Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 11.04.2018

Статья просмотрена: 1795 раз

Библиографическое описание:

Гордеева, Е. А. Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка / Е. А. Гордеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49337/ (дата обращения: 18.12.2024).



В России насчитывается приблизительно 13 миллионов людей с нарушением слуха, из них более 3 миллионов дети. По данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) к 2020 году более 30 % всего населения земного шара будут иметь те или иные нарушения слуха [2].

До недавнего времени людей с нарушенным слухом называли — «глухонемые», но в настоящее время таких людей нельзя называть «немые», так как этот термин может использоваться только в отношении людей, которые никак не могу общаться с другими людьми. Cлабослышащие же общаются между собой, только для общения используют не слова, а жесты. В России жестовый язык называют — Русский жестовый язык (далее РЖЯ), также в начале 50-х годов комиссия Всемирной федерации глухих был разработан — Международный жестовый язык, он был создан для облегчения общения людей с нарушением слуха в мире. 30 декабря 2012 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ», в котором Русский жестовый язык стал одним из официальных языков Российской Федерации и получил государственную поддержку.

У детей с нарушением слуха без обучения в системе русской жестовой речи познавательная деятельность формируется медленнее, так как им сложно научиться произносить то или иное слово, а также страдают навыки словесной речи. Существующая методическая литература предназначена для людей старшего возраста без сопровождения дидактическими материалами, без системной коррекционной работы. Таким образом, существует необходимость в разработке методической литературы для слабослышащих дошкольников в системе РЖЯ.

На сегодняшний день в условиях введения инклюзивного образования существует дефицит методик по изучению и обучению устной речи у дошкольников с нарушенным слухом.

Традиционные подходы к обучению глухих детей основаны на представлении, что глухой ребенок не может овладеть речью, слушая речь окружающих людей. Поэтому у ребенка с нарушенным слухом речь формируют, опираясь на сохранные органы чувств — зрение, тактильные и кинестетические ощущения. Важной особенностью таких подходов к обучению речи является то, что в этих условиях нет речевой среды. Традиционные методы обучения речи глухих детей можно разделить на 2 группы: устные и жестовые.

Цель устных методов — научить ребенка с нарушенным слухом устной речи с помощью зрения, тактильных и кинестетических ощущений, остаточного слуха. При этом устная речь должна стать для глухого ребенка первым языком, который он осваивает.

Основоположником этой группы методов является Самюэль Гейнике, который разработал «чистый» устный метод в 19 веке — эпоху слуховых трубок. В этом методе ведущее значение отводится формированию звукопроизношения, которое становится основой для развития устной речи. Для этих целей используется чтение (письменная речь), дактильная азбука (позы пальцев, обозначающие буквы алфавита), чтение с губ и опора на тактильные и кинестетические ощущения.

Жестовый метод наиболее активно развивались во Франции с начала 19 века (Ш. М. де Л’Эпе, Р. А. Сикар). В соответствии с этой группой методов ребенок овладевает жестовым языком глухих как первым языком для общения. В дальнейшем жестовый язык используется как основа для обучения ребенка письменной и устной речи. Овладение жестовым языком глухих как первым языком для общения естественным образом происходит в семьях неслышащих родителей. В эту группу входит билингвальный метод, предполагающий возможность использования жестов глухих для объяснения ребенку значения нового слова при овладении нового учебного материала и чтении.

К современным слуховым методам относят Audio-verbal (Estabrooks W., Канада) и слуховой метод, разработанный в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи. Цель «Слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения [1, С. 40–45].

Рука для тех, кто не слышит, является естественным орудием речи: она образно (или условно) воспроизводит видимое, ее движения воспринимаются зрительно, речевые жесты и дактильные знаки сравнительно легко и быстро усваиваются. Этим объясняется широкое распространение в коллективах неслышащих жестики и дактилологии, значение которых трудно переоценить: жесто-мимическое речи — при наличии большой аудитории, дактильной — для формирования, развития навыков словесной речи, употребления в разговорном обиходе [3, С. 20].

Общепринятая жесто-мимическая система речевых знаков, сложившаяся в нашей стране, впервые была описана в 50-е годы Гейльманом Иосифом Флориановичем.

Условия формирования навыков общения у слабослышащих детей дошкольного возраста с помощью жестов:

– индивидуальные занятия

– доступный для ребенка дидактический материал

– доступная образовательная среда

Формирование речевых способностей требует специальных методов обучения, без них процесс реабилитации не будет успешен, так как ребёнок не будет овладевать всем набором знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшего успешного обучения.

Коррекционная работа по формированию речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе РЖЯ проходило в Областном Государственном Бюджетном Образовательном учреждении «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» города Томска.

Исследование проходило по карте комплексного обследования ребёнка с нарушенным слухом дошкольного возраста. Диагностическая карта была разработана самостоятельно, на основе литературы Нищевой Н. В. и Шматко Н. Д., состоит из четырёх блоков, каждый из которых неотъемлемая часть обследования. Карта рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, так как коррекционная работа по формированию речевых способностей в системе РЖЯ должна происходить только по истечению 5 лет безрезультатного обучения ребёнка устной речи. Обследование строилось в соответствии с «Альбомом по обследованию уровня РЖЯ у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом», разработанным самостоятельно.

Альбом по обследованию был разработан в соответствии с «Альбомом по обучению РЖЯ детей дошкольного возраста с нарушенным слухом». Слова были подобраны как знакомые детям, так и мало известные детям дошкольного возраста, для расширения словарного запаса. Иллюстрации в альбоме подписаны, также в каждом слове стоит ударение.

Обследование проводилось по лексическим темам, представленным в альбоме. Слова по лексическим темам были подобраны в соответствии с требованиями, предъявляемыми дошкольникам для дальнейшего успешного обучения в школе: овладение универсальными предпосылками учебной деятельности, умение работать по образцу, любознательность и другие.

При обследовании детей использовались приёмы: инструкция на дактиле, жестовая речь, игра, беседа (с родителями, педагогами), словесные инструкции (если ребёнок хорошо владеет устной речью).

Экспериментальная работа проходила по книге «Альбом по обучению РЖЯ детей дошкольного возраста с нарушенным слухом», которая была разработана самостоятельно на основе книг И. Ф. Гейльмана «Специфические средства общения глухих». Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков общения у слабослышащих детей с помощью жестов проходила в течение нескольких месяцев.

Для овладения речью посредством РЖЯ, должна быть соблюдена логическая последовательность: постановка руки — дактилирование — чтение с губ — жестовая речь. Занятия по коррекционной работе проходили с детьми в подгруппах по 2–3 человека, при отсутствии звуковых раздражителей со стороны, для усиления концентрации внимания детей на задании. Продолжительность занятия по обучению РЖЯ составляет 20–25 минут, в зависимости от сложности лексической темы. Предложенные в альбоме темы предоставлялись для детей в игровой форме. В начале занятия проходила актуализация знаний по прошлой теме. Коррекционная работа проходила в несколько этапов: первый — артикуляционная и пальчиковая гимнастика, а также постановка руки, второй — дактилирование, третий — чтение с губ, четвёртый — жестовая речь. В результате проведенной коррекционной работы была выявлена положительная динамика в развитии речевых способностей в системе РЖЯ среди детей экспериментальной группы.

Таким образом, формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников требует специальных методов обучения, без них процесс реабилитации не будет успешен, так как ребёнок не будет овладевать всем набором знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшего успешного обучения.

Литература:

  1. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей, педагогов и врачей. / И. В. Королева, П. Янн. — Санкт-Петербург: изд-во КАРО, 2011.
  2. Официальный сайт Всемирной Организации Здоровья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs300/ru/ (дата обращения: 5.09.2015).
  3. Пискун, О. Ю. Практическая сурдопсихология: современный взгляд: учебно-методическое пособие: в двух частях / О. Ю. Пискун; Министерство образования и науки РФ, НГПУ. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушенный слух, устная речь, дошкольный возраст, ребенок, коррекционная работа, нарушение слуха, дальнейшее успешное обучение, жестовая речь, Российская Федерация, Русский жестовый язык.


Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Роль здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Роль здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Задать вопрос