Каждый розовый, взоры ласкающий куст
Рос из праха красавиц, из розовых уст.
Каждый стебель, который мы топчем ногами,
Рос из сердца, вчера еще полного чувств.
Омар Хайям
Священная Бухара — это один из самых древнейших городов мира, который на протяжении многих столетий вносит свой весомый вклад в развитии культуры человечества. Бухара — является одним из центров международного туризма, который насчитывает более 400 памятников археологии, так же 11 архитектурно дворцовых ансамблей, 8 мавзолеев, 47 мечетей, 14 караван сараев, 39 медресе, 250 жилых домов и 32 объекта монументального искусства, которые находятся под охраной государства.
На одном из главных перекрестков Бухары, расходились уникальные и неповторимые изделия художественного ремесла по всему миру дорогами Великого шелкового пути. Бухарские старинные предметы украшают экспозиции крупнейших музеев мира, среди них Рим, Париж, Вашингтон, Стокгольм, Берлин, Стамбул, Москва и Санкт-Петербург. О мировом признании культурного наследия города свидетельствует тот факт, что в декабре 1993 года решением ЮНЕСКО город включен в список объектов Всемирного наследия. В 1997 году под эгидой ЮНЕСКО в Узбекистане широко и торжественно отмечали 2500-летие города музея — Бухары. Возраст Бухары, свидетельствует о том, что, он наряду с Римом и многими другими древнейшими городами является колыбелью цивилизации.
Одно словосочетание «Священная Бухара», говорит о том, что город имеет особое место в культуре исламского мира. На протяжении многих веков город являлся местом проповеди имама Аль-Бухари, Аль-Гиждувани, Сейфеддина Бохарзи, Бахауддина Накшбанди. Название города «Бухара» происходит от согдийского слова и означает смысл «счастливое место».
Рис. 1. Цитадель Арк
Высокие стены и ворота средневековой Бухары, сохранившиеся до наших дней, надежно защищают город, его торговый и ремесленный люд. Как гласит легенда, самыми древними памятниками Бухары являются Чашма — Аюб (источник Иова) и цитадель Арк, у ворот которого находится могила культового героя Сиявуша.
Холм представляет собой наслоение монументальных сооружений цитадели города, который наслаивался друг на друга на протяжении более 2000 лет. Крепость Цитадель возвышается над площадью Регистан (песчаная долина), которая является символом величия, неприступности власти и полтора тысячи лет тому назад, она была местопребыванием правителя обширной и густонаселенной страны. Постройки, находящиеся в Арке, были возведены в конце XVIII начала XX вв. Цитадель Арк — являлась центром Бухары, где проживали правители и их приближенные.
Это большое земляное возвышение, которое по форме напоминает неправильный прямоугольник, вытянутый по направлению с запада на восток.
Первое из сохранившихся сооружений — Ворота Арка, которые обращены к площади Регистан. Ворота были выстроены в виде массивного портала с мощными башнями по сторонам от арочного проезда в XVIII веке. Парадный въезд в Арк архитектурно оформлен в виде двух столбообразных башен, верхняя часть которых соединяется галереей, над которой находиться помещение с террасами. Поднимаясь к воротам Арка, мы проходим мимо пандуса или постепенно поднимаемся по дорожке, ведущей через крытый длинный коридор к мечети Джами (Пятничная). Вдоль коридора, расположены помещения для воды (обхана), камеры для заключенных — канахана (клещевник). Пандус с обеих сторон огражден большими каменными перилами, длина которых составляет около 20 м. Символом власти Эмира считалась большая кожаная плеть, висевшая на одной из стен. За стенами сложился собственно город — «шахристан», который окружали торгово-ремесленные предместья — «рабады».
В средней нише восточной стены далона в определенное время года зажигали свечи в честь гибели легендарного Сиявуша, похороненного, по преданию, на этом месте.
Недалеко от Регистана, в парке, сияет жемчужина среднеазиатского зодчества — мавзолей Саманидов, фамильная усыпальница правителей местной династии. Мавзолей доступен обзору с четырех сторон, как первоначально было задумано его гениальным автором. Мавзолей Саманидов знаменует начало новой эпохи в развитии зодчества Средней Азии, который был возрожден после арабского завоевания.
Мавзолеи были запрещены в первые века ислама: погребальный обряд был весьма аскетичен, но со временем этот запрет нарушился. Мавзолей Саманидов имеет форму куба, который перекрыт полусферическим куполом. Выразительные формы мавзолея имеют прямое истолкование в мифологии. Форма куба является символом устойчивости и символом Земли, купол — подобие небосвода, их соединение — символ единства Вселенной, а само здание превращается в модель Вселенной.
Рис. 2. Мавзолей Саманидов
История музея — заповедника начинается с 1922 года, тогда он назывался Бухарский государственный музей. С 1940 года он-областной краеведческий музей, с 1945 года — историко-краеведческий музей, с 1969 года — вновь областной краеведческий музей, с 1983 года — историка — архитектурный музей заповедник, с 1988 года Бухарский Государственный архитектурно-художественный музей заповедник Республиканского значения и подчинения. Экспозиции музея размещаются во всех значительных памятниках мемориального зодчества города и его округи. Музей имеет двенадцать филиалов, среди них областной краеведческий музей (Арк), Зиндан (Темница) — восточная средневековая тюрьма, музей декоративно-прикладного искусства, который расположен в летней резиденции бухарских эмиров — Ситораи Мохи-Хосса (Дворец, подобен звездам и луне) (XIX-XX вв), дом музей Файзуллы Ходжаева, музей искусств имени Камолиддина Бекзада, музей посвященный памяти Имама аль-Бухори, мемориальный музей Абу Али ибн Сины (Авиценны), музей Бахоуддина Накшбанди, музей кузнечного дела, краеведческий музей, который находится в Рамитанском районе, музей воды, а так же исторический музей городища Пайкент.
В музейных фондах хранятся уникальные и неповторимые коллекции и находки из курганов Бухарского оазиса, среди них бухарские ювелирные изделия, стиль которых отличался дробностью формы, обилием подвесок, которые придают изделию воздушность, легкость и служат оберегом для носивших его хозяев.
Бухарская и Гиждуванская поливная керамика, предметы нумизматики, изделия бухарской вышивки и золотого шитья, уникальные ковры, предметы резьбы по дереву, фарфор мастеров Китая и Японии, редкие рукописные книги и множество других экспонатов.
Бухарский тип одежды отличался своей пышностью и парадностью, а также уникальным золотым шитьем. В Бухарских абровых тканях в основном преобладало три основных цвета, это бордовый, желтый и розовый. Искусство вышивки будет неполным без его редкого вида — золотого шитья. Это искусство золотого шитья наивысший расцвет получило в Бухаре в середине XIX века. В мастерских дворца эмира искусные и умелые мастера золотого шитья, украшали роскошную одежду правителя и его свиты. Мастерами, как правило, были мужчины, которые передавали свое мастерство по наследству своим сыновьям. Золотыми и серебряными нитями вышивались мужские и женские халаты, головные уборы (тюбетейки, чалма, пешанабанды, платки), разных видов обувь (сапожки, туфли, тапочки), шаровары и т. д.
Сегодня Бухару и музей заповедник посещают множество гостей из всего мира — свидетельство его широкой популярности и славы не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Бухара — один из древнейших и исторических городов Средней Азии, который сыграл важнейшую роль в истории общества и неоднократно являлся столицей государств, образовавшихся на территории Узбекистана. Вот уж несколько столетий многие поколения бухарцев вносили свою лепту в строительство города, который стал «Городом- музеем».
Литература:
- Р. В. Альмеев «Бухарский государственный архитектурно-художественный музей — заповедник. Ташкент-2004
- Л. Ю. Маньковская «БУХАРА музей под открытом небом». Ташкент-1991