Данная статья посвящена эколого-эстетическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В статье представлены результаты исследования эколого-эстетической воспитанности обучающихся, а также предложена модель эколого-эстетического воспитания в рамках внеурочной деятельности.
Важной педагогической проблемой современной системы начального общего образования является эколого-эстетическое воспитание младшего школьника.
Термин «экология», встречается в стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в числе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир» называется «освоение основ экологической грамотности» [4].
По сути, речь здесь идёт об экологическом обучении (грамотность есть продукт обучения). Она отражена и в требованиях к личностным результатам («формирование основ экологической культуры»), и в требованиях к метапредметным результатам («формирование и развитие экологического мышления»), и многократно упоминается в требованиях к предметным результатам. Миронов А. В. считает, что экология является составной частью и обучения, и воспитания, и развития [2, с. 17].
Эколого-эстетическое воспитание, по мнению Голубева И. Р. есть одно из проявлений общей культуры. Эколого-эстетическое воспитание рассматривается как воспитание у младшего школьника единения с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы [1, с. 24].
Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеурочной работы, дают возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения младших школьников к окружающей природе, считает Савина Е. А. Это позволяет младшим школьникам овладевать научными знаниями, на основе которых изменяются поведенческие модели поведения и отношения к экологической ситуации в окружающей его среде [3, с. 43].
Для подтверждения теоретических аспектов проблемы было проведено исследование уровня эколого-эстетического воспитания младших школьников.
В ходе практической работы нами была поставлены следующие задачи: Подобрать методики исследования эколого-эстетического воспитания младших школьников; провести исследование уровня эколого-эстетического воспитания младших школьников; разработать модель эколого-эстетического воспитания младших школьников.
Педагогическое исследование проводилось в естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания младших школьников выполнять задания.
В педагогическом исследовании приняли участие 20 младших школьников, обучающиеся 3 класса, МОУ «Ястребовская СОШ им. И. И. Золотухина» с. Ястребовка, Мантуровского района, Курской области.
Проведение педагогического исследования осуществлялось в несколько этапов. Констатирующий этап педагогического исследования готовности к работе по эколого-эстетическому воспитанию, к самостоятельному поиску информации, определения наиболее интересных для младших школьников направлений работы.
При опросе обучающихся, в ходе наблюдения за их деятельностью, бесед с родителями школьников, организации обсуждений экологических ситуаций на примере художественной литературы. Новая ступень развития младшего школьника связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет наблюдения различных состояний окружающей среды
Проанализировав диагностические данные, мы пришли к выводу о том, большинство ответов обучающихся (65 %) соотносимы с показателями среднего уровня в знаниях к природоохранной экологической деятельности: они продемонстрировали определенные экологические убеждения при наличии небольшого арсенала практических природоохранных умений. Лишь 5 % соответствовали высокому уровню эколого-эстетического воспитания им свойственна высокая степень осознания важности экологических знаний, готовность к практическому применению природоохранных умений.
В ходе формирующего этапа педагогического исследования, направленной на эколого-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время, нами была разработана модель эколого-эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Нами была разработана модель эколого-эстетического воспитания в рамках внеурочной деятельности, которая включала 4 блока.
В рамках I блока эколого-эстетического воспитания младших школьников проводилось ознакомления младших школьников с окружающей средой, нами использовались интерактивные методы, которые построены на взаимодействии субъектов, которые наиболее плодотворно реализовывались в экскурсиях, походах, путешествиях, проведении акции «экологическая тропа».
Экскурсии в лес, игровые, обучающие и проблемные ситуации, сюжетно-ролевые и дидактические игры. В игре младшие школьники не только уточняет и закрепляет знания, но и эмоционально переживает знакомые явления и ситуации.
Далее в рамках II блока производилась работа по расширению представлений об окружающем природном мире, основной задачей которого являлось знакомство с местом и ролью человека в природе, различными видами деятельности людей, влиянием промышленности, бытовой химии, транспорта на природное окружение, также формирования навыков поведения человека в природе и умения защищать и охранять её.
III блок эколого-эстетического воспитания заключался в формировании мотивационно-ценностного отношения к родному краю.
Данный блок — исследовательский, и поэтому детям было предложено провести изучение экологического состояния своего села. На наш взгляд, такой вид деятельности вызвал огромный интерес у младших школьников.
В практической части заданий младшие школьники проводили такие эксперименты, как: определение количества пыли на листовых пластинках, количество примесей в снегу на различных участках и т. д.
Нами был использован метод анализа конкретных ситуаций и эмоционального воздействия, который способствовал раскрытию ценности природы в форме обычного инструктирования, в ходе индивидуальных, групповых и фронтальных бесед; позволяет понять конкретную экологическую ситуацию, участником которой был младший школьник, и сформировать ценностное отношение к ней.
Мотивация данной деятельности происходила через размышления о том, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды — значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
В рамках внеурочной деятельности входили занятия по эколого-эстетическому воспитанию: «В гостях у леса», «В мире лекарственных растений», «Мир грибов», сбор лекарственных растений, выставки рисунков, поделок, разработка проектов, уборка территории, организация поездок, экскурсий, походов.
Младшие школьники активно участвовали эколого-эстетических десантах по оформлению территорий, прилегающих к школе, а также совместно организовывались выставки поделок, что позволило не только познакомиться с необыкновенными уголками природы, но и создать коллекцию фотографий растений из Красной книги; были подготовлены видеосъемки на природе в процессе исследовательской деятельности детей.
Чтобы модель эколого-эстетического воспитания работала успешно, в рамках IV блока необходимо было, обогащать знания педагогов в области природы, экологических проблем мира.
Таким образом, наше исследование эколого-эстетического восптинаия младших школьников не исчерпывает всех вопросов, связанных с освоением основ экологической грамотности младших школьников и имеет очевидные перспективы дальнейшего развития.
Литература:
- Голубев И. Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для обучающихся. / И. Р. Голубева, Ю. В. Новиков / — М.: Просвещение, — 2015. — 192 с.
- Миронов А. В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. / А. В. Миронов / — М.: Баласс, — 2012. — 96 с.
- Савина Е. А. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук / Е. А. Савина / — Ярославль, 2016.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 // Режим доступа http://минобрнауки.рф