В статье рассматриваются основные концепции при выборе систем управления контентом. Авторы опираются на данные исследовательских компаний IDC и W3Techs и делают выводы, используя свой практический опыт.
Ключевые слова: управление контентом, Content Management System, WordPress.
Концепция управления контентом появилась с пониманием того, что перевод документов вручную из одной формы хранения в другую — очень затратная операция. Системы электронного документооборота являются основой современного IT-рынка и внедряются все шире, как системы, занимающиеся хранением и обработкой информации.
Исследовательская компания International Data Corporation (IDC) провела опрос, в ходе которого 956 руководителей европейских компаний ответили на вопрос: «Что следует понимать под термином “документ”?». По данным проведенного опроса 80 % респондентов отнесли к понятию «документ» сообщения электронной почты и 50 % web-странички [1]. В настоящее время для многих руководителей компаний «документ» — это не только бумажный оригинал, но и в большинстве случаев файл, хранящийся на диске.
В современном мире информация подчиняется закону Мура [2], ее количество возрастает экспоненциально. В компаниях имеет место резкий рост контента. Современные средства хранения информации, которые часто являются дешевыми, позволяют накапливать контент, но для эффективного управления им требуются новые, интегрированные технологии ввода, хранения, управления и дистрибьюции контента. Поэтому управление контентом является актуальной задачей.
Сейчас компаниям требуются существенные вложения для построения интегрированной системы управления контентом. Однако траты окупаются, так как организации теряют много ресурсов из-за неавтоматизированности подобных систем: много операций приходится дублировать, не оптимально расходовать ресурсы. Более 90 % руководителей компаний, которые участвовали в опросе IDC, не смогли даже примерно оценить, сколько они тратят на управление контентом при той степени автоматизации, которая в настоящее время используется на их предприятии. Две трети признались, что такие расчеты (оценка расходов на управление контентом) в организации не проводились. По данным опроса сотрудники в среднестатистической организации заняты чтением почты и отправкой e-mail ответа, созданием документов, анализом и поиском информации, редактированием и рецензированием документов, вводом данных в электронные формы. Следовательно, большая часть времени уходит на создание документов, поиск и ручное заполнение форм. Организации нуждаются в использовании концепции интегрированных систем управления данными.
Появившиеся на рынке информационных технологий, системы управления контентом (Content Management System — CMS) позволили повысить управляемость и снизить затраты на администрирование ресурсов. Основными функциями CMS (систем управления контентом.) являются: предоставление инструментов для создания содержимого, организация совместной работы над содержимым; управление содержимым: хранение, контроль версий, соблюдение режима доступа, управление потоком документов и т. п.; публикация содержимого; представление информации в виде, удобном для навигации и поиска.
Система управления контентом — это такой автоматизированный редакторский комплекс, который служит для управления содержанием и структурой Интернет-ресурса в онлайновом режиме. На практике это означает, что любой, даже незнакомый с информационными технологиями пользователь может самостоятельно управлять содержанием сайта. При использовании таких систем значительно снижается трудоемкость разработки и поддержки за счет ограничений на логическую структуру контента, на дизайн и функциональные возможности создаваемых сайтов.
Функциональные возможности конструкторов сайтов сравнимы с полноценными системами управления контентом и определяют будущее сайтостроения. Их основное отличие — это максимальная простота использования. Автоматизируя процесс публикации информации, системы управления контентом упрощают разработку и снижают стоимость поддержки сайтов. В настоящее время на IT-рынке существует огромное количество систем управления контентом, которые выполняют различные функции и ориентированы на широкий спектр задач, но требования к таким системам до сих пор не до конца выработаны, поэтому нельзя четко назвать лидера.
WordPress — это самая популярная система управления контентом. По данным Web Technology Surveys, на этом «движке» по состоянию на 1 марта 2018 года работает 30,5 % от общего числа существующих сайтов, а также 60,1 % сайтов, использующих CMS. Из 10 миллионов сайтов в мире на WordPress работают 1434000 сайтов, причем второе место занимает Squarespacec 323000 сайтами [3]. Исследования, которые провели Pingdom, показали, что 49 из 100 топовых блогов в данный момент используют WordPress в качестве платформы.
Изначально WordPress был создан как система управления для блогов, поэтому он наиболее распространен именно в этой среде. Основной функционал системы нацелен на создание авторских тематических постов с возможностью их комментирования посетителями. WordPress отлично подходит в качестве платформы для блогов, сайтов-визиток, сайтов-каталогов (те же сайты-визитки, но с возможностью добавления портфолио или продукции по рубрикам), новостных сайтов, простых информационных тематических площадок, любых других интернет-проектов, где в основе сайта — текстовый материал в виде обычных статей с тем или иным содержанием.
Для создания интернет-магазинов с широким функционалом илидинамических сайтов лучше использовать специализированные CMS или более продвинутые движки, типа Drupal. Если магазин небольшой и простой по функционалу с несколькими категориями и 50 или 70 товарами, то лучше всего подойдет WordPress. На создание динамических сайтов требуется больше усилий и времени по сравнению с другими системами. Кроме того такой интернет-магазин возможно будет уступать по удобству и возможностям площадок, созданных на более подходящих для этого CMS. Использование WordPress для создания интернет-магазина с широким функционалом скажется отрицательно на производительности и обновляемости системы. Появляется риск получить вообще необновляемую версию сайта с практически гарантированной необходимостью полной переделки всего сайта через 2–3 года после начала использования, а то и раньше.
WordPress не стоит использовать для любых масштабных интернет-порталов. Максимальная защита от взлома и тесная интеграция с безналичными системами учета нужна в финансовом секторе. Поэтому, для таких сайтов нужны узкоспециализированные, доработанные CMS, которые значительно выше стоимостью. Для действительно серьезных корпоративных сайтов лучше тоже использовать другую систему. Однако, владельцы таких компаний обычно могут себе позволить сайт на коммерческой CMS.
Не смотря на сказанное выше о выборе системы в зависимости от специфики проекта, WordPress используют многие крупные СМИ, корпорации и организации, такие как The New Yorker, Reuters, Tech Crunch, Fortune и другие.
В зависимости от специфики проекта необходимо грамотно выбирать CMS. Разработчику стоит пересмотреть большое количество предложений и альтернативных систем, прежде чем сделать свой выбор. Кроме того, необходимо обратить внимание на используемые системные требования, которые определяются языком программирования и сервером баз данных. Чаще всего в качестве языка программирования используется PHP или Perl, а в качестве сервера баз данных — MySQL или PostgreSQL. Такие системы могут быть размещены практически на любом коммерческом веб-хостинге, который стоит относительно недорого, но могут иметь ограничения по масштабируемости.
Системы на базе языка программирования Python или Java лучше использовать, если посещаемость сайта высокая или он имеет большое количество страниц. Для таких систем используются базы данных MySQL или коммерческие Oracle, DB2, MSSQL. Такие системы управления контентом обычно требуют значительно больших вложений.
Если структура данных сайта соответствует информационной модели системы управления контентом, то советуем взять данную систему за основу, а не разрабатывать ее с нуля. Собственная система необходима при нестандартной структуре данных, для этого можно использовать платформу для разработки систем управления контентом, например, CMF. Выбор использования систем управления веб-контентом дает такие преимущества, как: легкость изменения и настройки дизайна с помощью встроенного редактора; возможность использовать backend часть, а интерфейс разработать самостоятельно; служба поддержки, готовая профессионально проконсультировать по всем вопросам; гибкая система тарифов, чтобы каждый клиент мог выбрать только необходимые ему услуги; простота и удобство; возможность выбора шаблона с адаптивной версткой.
Шаблон или тема WordPress отвечает за внешний вид и функциональность ресурса. Тема позволяет кастомизировать сайт на стандартном «движке». Лучше выбирать шаблон с адаптивной версткой, если не планируется отдельно создавать мобильную версию сайта. Мы выбрали русскоязычную тему, но если планируется большой уникальный сайт, возможно есть смысл найти англоязычную тему и русифицировать ее.
В разделе «Общие» возможно указать название и краткое описание сайта. Эта информация будет отображаться для пользователей. В полях «Адрес WordPress» и «Адрес сайта» указывается URL вашего ресурса. В этом разделе выбираете часовой пояс, формат даты, язык сайта. В разделе «Написание» оставлены дефолтные настройки форматирования, главной рубрики и формата записей. Есть функция публикации заметок через электронную почту. Необходимо ввести адрес сервера, порт, логин и пароль. Следует указать надежный сервис слежения за обновлениями в разделе «Сервисы обновления», чтобы автоматически получать уведомления поисковых систем о публикации новых материалов. В разделе «Чтение» указываем, что должно отображаться на главной странице сайта. При создании блога советуем публиковать последние записи на главной странице. На сайте со статическими страницами отобразить одну из них. Также нужно указать, сколько записей отображать на одной странице и в лентах RSS, выбирать отображение в ленте анонсов статей. Также можно попросить, чтобы поисковики не индексировали сайт. В разделе «Настройки обсуждения» сохранить дефолтные настройки. Уделить внимание полям «Модерация комментариев» и «Черный список», по которым комментарии будут перед публикацией поставлены в очередь на модерацию или окажутся в списке «Спам». В разделе «Слайдер» можно выбрать настройки слайдера. Не советуем его использовать, потому что он утяжеляет сайт и считается элементом, недружественным к мобильным устройствам. В разделе «Цвета» выбирают цвет фона, названия и краткого описания сайта. В разделе GoogleWebFonts можно выбрать интернет-шрифты от Google. C помощью раздела SocialIcons указывают ссылки на профили в социальных сетях. В разделе «Виджеты» можно изменять названия, указывать дату записей, изменять вид, добавлять новые и удалять виджеты. В области подвала добавить виджет «Мета» и указать небольшую информацию. Тема поддерживает задание статической главной страницы. Если шаблон с адаптивной версткой, тогда можно просматривать, как сайт будет выглядеть на компьютере, планшете и смартфоне.
Плагины используются для решения некоторых практических задач: защиты, борьбы со спамом, индексирования поисковиками, SEO-оптимизации, создания веб-сообщества и прочих. Не устоит устанавливать десятки плагинов, так как, во-первых, они могут замедлить работу сайта. Но главное, если сайт только создан, то лучше сосредоточиться на создании и публикации качественного, актуального и полезного для аудитории контента.
Выбор системы управления контентом действительно сложный процесс, требующий учета многих факторов. Лучше посмотреть на систему в работе, попробовав использовать ее для простой задачи. Практический опыт дает лучшее понимание работы системы в целом, так как сталкиваешься с трудностями, которые могут не встретиться в теории. WordPress является отличным “пособием” для изучения работы сайтов, их создания и наполнения. Не зря именно эту систему управления контентом выбирают миллионы пользователей.
Литература:
1 International Data Corporation (IDC) [Электронныйресурс] — Режимдоступа: https://www.idc.com
2 Соколов С. А. HTML и CSS в примерах, типовых решениях и задачах. Профессиональная работа. — М.: Вильямс, 2007. — С. 416.
3 W3Techs — World Wide Web Technology Surveys [Электронныйресурс] — Режимдоступа: https://w3techs.com