Тенденции правового регулирования предвыборной агитации в сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 16.04.2018

Статья просмотрена: 3733 раза

Библиографическое описание:

Романова, А. А. Тенденции правового регулирования предвыборной агитации в сети Интернет / А. А. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49360/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье ставится задача рассмотреть развитие правовых основ предвыборной агитации в сети Интернет.

Ключевые слова: предвыборная агитация, правовое регулирование, информационно-телекоммуникационная сеть.

В связи с возросшим использованием различных интернет-ресурсов широкой аудиторией, тема предвыборной агитации, осуществляемой в сети «Интернет», приобретает особое значение. Предвыборная агитация представляет собой деятельность, имеющую целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список или списки кандидатов либо против него, них. Данная деятельность регламентирована законодательством, однако правовое регулирование агитации в период избирательной кампании в сети «Интернет» в настоящее время остается актуальной проблемой.

Попытка урегулировать финансирование предвыборной интернет-агитации была предпринята еще в начале 2000-х годов. В работе Борисова И. Б., Головина А. Г., посвященной предвыборной агитации в сети «Интернет», приведен пример законодательной инициативы на уровне избирательного законодательства города Москвы. 20 июня 2001 года в Московской городской Думе обсуждалась поправка к Закону о выборах мэра, советников районных собраний и депутатов Думы, согласно которой кандидат обязан был оплачивать проводимую им предвыборную агитацию в сети «Интернет» из своего избирательного фонда [7, с. 5].

Регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации начинается с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако только в марте 2016 года в Федеральный закон № 67-ФЗ были внесены поправки, в результате которых пункт 15 статьи 21 был дополнен словами «официальное сетевое издание» [4, с. 5]. Официальное сетевое издание представляет собой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации [1, с. 5].

Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрены способы размещения агитационной информации в сети «Интернет». Согласно его положениям, агитация может осуществляться в сетевых изданиях, вне таковых изданий (проведение агитации рассматривается как иной, не запрещенный законом метод), как выпуск и распространение аудиовизуальных и других агитационных материалов. До внесения в избирательное законодательство нормы о предвыборной агитации в сетевых изданиях применимы были только два подхода. В Федеральном законе была также закреплена норма, которую можно отнести к правовым ограничениям в сфере интернет-агитации. Так в пункте 3 статьи 46 установлено, что в течение 5 дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (в том числе в сети «Интернет»).

Ряд норм, регулирующих отношения в сфере предвыборной агитации в сети «Интернет», закреплен в Федеральном законе от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». К примеру, в законе установлено, что действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск СМИ, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него либо за кандидата (кандидатов) или против него (них).

Правовые основы агитации в сети «Интернет» медленно, но верно расширяются, но при этом в избирательном законодательстве до сих пор не предусмотрены какие-либо специальные нормы, которые бы создавали особый режим правового регулирования в данной сфере. Поэтому особый интерес, на наш взгляд, представляют акты Центральной избирательной комиссии, регулирующие интернет-агитацию. Например, в Постановлении ЦИК РФ «О Методических рекомендациях по вопросам контроля за соблюдением правил информационного обеспечения выборов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» установлено, что на лиц, распространяющих информацию в сети «Интернет», распространяются общие правила информирования избирателей и предвыборной агитации, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом указывается, что ряд положений Федерального закона применим только в отношении сетевых изданий (зарегистрированных для распространения в сети «Интернет» средств массовой информации), деятельность которых регулируется положениями Закона РФ «О средствах массовой информации». В документе закреплен порядок действия избирательных комиссий в случае выявления фактов нарушения в сети «Интернет», разновидности нарушений и установленная за них административная ответственность [5, с. 5].

Помимо представленного постановления Центральной избирательной комиссией РФ разработан справочно-методический материал по некоторым вопросам использования информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» для информационного обеспечения выборов [6, с. 5]. В документе закреплены правила работы интернет-СМИ (которые приравнены к традиционным) во время выборов. Согласно рекомендациям, сетевые издания должны соблюдать сроки агитации. Предусматривается, что СМИ в сети «Интернет» могут размещать предвыборную агитацию, при условии опубликования сведений о готовности предоставлять данную услугу и о ее стоимости не позднее, чем за 30 дней до объявления выборов. Данные правила распространялись также на блогеров, включенных в реестр Роскомнадзора (то есть владельцы интернет-страниц или сайтов с посещаемостью более 3 тысяч человек в сутки). В тексте методического материала, размещенного на сайте ЦИК России, закреплены нормы, связанные с контролем со стороны избирательных комиссий за распространением предвыборной интернет-агитации. Установлено, что фиксация нарушения правил распространения агитационных материалов в сети производится посредством изготовления распечатки скриншота (снимка экрана монитора) и ее заверения либо посредством изготовления электронной копии страницы сайта с теми материалами, которые распространены с нарушением закона.

Главной проблемой при распространении предвыборной агитации в сети «Интернет» остается то, что агитация осуществляется ресурсами, которые не зарегистрированы в качестве средств массовой информации. Ряд авторов отмечают и другие проблемы предвыборной интернет-агитации, которые нуждаются в правовом регулировании, например:

1) Определение сроков размещение информации. Материалы в сети «Интернет» остаются доступными неограниченное количество времени, в том числе в период, когда агитация запрещена;

2) Указания количества распространенных агитационных материалов. Точное количество распространенных материалов определить очень сложно, при этом возникает проблема указания выходных данных в агитационных материалах в сети «Интернет» [9, с. 5];

3) Установления стоимости агитационного материала;

4) Определение субъектов нарушения законодательства при интернет-агитации. Возникает вопрос, кто должен нести ответственность за размещаемую информацию. От выработки механизма распределения ответственности зависит эффективность борьбы с «двойниками» кандидатов, направляющих свою деятельность на дискредитацию кандидатов путем размещения агитационной информации от их имени [8, с. 5].

Помимо перечисленных существует проблема опровержения недостоверной информации в интернет-ресурсах. В ч. 6 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях…» содержится положение, обязывающее средства массовой информации опубликовывать опровержение в защиту репутации кандидатов. Применительно к ресурсам в сети «Интернет», не приравненных к СМИ, подобная обязанность отсутствует. Как справедливо отмечает Шапова А. А., норма Гражданского кодекса, касающаяся защиты чести, достоинства и деловой репутации, не учитывает особенностей избирательного процесса, что «опровержение должно быть распространено до окончания агитационного периода. Данный момент особенно важен, так как негативная информация может оказать существенное влияние на мнение избирателей.

Поскольку интернет-ресурсов появляется все больше, Российскому законодателю необходимо предпринять продуманные шаги в отношении правового регулирования предвыборной агитации в сети, осуществляемой через ресурсы, которые не зарегистрированы в качестве средств массовой информации. Предусмотреть требования к уведомлению избирательных комиссий о выпуске агитационных материалов, особенности содержания выходных данных материалов предвыборной агитации и другое.

На наш взгляд, общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предвыборной агитации в сети «Интернет», должны регулироваться отдельными специальными нормами, которые позволят решить вышеперечисленные проблемы. Вижу целесообразным включить специальные положения, по аналогии со статьями, регулирующими агитацию в периодических печатных изданиях, на каналах организации телерадиовещания в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также внести необходимые изменения в другие законы Российской Федерации.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124–1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» // Российская газета. — 8.02.1992. — № 32.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 17.06.2002. — № 24. — Ст. 2253.

3. Федеральный закон от 22 февраля 2014 № 20-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 24.02.2014. — № 8. — Ст. 740.

4. Федеральный закон от 9.03.2016 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 14.03.2016. — № 11. — Ст. 1493.

5. Постановление ЦИК России от от 08 июля 2015 г. № 290–1-6 «О Методических рекомендациях по вопросам контроля за соблюдением правил информационного обеспечения выборов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Вестник ЦИК России. –2015. — № 7.

6. Выписка из протокола заседания ЦИК России от 29.07.205 № 294–1-6 (ред. от 01.11.2017) «О справочно-методическом материале по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для информационного обеспечения выборов» // Вестник ЦИК России. — 2015. — № 7.

7. Борисов И. Б. Выборы в мире: агитация в сети Интернет / И. Б. Борисов, А. Г. Головин, А. В. Игнатов. — М.: Российский общественный институт избирательного права. — 2017. — 268 с.

8. Хвалев С. А. Предвыборная агитация в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» / С. А. Хвалев // Избирательное право. — 2014. — № 13(37). — С. 11–15.

9. Шапова А. А. Правовое регулирование предвыборной агитации в сети Интернет / А. А. Шапова, С. А. Куликова // Известия Саратовского университета. — 2016. — № 4. — С. 472–480.

Основные термины (генерируются автоматически): предвыборная агитация, сеть, массовая информация, Российская Федерация, правовое регулирование, информационно-телекоммуникационная сеть, материал, предвыборная интернет-агитация, референдум граждан, Центральная избирательная комиссия.


Похожие статьи

Проблема соотношения понятий «политическая агитация» и «политическая реклама»

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия «предвыборная агитация» и «политическая реклама». Освещаются вопросы соотношения указанных политико-правовых категорий, их взаимосвязь. Акцентируется внимание на несовершенстве отечес...

Правовое регулирование электронной демократии: проблемы и пути решения

В рамках настоящей статьи на основании обзора научных статей выявлены проблемы в правовой регламентации электронной демократии. Исходя из выявленных проблем, обозначены направления для развития электронной демократии, которые непосредственно связаны ...

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе предвыборной агитации

В статье автор пытается определить существующие проблемы в ограничении свободы слова сети интернет в ходе предвыборной агитации.

Политический текст в период выборной кампании: функциональные возможности и реальность

В статье определяется сущность понятия «политический текст» и его функциональные возможности. Представлены результаты анализа публикаций политической проблематики в местных СМИ в период выборной кампании осенью 2016 года. На основании данного анализа...

Электронное голосование: правовая и доктринальная интерпретация

В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия электронного голосования, проведен анализ легального определения электронного голосования, предложены направления его совершенствования, а также пути развития российс...

Интернет как средство формирования террористического мышления, финансирования террористических организаций

Настоящая научная статья рассматривает проблему использования сети Интернет как средство формирования террористического мышления, финансирования террористических организаций, а также освещает меры по профилактике и противодействию данного явления.

Особенности методологии разработки рекламных кампаний для малых производственных предприятий

В статье определена сущность, содержание и ключевые особенности методологии разработки рекламной кампании.

Становление государственного регулирования рекламной деятельности и ее современные проблемы

Статья посвящена исследованию проблемы государственного регулирования рекламы. В статье приведены наиболее используемые способы обхода российского законодательства в сфере рекламы и вопрос этичности использования эпатажных технологий в рекламе.

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Особенности правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье анализируются особенности правого регулирования применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации, выделяются основные направления правого регулирования, а также поднимаются проблемы правого регул...

Похожие статьи

Проблема соотношения понятий «политическая агитация» и «политическая реклама»

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия «предвыборная агитация» и «политическая реклама». Освещаются вопросы соотношения указанных политико-правовых категорий, их взаимосвязь. Акцентируется внимание на несовершенстве отечес...

Правовое регулирование электронной демократии: проблемы и пути решения

В рамках настоящей статьи на основании обзора научных статей выявлены проблемы в правовой регламентации электронной демократии. Исходя из выявленных проблем, обозначены направления для развития электронной демократии, которые непосредственно связаны ...

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе предвыборной агитации

В статье автор пытается определить существующие проблемы в ограничении свободы слова сети интернет в ходе предвыборной агитации.

Политический текст в период выборной кампании: функциональные возможности и реальность

В статье определяется сущность понятия «политический текст» и его функциональные возможности. Представлены результаты анализа публикаций политической проблематики в местных СМИ в период выборной кампании осенью 2016 года. На основании данного анализа...

Электронное голосование: правовая и доктринальная интерпретация

В статье рассмотрены существующие в правовой доктрине подходы к определению понятия электронного голосования, проведен анализ легального определения электронного голосования, предложены направления его совершенствования, а также пути развития российс...

Интернет как средство формирования террористического мышления, финансирования террористических организаций

Настоящая научная статья рассматривает проблему использования сети Интернет как средство формирования террористического мышления, финансирования террористических организаций, а также освещает меры по профилактике и противодействию данного явления.

Особенности методологии разработки рекламных кампаний для малых производственных предприятий

В статье определена сущность, содержание и ключевые особенности методологии разработки рекламной кампании.

Становление государственного регулирования рекламной деятельности и ее современные проблемы

Статья посвящена исследованию проблемы государственного регулирования рекламы. В статье приведены наиболее используемые способы обхода российского законодательства в сфере рекламы и вопрос этичности использования эпатажных технологий в рекламе.

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Особенности правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье анализируются особенности правого регулирования применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации, выделяются основные направления правого регулирования, а также поднимаются проблемы правого регул...

Задать вопрос