Рассматриваются особенности оценки финансовой устойчивости страховой организации в условиях развития российского страхового рынка на современном этапе.
Ключевые слова: страховая организация, страховой продукт, финансовая устойчивость/неустойчивость,конкурентоспособность, модели конкурентного анализа, банкротство, конкурсное производство.
В современных условиях формирования рынка услуг, страховая деятельность находится в стадии жесткой конкурентной борьбы. Индикатором конкурентоспособности субъекта страхового дела являются его финансы. Поэтому устойчивое финансовое «здоровье» страховой организации является залогом его комфортной жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. С начала 2018 года Центральный Банк Российской Федерации отозвал лицензии на осуществление страхования у 4 страховых организаций: ООО «Селекта», ООО «СК «АСКО»», ООО «ЮРАРАЛЖАСО» и ООО «Русско-Английский Страховой брокер», в связи с неустранением в указанный строк нарушений страхового законодательства [1].
Действующие страховые организации для сохранения своих позиций и обеспечения оптимального уровня конкурентоспособности в существующих реалиях страхового рынка должны отличаться деятельностью, которая обеспечивает стабильное и финансово-устойчивое функционирование. По состоянию на 01 января 2018 года общая численность действующих страховщиков составила 237 компаний [2].
Современная страховая организация должна обладать высокой мобильностью, то есть уметь легко и быстро адаптироваться в постоянно меняющихся правилах «игры» страхового рынка. Для выявления финансовых проблем страховщика существует ряд методик оценки его финансовой устойчивости. Но, ни одна действующая методика не обладает механизмом поиска решений выявленных проблем.
Прежде всего, любая выбранная методика оценки финансового состояния страховой организации должна позволять провести глубокий и расширенный анализ всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности страховщика и наиболее объективно определит его проблемные места.
Поиск решений выявленных проблем обеспечит анализ моделей конкурентного анализа, связанных со степенью адаптации страховщика к условиям внешней среды, уровню его конкурентоспособности и влияния на страховой рынок в целом. Например, PIMS — анализ позволит оценить влияние выбранной стратегии на прибыльность страховой организации, а также оценить положение в страховой отрасли (см. табл.1).
По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что стратегия роста условной страховой организации выбрана, верно, так как в краткосрочной перспективе прогнозируется рост рынка, но чтобы поддерживать данную стратегию в долгосрочной перспективе (т. к. рост отрасли замедлится, и компания может не справится с взятыми на себя обязательствами) необходимо увеличить ассортимент предлагаемых страховых услуг и обеспечить одинаковое продвижение и развитие доступных страховых продуктов. Так как доля присутствия условной организации на страховом рынке достаточно высока, а интенсивность капитала недостаточна, необходимо привлечь дополнительные финансовые ресурсы посредством увеличения уставного капитала (дополнительный выпуск акций). Затраты на маркетинг необходимо увеличить, применяя современные маркетинговые методы распространения страховых продуктов, включая паблик рилейшенз — организацию общественного мнения, основной задачей которого является создание и сохранение имиджа страховой организации.
Таблица 1
PIMS-анализ условной страховой организации
Показатель |
Условная страховая организация |
Максимальное значение вотрасли |
1. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЙ |
||
Скорость роста отрасли в долгосрочной перспективе |
7–8 % |
|
Скорость роста отрасли в краткосрочной перспективе |
12–14 % |
|
Стадия жизненного цикла |
Рост |
|
2. СИЛА КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ |
||
Рыночная доля, % |
18,41 |
22,20 |
Относительная рыночная доля |
82 % |
|
Относительное качество страхового продукта |
выше среднего |
выше среднего |
Относительная ширина продуктовой линии |
средняя |
широкая |
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ |
||
Интенсивность инвестиций (суммарные инвестиции, отнесенные к объему продаж, и суммарные инвестиции, отнесенные к добавленной стоимости) |
15 % |
33 % |
Интенсивность основного капитала (отношение основного капитала к объему продаж) |
39 % |
57 % |
Вертикальная интеграция (отношение добавленной стоимости к объему продаж) |
85 % |
95 % |
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТА |
||
затраты на маркетинг по отношению к объему продаж |
4 % |
10 % |
5. ТЕКУЩИЯ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ НА РЫНКЕ |
||
Изменение рыночной доли |
2–3 % |
3–5 % |
Хорошим дополнением к любой методике станет анализ конкурентных преимуществ (бенчмаркинг), определяющий недостатки и преимущества страховой организации по сравнению с ее конкурентами. Основными сравнительными характеристиками могут выступать как количественные (объем страховых премий/выплат, количество заключенных/действующих договоров, количество мотивированных отказов, количество лицензий, величина активов, размер чистой прибыли и т. д.), так и качественные показатели (инвестиционный/народный рейтинг, опыт работы, филиальная сеть, разнообразие программ страхования, уровень внедрения IT-технологий, уровень профессионализма работников, взаимоотношения с контрагентами (банки, страхователи, агенты, поставщики, государство и пр.), судебные разбирательства).
Матрица БКГ (BCG Matrix) выявит текущее положение каждого вида страхования (страхового продукта) условной страховой организации и определит направления их развития (см. рис. 1).
Построив и проанализировав матрицу можно сделать вывод о том, что звездами в рассматриваемой страховой организации выступает такой страховой продукт, как добровольное медицинское страхование, обладающий самыми высокими темпами рыночного роста и занимающий наибольшую долю, поэтому стоит сохранить лидирующие позиции данного вида страхования.
Рис. 1. Матрица БКГ страховых продуктов условной страховой организации
Денежными мешками является такой вид страхования, как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для которого характерна большая доля рынка при низком темпе его роста. В условиях функционирования условной страховой организации данный вид страхования приносит стабильный доход на фоне его растущей убыточности на отраслевом уровне, поэтому необходимо диверсифицировать страховой портфель для минимизации рисков.
Темными лошадками является такой вид страхования, как КАСКО. Относительная доля маленькая, но темпы роста продаж — высокие. Чтобы увеличить их рыночную долю требуются большие усилия и затраты. Наименьшую относительную долю в страховом портфеле условной страховой организации занимают такие виды страхования, как страхование имущества граждан и юридических лиц, сельскохозяйственное страхование. Данные виды страхования плохо развиты, имеют низкие темпы роста, доход, приносимый ими, и рентабельность малы. Обычно они самоокупаются, но не более того. Однозначно рекомендуется пересмотреть структуру страхового портфеля условной страховой организации в сторону увеличения/уменьшения содержащихся в нем долгосрочных или краткосрочных видов страхования.
С помощью моделирования есть вероятность нахождения направлений (резервов) устранения возможной краткосрочной финансовой неустойчивости страховой организации. Затянувшаяся во времени, долгосрочная финансовая неустойчивость (более 3 месяцев), как следствие, неплатежеспособность страховой организации влечет за собой необратимые изменения состава и структуры активов. В таком случае страховая организация не в силах самостоятельно справится с ситуацией, развитие этой неблагоприятной ситуации грозит процедурой банкротства, либо санацией, как в случае со страховой компанией ПАО «Росгосстрах» (данный механизм финансового оздоровления применен в российской страховой практике впервые).
Стоит отметить, что в процессе незавершенного конкурсного производства (по состоянию на 06 апреля 2018 года) находятся 32 страховые организации (с датами признания их банкротства в 2012–2018 гг.), из них 11 процедурами (ООО «Антал-Страхование», ООО МСК «СТРАЖ» им. С.Живаго, АО «СК «Подмосковье», АО «СК «Мед-Гарант» АО СК «Московия» и др.) руководит Группа Компаний «Агентство по страхование вкладов», ранее занимавшаяся ведение банкротства банков [3].
Необходимо подчеркнуть, что регулярное проведение комплексной оценки финансовой устойчивости страховой организации становится все более актуальным в связи с увеличением количества потенциальных банкротов. В такой ситуации «открытость» страховщиков является признаком их уверенности в собственных возможностях.
Литература:
- Официальный сайт ЦБ РФ — URL: http://www.cbr.ru/finmarket/nfoprikaz/ (дата обращения: 07.04.2018).
- Официальный сайт ЦБ РФ -URL: http://www.cbr.ru/finmarket/supervison/sv_insurance/(дата обращения: 07.04.2018).
- Официальный сайт АСВ — URL:-https://www.asv.org.ru/liquidation-sk/(дата обращения: 07.04.2018).