляют рейтинг самых интеллектуальных компаний России. По итогам 2017 года компания «Яндекс» заняла второе место в данном рейтинге, уступив лишь компании «Mail.Ru». По состоянию на 2017 год доля интеллектуального капитала в общем балансе компании «Яндекс» составила 77 %. Данная величина представляет собой количество носителей интеллектуального капитала организации, которыми выступают сотрудники компании, клиенты, а также отдельные структуры.

Показатель довольно сложен в измерении: нематериальная часть стоимости компании, как правило, рассчитывается косвенным путем. Для этого косвенные активы вычитаются из рыночной стоимости компании. Цифра, которая получается в результате проделанных вычислений и есть интеллектуальный капитал.

При составлении рейтинга учитывается не только квалификация работников и используемые технологии, но также другие нематериальные активы, например, наличие собственных патентов, изобретений и лицензий на программное обеспечение. [7]

Помимо данного рейтинга существует и рейтинг по стоимости интеллектуального капитала российских компаний. По абсолютной величине интеллектуального капитала «Яндекс» (5,4 млрд.долл.) и Mail.Ru Group (4 млрд.долл.) занимают лишь 11 и 14места соответственно. [1]

Определить стоимость интеллектуального потенциала компании могут исключительно внутренние пользователи. В стоимость интеллектуального потенциала включаются такие показатели, как: нормативные нематериальные активы, клиентская база, стоимость бренда, информационный капитал, организационно- управленческие активы и инфраструктурные активы.

Для оценки интеллектуального капитала в компаниях «Mail.Ru» и «Яндекс» было принято использовать Q-индекс Тобина и показатель EVA, которые являются одними из общепринятых методов оценки интеллектуального капитала в данной категории. Q-индекс Тобина имеет преимущества перед схожими показателями благодаря хорошей интерпретируемости и доступности для понимания.

Индексом Тобина можно оценивать интеллектуальный капитал в различных отраслях. Так, специалисты группы Carnegie Group рассчитали индекс Тобина в нескольких отраслях и сделали вывод о том, что чем выше уровень используемых технологий, тем больше среднеотраслевое значение этого показателя. То есть можно утверждать, что высоким значением интеллектуального капитала отличаются высокотехнологичные отрасли.

Рыночная стоимость может быть определена ее капитализацией. В данном случае, если капитализация превосходит стоимость материальных активов, то это может говорить о том, что на рынке высоко оценены нематериальные активы данной компании. К ним как раз можно отнести и талант персонала, эффективность менеджмента организации и т. д. Если данный индекс больше единицы, то рыночная стоимость компании превосходит балансовую стоимость, то есть фирма может осуществлять инвестиции и получать прибыль за счет собственных активов. Если же индекс меньше единицы, то фирма должна снизить свою активность. То есть акции этой компании недооценены. [4]

В таблице 1 представлены значения показателей, необходимые для расчета индекса Тобина: капитализация компаний и их балансовая стоимость. Балансовая стоимость была рассчитана по данным бухгалтерского баланса.

Таблица 1

Сравнение компаний IT-отрасли по значению коэффициента Тобина

п/п

Название предприятия

Капитализация на 31.12.2017, млрд руб. [6]

Балансовая стоимость активов на 31.12.2017, млрд.руб. [5]

Значение коэффициента Тобина, на 31.12.2017

«Mail.Ru»

717,60

40

17,94

«Яндекс»

626,08

75,9

8,25

В ходе расчетов было выявлено, что значение индекса Тобина превышает 1 для обеих компаний. Это значит, что активы обеих компаний стоят больше, чем за них было заплачено, т. е. активы предприятий можно считать прибыльными, но недооцененными.

Если сравнивать обе компании, то преимуществом обладает «Mail.Ru», что связано с большей долей нематериальных активов (92 %), что говорит о том, что у «Яндекс» есть потенциал для роста.

В качестве верификации оценки инвестиционной привлекательности коэффициентом q-Тобина рассмотрим экономическую добавленную стоимость — EVA (Economic Value Added). Показатель EVA является одним из самых распространенных показателей для собственника в оценке стоимости своего бизнеса. Расчет EVA по балансу позволяет убедиться, что компания получает прибыль от капитала больше, чем платит за него. Чем выше добавленная стоимость, тем больше стоимость акций компании.

Отрицательное значение EVA свидетельствует о неэффективном использовании капитала, что ведет к снижению рыночной стоимости компании (о чем говорит индекс Тобина) и потере собственниками вложенного капитала за счет неполучения альтернативной доходности.

Направлениями повышения интеллектуального капитала компании «Яндекс» могут стать:

  1. Переоценка нематериальных активов, выявление убыточных проектов.

Так, в 2017 году убытки потерпел проект «Яндекс.Такси». «Яндекс» объяснил убытки затратами на рекламу, гарантией минимального тарифа для водителей, скидками для пассажиров.

Решением данного вопроса послужило объединение сервисов «Яндекс.Такси» и Uber. По прогнозам компании «Яндекс» в 2018 году ожидается рост консолидированной выручки на 25–30 %. Такой прогноз основывается на консолидации Yandex.Taxi с операциями Uber в России и странах СНГ начиная с 7 февраля 2018 года.

При этом исключается эффект потенциальной деконсолидации Yandex.Market. Согласно ожиданиям, поисковой доход в рублях вырастет на 18–20 %.

  1. Развитие уникальных проектов.

Так в январе 2018 года, компания «Яндекс» запустила сервис для поиска попутчиков «Яндекс.Попутка». С его помощью водитель сможет найти того, кого нужно подвезти, а пассажир — машину, которая едет в ту же сторону.

Экспериментальный запуск сервиса проведен в двух регионах — Ростовской области и Красноярском крае. Если услуга будет востребована, позже «Попутчик» появится и в других городах.

Поездка будет платной для пассажира, однако сервис не предполагает быть коммерческим — речь идет всего лишь о компенсации расходов на поездку, а не заработке для водителя. Приложение устанавливает рекомендуемую сумму оплаты, однако водители и пассажир могут договориться об изменении данной суммы.​

Руководство холдинга «Яндекс» намерено активно вкладываться в развитие сервиса UberEATS в России. Наряду с этим, «Яндекс» будет заниматься развитием сервиса для совместных поездок собственных сотрудников.

UberEATS — это приложение для смартфонов / планшетов, которые работают на базе iPhone и Android. Заказ также может быть сделан на ПК на веб-сайте компании. Пользователи могут читать меню, заказывать и платить с помощью своего устройства — необязательно, включая чаевые для лица, осуществляющего доставку.

Уникальным сервисом Яндекс станет запуск собственного сервиса краткосрочной аренды автомобилей. Сервис проката машин «Яндекса» предложит поминутную тарификацию. Воспользоваться «Драйвом» смогут лица старше 21 года, имеющие водительский стаж категории «B» от двух лет.

Таким образом, при помощи индекса Тобина и показателя EVA было установлено, что интеллектуальный капитал компании «Яндекс» используется достаточно эффективно, однако, стоимость его интеллектуального капитала не достаточно велика. Для повышения стоимости интеллектуального капитала компании необходима переоценка нематериальных активов (в первую очередь выявление убыточных проектов), разработка новых уникальных проектов и инвестирование в сотрудников компании.

Литература:

  1. Mail.Ru Group и «Яндекс» возглавили топ-15 «интеллектуальных» компаний России// Интернет-издание о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде Cossa. — URL: http://www.cossa.ru/news/167061/
  2. Балансовый отчет компании Mail.ru Group Ltd // Информационный портал Fusion Media Limited. — URL: https://ru.investing.com/equities/mail.ru-grp-wi-balance-sheet
  3. Балансовый отчет компании Яндекс Н. В. // Информационный портал Fusion Media Limited. — URL: https://ru.investing.com/equities/yandex-balance-sheet
  4. Голубкин, В. Н. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики// Официальный сайт бизнес-школы АМВА (Association of MBA). — URL: http://www.ou-link.ru/pub/business_obraz_1_18.htm
  5. Информация о компании Mail.ru Group// официальный сайт журнала Forbes. — URL: http://www.forbes.ru/profile/268779-mailru-group

6. Рыночная капитализация mail.ru Ltd // Финансовый портал Finanzen.net. — URL: http://www.finanz.ru/aktsii/mail-ru

  1. Самые крупные компании России. Интеллектуальный капитал// Информационный портал Промразвитие. — URL: https://promdevelop.ru/news/samye-krupnye-kompanii-rossii-po-intellektualnomu-kapitalu/
Основные термины (генерируются автоматически): EVA, интеллектуальный капитал, актив, компания, интеллектуальный капитал компании, показатель, балансовая стоимость, рыночная стоимость компании, балансовая стоимость активов, интеллектуальный потенциал.


Ключевые слова

показатель WACC, нематериальные активы, интеллектуальный капитал, чистая прибыль, интеллектуальные активы, рыночная капитализация, капитал знаний, индекс Тобина, показатель EVA, балансовая стоимость активов, долгосрочные обязательства, капитал и резервы

Похожие статьи

Формирование оптимальной структуры капитала как фактор обеспечения финансовой устойчивости компании

Проблема определения состава и структуры источников инвестиций известна в экономической литературе как проблема структуры капитала и является актуальной не только для российских компаний. Какова структура капитала организации и каково оптимальное соо...

Анализ финансовых результатов коммерческого банка

Основной целью функционирования кредитного института — получение максимально возможной прибыли путем обеспечения устойчивости, довольно долгого функционирования и прочности в позиции на банковском рынке. Все активные и пассивные операции отражают кон...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Методика факторного анализа прибыли от продаж как инструмент управления и формирования финансовых ресурсов

В данной рассмотрены внутренние компоненты финансовых ресурсов для более точного анализа прибыли компании, себестоимость товара (работ, услуг), цены реализации, постоянных и переменных затрат. В работе особое внимание уделено вопросу маржинальной мет...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Искусственный интеллект как инструмент инвестиционного анализа

В исследовании рассматривается роль искусственного интеллекта (ИИ) как инструмента анализа инвестиционной деятельности коммерческой организации. В современном мире обработка значительных объемов данных и выявление скрытых закономерностей становится в...

BIG Data как инновационный путь развития компании

Состояние рынка на сегодняшний момент можно охарактеризовать как высоко конкурентное, количество сфер деятельности, где компании чувствуют себя комфортно в гордом одиночестве сравнительно мало, поэтому анализ данных становится основным драйвером разв...

Доска почета как вид морального стимулирования сотрудников, на примере ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани

В статье рассмотрены виды морального стимулирования, на примере доски почета. Доска почета — явление недооцененное, и исчерпывающе не исследованное. Нами впервые предпринята попытка изучить значение «Доски почета» в зависимости от субъективного ожида...

Классификация и оценка нематериальных активов в системе бухгалтерского учета

В финансовой отчетности предприятий объекты интеллектуальной собственности отражаются по остаточной стоимости, которая отличается от их текущей стоимости и является недостоверной. В статье рассмотрен общеэкономический и бухгалтерский подход к классиф...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала в розничной сети

Одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг является квалифицированный персонал организации. Воплотить стратегические цели в реальность возможно только «руками» торгового персонала, обладающего достаточной мотивац...

Похожие статьи

Формирование оптимальной структуры капитала как фактор обеспечения финансовой устойчивости компании

Проблема определения состава и структуры источников инвестиций известна в экономической литературе как проблема структуры капитала и является актуальной не только для российских компаний. Какова структура капитала организации и каково оптимальное соо...

Анализ финансовых результатов коммерческого банка

Основной целью функционирования кредитного института — получение максимально возможной прибыли путем обеспечения устойчивости, довольно долгого функционирования и прочности в позиции на банковском рынке. Все активные и пассивные операции отражают кон...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Методика факторного анализа прибыли от продаж как инструмент управления и формирования финансовых ресурсов

В данной рассмотрены внутренние компоненты финансовых ресурсов для более точного анализа прибыли компании, себестоимость товара (работ, услуг), цены реализации, постоянных и переменных затрат. В работе особое внимание уделено вопросу маржинальной мет...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Искусственный интеллект как инструмент инвестиционного анализа

В исследовании рассматривается роль искусственного интеллекта (ИИ) как инструмента анализа инвестиционной деятельности коммерческой организации. В современном мире обработка значительных объемов данных и выявление скрытых закономерностей становится в...

BIG Data как инновационный путь развития компании

Состояние рынка на сегодняшний момент можно охарактеризовать как высоко конкурентное, количество сфер деятельности, где компании чувствуют себя комфортно в гордом одиночестве сравнительно мало, поэтому анализ данных становится основным драйвером разв...

Доска почета как вид морального стимулирования сотрудников, на примере ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани

В статье рассмотрены виды морального стимулирования, на примере доски почета. Доска почета — явление недооцененное, и исчерпывающе не исследованное. Нами впервые предпринята попытка изучить значение «Доски почета» в зависимости от субъективного ожида...

Классификация и оценка нематериальных активов в системе бухгалтерского учета

В финансовой отчетности предприятий объекты интеллектуальной собственности отражаются по остаточной стоимости, которая отличается от их текущей стоимости и является недостоверной. В статье рассмотрен общеэкономический и бухгалтерский подход к классиф...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала в розничной сети

Одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг является квалифицированный персонал организации. Воплотить стратегические цели в реальность возможно только «руками» торгового персонала, обладающего достаточной мотивац...

Задать вопрос