Статья актуализирует тему развития коммуникационной стратегии Университета путем создания уникального медиапространства — студенческого информационного агентства. В качестве основных выбраны — реклама и связи с общественностью, по мнению авторов, являющихся наиболее эффективными для формирования положительного имиджа Университета.
Ключевые слова: студенческое информационное агентство, целевая аудитория, коммуникационная стратегия, Северо-Восточный федеральный университет, обратная связь, Студенческий координационный совет
Актуальность темы статьи определяется тем, что в Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова (далее по тексту — СВФУ, Университет) возникла необходимость в создании студенческой службы по информационному обеспечению студентов. Для этого 15 января 2018 года было создано «Студенческое информационное агентство» (далее по тексту — СИА), которое осуществляет мониторинг и оповещение студентов о важных событиях вуза.
На сегодняшний день информационные каналы СВФУ не в достаточной степени обеспечивают обратную связь со студентами. И деятельность СИА позволит более целенаправленно и систематически организовать информационное обеспечение и удовлетворить потребность в получении актуальной информации.
Актуальность темы позволила нам сформулировать проблему: сможет ли СИА повысить уровень осведомленности студентов СВФУ и помочь в получении оперативной и достоверной информации.
В данной работе под стратегией мы понимаем обобщенную модель действий, необходимую для достижения поставленных целей, основанную на правильных и далеко идущих прогнозах, путем координации и распределения ресурсов. Таким образом, «коммуникационная стратегия — это комплексное воздействие компании на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятного взаимодействия с целевой аудиторией» [4, с. 101]. Г. Я. Гольдштейн обозначает коммуникационною стратегию как «многофакторную систему существующих в пространстве способов передачи информации целевой аудитории как потребителю, последовательности и времени их использования и количественной оценки достигаемых результатов, что определяет экономическую эффективность разработанной стратегии организации» [1, с. 46].
Анализ официального сайта СВФУ показал [2], что Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова — многоотраслевой федеральный вуз, располагающий широкими возможностями для проведения учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы, в котором обучаются 17276 студентов (по состоянию на 01.10.2017). Миссия университета — подготовка конкурентоспособных специалистов, привлечение и закрепление молодежи, в том числе из других регионов, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона, выполнения исследований, реализации инновационных разработок и услуг, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России и Арктики.
Коммуникационной стратегия СВФУ включает направления деятельности университета по модернизации взаимодействия со СМИ, органами власти, общественностью, потенциальными потребителями услуг, обучающимися и сотрудниками. В Университете функционируют общественные организации студенческого самоуправления — Первичная профсоюзная организация, Студенческий интеллектуальный Совет при Ученом совете СВФУ, Совет по творческому развитию студентов при ректоре, Студенческий координационный совет СВФУ. Результатом коммуникационной стратегии СВФУ является закрепление в сознании контактных и целевых групп представлений об Университете, его деятельности, что является частью имиджа организации
Для реализации коммуникационной стратегии было создано СИА. Основными этапами работы стало:
- Обоснование создания студенческого информационного агентства
- Создание студенческого информационного агентства
- Определение основных видов деятельности
- Мониторинг промежуточных результатов работы.
Дляобоснования создания студенческого информационного агентства мы провели диагностику состояния информационных каналов СВФУ. Диагностика осуществлялась с помощью следующих методов исследования: контент-анализа СМИ, включённого наблюдения, опроса, экспертной оценки. В качестве критериев оценки были выбраны следующие показатели: информированность абитуриентов, студентов и сотрудников о событиях в Университете; лояльность студентов и сотрудников к информационным источникам Университета; заинтересованность целевой аудитории в формировании студенческого информационного агентства.
На сегодняшний день целевой аудиторией нашего проекта стали студенты и сотрудники Университета. Исходя из того, что большая часть нашей целевой аудитории — это студенты (молодёжь в возрасте от 17 до 25 лет), мы понимаем, что особого желания отдельно покупать бумажную газету или журнал, либо смотреть телевизор, дожидаясь определенного времени выхода в эфир, у них не будет. Поэтому основной площадкой нашей дальнейшей работы стали социальные сети в Интернете: “YouTube”, “Twitter”, «Telegram”, “Вконтакте”.
Проведенная диагностика позволила нам резюмировать итоги ситуационного анализа. Итак, сильными сторонами проекта стали уникальная социальная значимость СИА, его поддержка Студенческим координационным советом, Правовым управлением Университета, Управлением студенческим развитием, официальным пресс-центром СВФУ, газетой «Наш университет», Студенческим научным объединением для создания устойчивого студенческого медиаполя СВФУ. Несмотря на наличие сильных сторон, у нас есть и слабые — возможное ограничение финансирования и недостаточное внимание студентов.
В результате создания СИА, его сюжетных материалов на актуальные темы, блога и мобильного приложения со всей самой полезной и необходимой информацией мы обеспечим полное информирование студентов и обратную связь, чтобы создать единое медиапространство.
Структурными направления СИА стали:
1. Информационное обеспечение деятельности администрации СВФУ, взаимодействие с региональными СМИ: Якутское-Саха Информационное Агентство, газета «Саха Сирэ»: выпуск о молодежи республики «Эдэр саас» (в переводе «Молодость»), телевизионная программа «Я — молодой» на региональном ТВ-канале Национальной вещательной компании «Саха»;
2. Совершенствование работы по взаимодействию с молодежными общественными организациями и инициативными группами студентов СВФУ
3. Информационное обеспечение деятельности студенческих организаций СВФУ: студенческий интеллектуальный совет при Ученом Совете СВФУ, совет по творческому развитию студентов при ректоре СВФУ, совет студентов-предпринимателей, совет аспирантов, студенческое научное общество, лига дебатов СВФУ, объединенный старостат;
4. Создаются материалы для студентов: рубрики, сюжеты, репортажи о студенческой жизни в СВФУ; информационно-просветительские материалы с места событий; интервью экспертов разных областей;
5. Вносятся корректировки в работу.
Оценка эффективности проекта была проведена методом мониторинга промежуточных результатов. За основу мы взяли работу О. Н. Романенковой, И. М. Синяевой, Д. А. Жильцова [3]. Он представляет собой оценку качественных показателей — обратную связь с целевой аудиторией, экспертный опрос, опрос фокус группы в количестве 120 студентов, анализ общественного мнения в СМИ и социальных сетях. Оценка количественных показателей — увеличение числа подписчиков, читателей, зрителей официальных страниц СИА СВФУ в социальных сетях с февраля 2018 года на 46 %, количество просмотров и скачиваний выпущенных материалов на 27 %, что показывает заинтересованность и активность целевой аудитории с учетом короткого срока работы СИА.
В дальнейших планах работы Студенческого информационного агентства СВФУ входит работа с авторскими проектами студентов на различные актуальные темы, создание мобильного приложения с полезной информацией, поддержание связей со СМИ и освещение результатов своей деятельности, проведение круглого стола с обсуждением проблемы исследования и поощрение наиболее активных участников проекта — наших активистов, которые станут дополнительными инструментами, обеспечивающими реализацию коммуникационной стратегии СВФУ.
Литература:
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент. — Таганрог: ТРТУ, 1995. — 93 с.
- Официальный сайт Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.s-vfu.ru
- Романенкова О. Н., Синяева И. М., Жильцов Д. А. Реклама и связи с общественностью: учебник для бакалавров / — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 552 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
- Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. — С.: Юнити- Дана, 2001. — 415 с.